Африканские цихлиды (Neolamprologus pulcher) из озера Танганьика живут своеобразными семейными группами: в каждой есть доминирующая пара и несколько помощников, которые сами не размножаются, но помогают защищать потомство пары. Хотя помощники находятся в подчинённом положении и вынуждены уступать «главным» особям и ресурсы, и возможность оставить потомство, тем не менее они охраняют и территорию, и чужих отпрысков при внешнем нападении.
И вот что любопытно: помощники нередко приходят как раз извне, это чужаки, прибившиеся к рыбьему «хутору». Исследователи из Кембриджского (Великобритания) и Бернского (Швейцария) университетов попытались выяснить, как происходит приём чужака в «семью». Для этого учёные делили аквариум на две половины, в одну из которых сажали пару доминантных, то есть размножающихся рыб. Во вторую половину либо никого не сажали, либо помещали такого хищника, который угрожает самим рыбам или их икре. Наконец, туда могла попасть и вовсе безвредная рыба. Для потенциальных иммигрантов отводили ещё одну специальную «комнату», откуда те могли выйти и присоединиться к доминирующей паре.Как пишут зоологи в журнале Proceedings of the Royal Society B, доминантная пара была не столь агрессивной по отношению к чужакам и, если по соседству оказывался хищник, была готова принять их. То есть внешняя угроза заставляла цихлид укреплять обороноспособность и привлекать к этому наёмников-мигрантов — совершенно чужих и неродственных особей. Причём рыбы могли оценивать также и будущие угрозы. Так, если рядом был хищник, питающийся икрой, то даже если доминантная пара в этот момент не размножалась, она всё равно пускала мигрантов на свою территорию — чтобы было кому защищать икру, когда она появится. Такая же способность планировать будущее есть ещё у птиц и обезьян (не считая, разумеется, человека).
А вообще такое поведение напоминает человеческое: ведь и люди по-разному относятся к пришельцам в зависимости от того, как им живётся. Тут можно привести много примеров, от древнеримских варваров-наёмников до современных работников ЖКХ из бывших братских республик, готовых работать за весьма небольшую (разумеется, из-за перманентного кризиса) зарплату. В связи с этим было бы интересно проверить, не избавляются ли цихлиды от избытка мигрантов, когда хищник исчезает, — чтобы те, так сказать, не угрожали внутренней стабильности.