У мышей обнаружена СВЧ-зависимость

Изображение с сайта www.cs.berkeley.edu

Удивительный феномен обнаружили сотрудники Института биофизики РАН (Пущино). Мыши, подвергшиеся однажды электромагнитному излучению сверхвысокой частоты (СВЧ), предпочитают и дальше находиться в зоне его влияния.

Изучая чувствительность мышей к СВЧ-полю, которое, как известно, влияет на нервную, иммунную и эндокринную систему организма, биофизики поставили следующий экперимент. Животных поместили в небольшой плексигласовый манеж, разделенный на две равные секции, соединенные лазом. Одну из этих секций экранировали алюминиевой фольгой, а вторую облучали СВЧ. Переходя из отсека в отсек, мыши могли избежать влияния СВЧ-поля. Ученых интересовало, какое количество времени животные пребывают в облучаемом и экранированном отсеке манежа.

Контрольные мыши вели себя практически одинаково в обеих половинах манежа. Облучение электромагнитным полем основной частоты 915 Мгц, модулированным частотой 4 Гц, тоже не вызывало никаких видимых реакций: животные равномерно разбредались по отсекам камеры. При воздействии с модулированной частотой 16 Гц картина была иная. Когда включали генератор, примерно 70% животных перебиралось в экранированный отсек, где они и сидели до конца облучения. Такое электромагнитное поле им явно не нравилось.

Через две недели ученые повторили опыты. На сей раз мышей в камерах просто облучали с фоновой частотой без всякой модуляции. Контрольные мыши вели себя, как и прежде, но активность ранее облученных грызунов заметно изменилась. Оказавшись в камере, подавляющее большинство сразу устремлялось в открытый отсек и сидело там до облучения, во время и после него. Поведение мышей не зависело от того, с какой модулированной частотой их облучали две недели назад.

По словам экспериментаторов, создается такое впечатление, что исследуемые группы животных через две недели не только адаптировались к действию электромагнитного излучения, но излучение стало вызывать у них некоторый, возможно даже благоприятный, эффект. Такое предположение пущинские биофизики сделали на основании того, что мыши не только перестали уходить из зоны действия луча генератора, а, более того, предпочитали находиться под его влиянием. Ученые намерены тщательно исследовать этот феномен, чтобы выяснить его причины.