Считается, что быстрые изменения в окружающей среде, спровоцированные жизнедеятельностью человека, не оставляют животным времени на приспособление к ним. Однако, как убедились исследователи из Оксфордского университета (Великобритания), мы недооцениваем гибкость поведения животных и скорость их эволюции.
В статье, появившейся в веб-издании PLoS ONE, зоологи пишут, что по крайней мере скорость эволюции небольших птиц вполне достаточна, чтобы успешно сопротивляться тому же глобальному потеплению.Оскар Веддер и его коллеги использовали данные наблюдений за популяцией больших синиц, которые велись на протяжении нескольких десятилетий. Размножаются синицы весной и при этом сильно зависят от появления гусениц, которых в это время особенно много и которые идут на прокорм птенцам. Ну а жизнедеятельность гусениц сильно коррелирует с окружающей температурой. А температура среды у нас, как известно, за последние полсотни лет подскочила — благодаря парниковому эффекту.
Оказалось, что нынешние синицы откладывают яйца на две недели раньше, чем делали это полвека назад. Почему? — Глобальное потепление заставляет гусениц появляться раньше, и птицы это учли: они по-прежнему выводят птенцов так, чтобы попасть на то время, когда вокруг изобилие разноцветного ползающего корма.
Авторы работы утверждают, что такая поведенческая пластичность позволила бы синицам приспособиться к потеплению даже в том случае, если бы температура за год поднялась на 0,5 ˚C. Тут стоит напомнить, что самые пессимистичные сценарии глобального потепления дают повышение на 0,03 ˚C в год, то есть у синиц есть неплохой запас прочности.
Предыдущие исследования упускали из виду, что популяции животных могут учитывать изменения в окружающей среде, оттого прогнозы, касающиеся вымирания видов, были довольно мрачными. Однако тут всё же следует сделать одну оговорку: подобной пластичностью обладают лишь виды с высокой скоростью размножения. Если же скорость размножения невелика, то и приспосабливаться к среде такие животные будут медленно, а это значит, что быстрые изменения вокруг легко отправят сей «долго думающий» вид в небытие.