Тайна чудовища, наводящего страх на обитателей окрестностей озера Лох-Несс, уже много лет не дает покоя ученым и простым обывателям. Человеческой природе вообще свойственна тяга ко всему загадочному: сотни людей интересуются НЛО и мечтают увидеть, нет, лучше сфотографировать если не инопланетянина, то хотя бы летающую тарелку. Потусторонний мир интересует нисколько не меньше, многие свято верят в жизнь и даже секс после смерти.
Возвращаясь к Несси, нельзя не отдать должное тем, кто прикладывал воистину титанические усилия для раскрытия тайны, скрытой в миловидном шотландском озере. Невероятно сложные проекты с вовлечением дельфинов, оснащенных кинокамерами, или рискованные вояжи по дну Лох-Несс вызывают благоговейный трепет. Надо сказать, что все эти энтузиасты, по сути, ни на йоту не приблизились к разгадке.По крайней мере, так считает Нил Кларк, куратор палеонтологического отдела музея Университета Глазго. На эту мысль его навели, как ни странно, слоны. Увидев купающихся в воде огромных животных, он усмотрел в их осанке некоторое сходство с известными фотографиями и описаниями Несси и решил, что миф о подводном монстре породили цирковые импресарио начала прошлого века.
Действительно, история говорит в пользу этой догадки. Первое современное "свидетельство" появления Несси датируется 1933 г., когда директор одного из лондонских цирков Бертрам Миллс объявил существенное денежное вознаграждение тому, кто изловит чудовище. Это вызвало международную сенсацию и пробудило всеобщий интерес к озерному монстру. Кларка насторожил тот факт, что на берегах Лох-Несс довольно часто появлялись цирковые труппы, и он предположил, что ввдохновленный мыслями о вознаграждении разум людей вполне мог сыграть с ними злую шутку. Если прибавить к этому бурную фантазию, становится понятно, что, например, в пасмурную погоду люди могли принять за Несси что угодно. Например, купающихся в воде цирковых слонов.
Это заблуждение играло на руку импресарио: например, предложение Бертрама Миллса можно расматривать как пример маркетинга. Кто знает, может, он сам впотьмах принял слона из собственного цирка за неведомое водяное чудище.