Животные понимают, когда мы их рассматриваем. Обычно это расценивается как угроза, особенно если у животного есть естественный враг. Птица или зверь, чувствуя пристальный взгляд, стараются отлететь или отбежать подальше, чтобы потенциальному хищнику (нам) не пришло в голову напасть.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что сороки отлетали подальше от зоологов из Сеульского национального университета (Южная Корея). Однако авторов статьи в PLoS ONE впечатлила не столько сама по себе реакция птиц на человеческое присутствие, сколько её скорость.Если человек подходил к сорокам, наблюдая при этом за ними, то птицы принимали решение мгновенно, хотя это не всегда означало бегство. Порой сороки оставались на месте и продолжали искать пищу, если приходили к выводу, что человек им не угрожает. С другой стороны, если при приближении к сорокам человек на них не смотрел, птицы не сразу понимали, как им поступить, улететь или остаться.
То есть вывод о человеческих намерениях пернатые быстрее всего делали тогда, когда видели устремлённый на них взгляд, то есть когда видели лицо.
Иными словами, сороки мгновенно считывали выражение человеческой физиономии, вне зависимости от того, угрожающим оно было или нет.
То, что сороки столь же быстро принимали решение остаться, говорит о том, что это не просто инструмент защиты от потенциального хищника. Скорее всего, тут сыграло свою роль многовековое соседство сорок с людьми: птицы научились не просто реагировать на человека как на обычную опасность, но и более-менее точно оценивать наши намерения. Любопытно, конечно, было бы узнать, зависит ли такая способность сорок читать по лицам от людской расы или этноса, рядом с которыми птицам выпало жить.