Трилобиты – морские членистоногие, доминировавшие в морях в начале Палеозойской эры и вымершие в ее конце – на границе перми и триаса. Они являются самыми распространенными и, вместе с тем, самыми интересными и разнообразными ископаемыми ордовикского периода.
Сейчас отложения формации Валонго в Португалии находятся на территории геопарка Аурока (Arouca Geopark), созданного в прошлом году в целях развития науки и туризма. Уникальный палеонтологический памятник в стране с теплым средиземноморским климатом привлекает множество туристов. А в среднем ордовике, во время жизни трилобитов, условия здесь были совсем другими. Дело в том, что территория нынешней Португалии была затоплена морем и располагалась возле самого южного полюса Земли, там, где сейчас находится Антарктида.
Палеонтологи предполагают, что обитавшим здесь трилобитам приходилось жить в суровых условиях – холод, полярные ночи и периодические резкие колебания содержания кислорода в придонном слое воды. И если к холоду и темноте придонные животные могли приспособится, то длительное отсутствие кислорода оказывалось для них смертельным. Видимо, именно благодаря этим «кислородным катастрофам» мы теперь можем увидеть «мгновенный снимок» жизни трилобитов, их поведения и взаимодействия друг с другом.
Отпечаток передней части панциря крупного экземпляра Ogyginus forteyi, его длина - 32 сантиметра.
Фото авторов исследования
Возможно, что именно адаптация к холоду привела к развитию гигантизма у шести родов трилобитов из трех семейств asaphidae (роды Ogyginus, Asaphellus, Nobiliasaphus, Nerudaspis), dikelokephalidae (Hungioides), и cheiruridae (Pateraspis). До сих пор самым крупным трилобитом в мире считался найденный в 2003 году в Канаде Isotelus rex длиной 72 сантиметра. Однако авторы данного исследования обнаружили трилобита Ogyginus fortey с 70-ти сантиметровым панцирем и пигидий (заднюю часть панциря) трилобита Hungioides bohemicus длиной 21 сантиметр. Сопоставление размеров этого пигидия с известными целыми экземплярами данного вида из этих же отложений показало, что длина всего панциря трилобита достигала 90 сантиметров. Да и в целом португальские образцы оказались крупнее своих собратьев из других регионов - размер ордовикских трилобитов в различных местонахождениях редко превышает 20 сантиметров, а здесь, в Ауроке, средний размер найденных образцов – 25-40 сантиметров. Только канадские трилобиты могут сравнится с ними по размеру, но в Канаде нет такого количества гигантов в разных родах и семействах.
Кроме большого количества крупных трилобитов отложения формации Валонго интересны тем, что трилобиты здесь сохранились в прижизненном положении. В слоях, где находятся панцири, не зафиксировано никаких следов их посмертных перемещений - ни волны, ни падальщики не тревожили погибших трилобитов. Это позволяет палеонтологам увидеть не только то, как трилобиты ползали по дну и искали пищу, но и как они взаимодействовали друг с другом.
Цепочка трилобитов.
Фото авторов исследования
Трилобиты, найденные исследователями, часто образуют группы в десятки, а то и сотни особей, причем особей одного вида и одного размера. Иногда это небольшие стайки трилобитов, хаотически ориентированных по отношению друг к другу. Иногда – цепочки трилобитов, выстроившихся в одном направлении – своеобразные очереди, где каждый трилобит головным щитом немного наползает на хвостовой щит своего товарища. Иногда казалось бы одна очередь распадается на две – где-то в середине направление трилобитов меняется на противоположное. В некоторых цепочках встречаются и трилобиты разных видов, но примерно одного размера.
Одна из самых интересных находок – группа небольших трилобитов, спрятавшихся под хвостовым щитом сброшенного панциря трилобита-гиганта. Вероятно, так готовящиеся к линьке небольшие трилобиты прятались от хищников. Палеонтологи предполагают, что трилобиты, подобно своим дальним родственникам – мечехвостам, образовывали группы для линьки и нереста. Возможно, что часть трилобитов до какого-то возраста всегда держалась вместе, небольшими стайками.
На фото вверху справа - 18 трилобитов Placoparia cambriensis под сброшенным панцирем Ogyginus forteyi.