Наращивание мышечной массы перед длительными перелётами у птиц происходит не за счёт упражнений, а, вероятно, благодаря гормональной обработке мускулатуры.
Тренируются ли перелётные птицы, прежде чем отправиться куда-нибудь? На этот странно звучащий вопрос до сих пор не было достаточно ясного ответа. Всякий спортсмен может рассказать вам о многочасовых истязаниях, которые предшествуют, например, марафону. Мышечная масса птиц тоже увеличивается ко времени миграции — и, кажется, понятно, для чего: физическое напряжение во время межконтинентальных перелётов не идёт ни в какое сравнение с их обычной, повседневной активностью. Принципиально мускулатура птиц и наша не так уж сильно различаются, и это позволило некоторым зоологам полагать, что пернатым, как и нам, перед «забегом» нужны тренировки. Однако наблюдения над птицами в неволе противоречили этой гипотезе: мышцы вырастали и уменьшались безо всяких изменений в физической активности. Но это всё-таки были исследования в искусственной среде.Наблюдения за дикими белощёкими казарками, выполненные международной командой зоологов из Великобритании, Австралии и Канады под руководством учёных из Королевского ветеринарного колледжа при Лондонском университете, окончательно опровергли гипотезу о предмиграционных тренировках птиц. С помощью особого имплантата учёные в течение года отслеживали изменения в сердечном ритме у шести пернатых. Когда казарка бродит по земле в поисках пищи, её сердечный ритм составляет 80 ударов в минуту, в полёте же он достигает 400 ударов. Следя за сердцем птицы, можно точно сказать, как часто она поднималась в воздух и сколько времени потратила на полёт. Работа была не из лёгких — ведь казарок приходилось «пасти» буквально круглые сутки.
Никаких особых тренировочных полётов перед миграцией исследователям зарегистрировать не удалось, о чём они и пишут в журнале Biology Letters. Казаркам достаточно было ежедневно проводить 22 минуты в воздухе, чтобы, когда придёт время, спокойно преодолеть 2 500 километров миграционного маршрута. Хотя во время миграции они летят целыми сутками, ни разу не приземляясь.
По-видимому, мышцы птиц усиливаются независимо от их физической активности. С одной стороны, перед перелётом птицы усиленно питаются и набирают вес, что может сказываться и на силе мышц. С другой — нельзя сбрасывать со счётов и гормоны. Возможно, длина светового дня влияет на продукцию каких-то гормонов, контролирующих мышцы пернатых.
Если узнать, как птицам удаётся увеличивать мощность мышц, это могло бы сильно помочь медикам, имеющим дело с мышечной атрофией. Возможно, птичий механизм есть и у млекопитающих, и его активация помогла бы сохранить здоровыми и человеческие мышцы.