Диборид магния MgB2 содержит сразу два вида куперовских пар, одни из которых соответствуют сверхпроводимости первого, а другие — второго рода. Группе физиков из Бельгии и Швейцарии удалось показать, что в слабом магнитном поле MgB2 ведет себя не так, как другие сверхпроводники: решетка пронизывающих его магнитных вихрей оказалась неоднородной. Такую сверхпроводимость предложено называть сверхпроводимостью «1,5-го рода».
|
Лондоновская глубина, длина когерентности, энергетическая щель
Сверхпроводимость — это не только нулевое электрическое сопротивление материала, но и его идеальный диамагнетизм, выражающийся в эффекте Мейснера—Оксенфельда: сверхпроводник не пропускает внутрь себя внешнее магнитное поле, экранируя его токами в очень тонком приповерхностном слое. Глубина этого слоя при Т = 0 обозначается как ?0. Т. е. хотя поле всё же проникает в сверхпроводящий материал, оно очень быстро, экспоненциальным образом, в нём затухает — так что на глубине более ?0 от поверхности сверхпроводник уже можно считать идеальным диамагнетиком. Параметр ?0 часто называют лондоновской глубиной проникновения магнитного поля (London penetration depth) — по имени братьев Лондонов (Fritz and Heinz London), которые математически описали эффект Мейснера—Оксенфельда. По мере приближения температуры к критической глубина проникновения в сверхпроводник внешнего поля (с фиксированным значением индукции) растет. При Т = Тс внешнее магнитное поле захватывает материал полностью. Подробнее о механизме проникновения внешнего поля в сверхпроводник мы расскажем чуть позже.
Чтобы понять, что такое длина когерентности, вспомним, что сверхпроводник представляет собой «резервуар» коллективизированных электронов проводимости, объединенных в пары (называемые куперовскими) и текущих без трения как единое целое сквозь кристаллическую решетку материала. Грубо говоря, расстояние между электронами в такой паре и есть длина когерентности ?. Она, как и лондоновская глубина проникновения, зависит от температуры: с возрастанием температуры расстояние между электронами в куперовской паре увеличивается. При приближении температуры к критической это расстояние стремится к бесконечности, что означает температурное разрушение куперовской пары, а в макроскопическом масштабе — переход материала в нормальное (не сверхпроводящее) состояние.
Разрушить куперовскую пару можно не только путем повышения температуры, но и прикладывая к ней энергию — например, облучая инфракрасным светом. Энергия связи такой пары электронов (при нулевой температуре) равна 2?0 — удвоенное значение энергетической щели. С ростом температуры ? (уже без индекса 0) уменьшается — до нуля по достижении Тс.
В 1957 году А. А. Абрикосов сформулировал критерий деления сверхпроводников на две группы, введя отношение ? = ?0/?0. Если ? первого рода, в противном случае (когда ? > 1/v2) — второго рода. К сверхпроводникам первого рода относятся все чистые элементы, за исключением ванадия и ниобия. Сверхпроводящие сплавы, интерметаллические соединения и т. п. вкупе с ванадием и ниобием — сверхпроводники второго рода. C экспериментальной точки зрения это разделение определяет поведение сверхпроводников в магнитном поле и механизм проникновения в них поля.
Сверхпроводники 1-го рода
|
Внешнее магнитное поле, индукция которого не превышает критического значения Вс, не проникает в сверхпроводник первого рода, оставляя вещество сверхпроводящим. Когда В достигает Bc, силовые линии пронизывают сверхпроводник, переводя его в нормальное состояние.
Однако такая картина перехода вещества из сверхпроводящего в нормальное состояние несколько идеализирована. Она будет наблюдаться, только если в нашем распоряжении находится тонкая пластина или длинный цилиндр, а внешнее поле прикладывается параллельно ее (его) оси, см. рис. 1а. В реальности образец не всегда пластина или цилиндр, да и магнитное поле может прикладываться «неправильно». Например, на рисунке 1b видно, что плотность силовых линий у экватора шара больше, чем у полюсов, а это означает, что и поле там сильнее. Поэтому может случиться так, что значение В внешнего поля будет несколько меньше Вс, но за счет локального уплотнения силовых линий вблизи экватора индукция превысит критическое значение и сверхпроводимость исчезнет, в результате чего в экваториальной области шара образуется резистивный участок.
Состояние в сверхпроводнике 1-го рода, когда сверхпроводящие домены соседствуют в материале с нормальными областями, называется промежуточным. Такое состояние может возникать при значениях индукции приложенного поля, лежащих в интервале
|
Проникновение магнитного поля в сверхпроводник происходит в виде вихревых «ниток». Каждая такая нитка имеет вытянутое вдоль направления магнитного поля нормальное (т. е. не сверхпроводящее) ядро цилиндрической формы с диаметром порядка длины когерентности ?. Через это ядро проходит магнитное поле — поэтому вокруг него возникает кольцо незатухающих вихревых токов (с шириной, приблизительно равной лондоновской глубине ?).
Одна вихревая нитка в сверхпроводнике 1-го рода может включать большое количество флюксоидов (fluxoids, fluxons) — квантов магнитного потока, каждый из которых несет в себе поток ?0 = 2,068·10–15 Вб (вебер). Вихри притягиваются друг к другу, и чем меньше расстояние между ними, тем сильнее притяжение. За счет этого они «слипаются», образуя вышеупомянутые нормальные домены (см. рис. 2) — макроскопических размеров и не обязательно цилиндрической формы.
Сверхпроводники 2-го рода
В сверхпроводники 2-го рода магнитное поле также проникает в виде вихревых «ниток». Но есть существенные отличия от сверхпроводников 1-го рода.
|
Первое: каждый вихрь несет в себе только один флюксоид (см. рис. 3). Второе: вихри отталкиваются друг от друга (чем ближе, тем сильнее), образуя т. н. вихревую треугольную решетку, которую еще называют абрикосовской (соответственно, и вихри получили имя абрикосовских). И третье: у сверхпроводников 2-го рода критических значений индукции внешнего поля два. Проникновение вихрей происходит тогда, когда значение индукции магнитного поля заключено в диапазоне (1–D)Вc1 В Вc2.
При В = Вc1(1–D) вихри начинают проникать в материал, а когда В достигает второй критической величины, Вc2 (которая может быть во много раз больше, чем Вc1), они полностью заполняют сверхпроводник, переводя его в нормальное состояние. Важно понимать, что, несмотря на наличие абрикосовских вихрей, в интервале (1–D)Вc1 В Вc2 вещество по-прежнему сверхпроводящее, хоть и содержит нормальные области. Такое состояние сверхпроводника 2-го рода называется смешанным.
Отметим, что вихревая решетка — не абстракция, а эффект, реально наблюдаемый в магнитном поле при помощи различных экспериментальных методик: см. галерею изображений абрикосовских решеток на сайте Лаборатории сверхпроводников Университета Осло.
Сверхпроводники «полуторного» рода
В 2001 году была открыта сверхпроводимость в дибориде магния, характеризующаяся аномально высокой критической температурой — около 39 К. Как выяснилось, в MgB2 существует сразу два «сорта» куперовских пар (и, соответственно, две энергетические щели), которые взаимодействуют между собой и за счет этого создают столь высокую критическую температуру.
Каждой из двух энергетических щелей ?1 и ?2 соответствует своя длина когерентности ?1, ?2 и лондоновская глубина проникновения ?1, ?2. Если применить критерий Абрикосова для MgB2, то получится, что для первой щели
|
Поскольку сверхпроводники 1-го и 2-го рода различаются характером проникновения магнитного поля в вещество, хорошо было бы узнать, каким образом поглощает магнитное поле двухзонный сверхпроводник с куперовскими парами обоих «родов». И вот здесь всё оказалось не вполне однозначным.
В 2003 году в журнале Physical Review B появилась статья ученых из России, Швейцарии и США Vortex structure in MgB2 single crystals observed by the Bitter decoration technique, в которой они сообщали о наблюдении абрикосовской решетки в чистом монокристалле MgB2 в слабом магнитном поле. Эксперимент показал, что диборид магния, несмотря на наличие в нём двух энергетических щелей, можно отнести к сверхпроводникам второго рода. Результат подтверждался снимком треугольной вихревой решетки (рис. 4). Вихри распределены равномерно — что, по мнению исследователей, доказывает факт наличия в MgB2 сверхпроводимости второго рода.
Однако недавно группа исследователей из Бельгии и Швейцарии опубликовала в Архиве препринтов результаты своего эксперимента под говорящим заголовком «Сверхпроводники 1,5-го рода» (Type-1.5 Superconductors). Во внешнем магнитном поле напряженностью 1 эрстед (в 4 раза слабее, чем в эксперименте 2003 года) они получили для сверхпроводящего чистого монокристалла диборида магния необычную картину вихревой решетки — с неравномерным распределением вихрей, см. рис. 5а. Эта нерегулярность связана с тем, что, как предсказывает теория, взаимодействие магнитных вихрей должно напоминать поведение межмолекулярных сил: на близких расстояниях вихревые структуры отталкиваются, на далеких — начинают притягиваться. Такое поведение вихрей авторы статьи считают главной особенностью сверхпроводимости «полуторного» рода.
|
Чтобы не быть голословными, ученые количественно оценили обнаруженную неоднородность. Они применили для экспериментальных снимков, визуализирующих вихревые решетки диборида магния и диселенида ниобия NbSe2 (сверхпроводник 2-го рода), триангуляцию Делоне и рассчитали распределение расстояний между соседними вихрями; результаты см. на рис. 6а. На рис. 6b — аналогичные данные, полученные в результате численного моделирования на основе теоретических расчетов для сверхпроводников второго и «полуторного» рода.
Распределение расстояний между соседними вихрями для NbSe2 (оранжевая кривая на левом графике) — гауссово. Единственный пик показывает, что расстояние между соседними вихрями в большинстве случаев близко к постоянному и составляет около 4 мкм; это и означает, что вихри распределены равномерно.
Аналогичное распределение для диборида магния (темно-синяя кривая на левом графике) — не только не гауссово, но и имеет три пика, отмеченные стрелками; т. е. расстояние от какого-либо заданного вихря до его ближайшего соседа с большой вероятностью составляет либо 2,5, либо 4,5, либо 7,5 мкм; таким образом, в этом случае распределение вихрей действительно нерегулярное. По мнению исследователей, вихревая решетка в MgB2 напоминает паутину; они назвали такую структуру «паутинной» (gossamer).
|
Очень похожие кривые распределения получаются, и если провести теоретический расчет вихревой структуры для обычного однозонного сверхпроводника 2-го рода и для двухзонной сверхпроводимости — иными словами, для сверхпроводника 1,5 рода (см. рис. 6b). Имеем «однопиковую», т. е. однородную структуру вихревой решетки для сверхпроводника второго рода и «трехпиковую», а значит, неоднородную, — для сверхпроводника 1,5 рода. Сравнивая рисунки 6a и 6b, нетрудно заметить хорошее согласие между экспериментальными и теоретическими данными.
Поле напряженностью 1 эрстед (с индукцией 0,0001 тесла) — очень слабое. Дальнейшее увеличение напряженности, как показали эксперименты с MgB2 во внешнем поле 5 эрстед, радикально меняет вихревую решетку сверхпроводника полуторного рода: полосы с высокой и низкой плотностью вихрей чередуются (как белые и черные полоски у зебры). Если же поле увеличить до 10 эрстед, то различия в вихревых решетках между диборидом магния и диселенидом ниобия исчезают: вихри распределяются равномерно. В этом нет ничего удивительного — такое поведение сверхпроводника 1,5 рода теория также предсказывает.
У читателя может возникнуть вопрос: почему же такую структуру вихревой решетки диборида магния не наблюдали еще тогда, в 2003 году? По мнению авторов обсуждаемой работы, причина в том, что снимок вихревой решетки был получен для очень небольшой области образца (приблизительно 10 на 10 микрон), где неоднородность могла просто в достаточной мере не проявиться. К тому же вырастить идеально чистый кристалл MgB2 очень непросто, а любые примеси могут радикальным образом исказить картину.
По мнению ученых, «паутинную» вихревую решетку можно будет наблюдать и у других двухзонных сверхпроводников — в частности, недавно открытых сверхпроводящих соединений на основе железа, например Ba0,6K0,4Fe2As2.