Предлагаем читателям любопытную статью, не так давно появившуюся в еженедельнике "Калейдоскоп НЛО”. Она о нашем родном, любимом и любовно эксплуатируемом Севане. Статья по всем признакам вполне в духе прошедшего 1 апреля и специфики самого издания, так как речь в ней идет о неких удивительных и невероятных подводных и донных явлениях. Даже о каких-то водяных волках, которые выбегают на берег. Очевидно, это те самые волки, из-за которых севанской рыбы из года в год становится меньше. Шутка шуткой, но стал бы "ученый и лирик” Петр Винников шутить и фантазировать — вот в чем вопрос. А может, все-таки что-то видел? Но почему после него десятки лет никто никаких севанских волков не замечал? Утонули?
В 1910 году в Петербурге была издана брошюра С.Е.Серьяна "Испаряющиеся миллиарды и инертность русского капитала”, в которой автор сожалел о том, что воды озера Севан совершенно не используются для орошения десятков тысяч гектаров засушливых земель Араратской долины. Геолог П.И.Винников, горячо поддержав ученого, все же возразил: "Банки и финансовые воротилы приступают к дорогостоящим проектам лишь тогда, когда затраты окупаются в сотни раз. Севан лежит на высоте 1898 метров над уровнем моря, занимая площадь 1254 квадратных километров. Условия освоения в высокогорьях тяжелейшие, рабочих надобно целые армии, с продовольственным и бытовым содержанием, что даже при государственном подходе не по зубам. Нужен единый народный порыв, единая государственная воля, что власти в силу, прежде всего, отсталости технических, доставочных, платежных средств обеспечить смогут в лучшем случае через полтораста лет. А может быть, Севану предстоит лежать неразработанным в веках. Кому потребна золотая вода?”Золотая вода оказалась потребна Советской власти. Академик АН СССР Г.О.Графтио, назвавший Севан жемчужиной энергетики, предсказывал, что вслед за первенцем, родившейся в 1937 году Канакерской гидроэлектростанцией, через 13-15 лет появятся ее более совершенные и мощные аналоги. Полностью строительство, из-за того что помешала Великая Отечественная война, было завершено в 1962 году. ГЭС, названные Севанской, Атарбекянской, Арзнинской, Ереванской, дают Армении 95 процентов вырабатываемой электроэнергии. Практически во всех разведочных, предваряющих строительство работах принимал участие Петр Ипполитович Винников, о котором коллеги говорили, что "в деле он трезвый, широко мыслящий ученый, а в душе эмоциональный лирик”. Этот парадоксальный вывод подкрепляется тем, что, изучая нрав Севана, с которым сроднился, Винников обнаружил ряд "аномалий суши и воды, коим затруднительно дать рациональное объяснение, разве сославшись на бытие того, что сверх естества”.
Что это за аномалии, отчетливо прослеживается в дневнике первопроходца, датированном 1913-1925 годами и хранящемся в семье его внучатой племянницы Ольги Николаевны Коростылевой-Бауэр, ныне проживающей в Хельсинки. Вот несколько интригующих отрывков из дневника.
"22 июня 1913 года. Бассейн озера изобилует древними костными останками и клинописными плитами. Бахтин, если не изменяет память, копал здешние могильные курганы. Находил сосуды для хранения зерна, масла, вина, глиняные чаны для сбраживания пива. Находил золотые ожерелья, кольца, мониста, цепи. Читал, что нашел он и скелет воина, облаченного в доспехи, составленные из железных пластин, на которые крепились пластины чистого золота. Смущает, что доспехи были утрачены весьма глупо — то ли их похитили, то ли проиграли в карты. Местные жители говорят, что доспехи все же достигли Петербурга. Но их никто не видел в музеях. Точно! Если есть, то где? Доспехам, если впрямь они принадлежат урартскому царю Русе, сыну Сардури, около четырех тысяч лет. Руса известен тем, что вокруг Севана отчаянно воевал, покорил двадцать три карликовых страны, нещадно морил голодом, нещадно эксплуатировал, пока не умирали от истощения, пленников. Их руками возвел крепость-дворец в честь бога Тейшебы. В заговоре был заколот кинжалом, но погребен с почестями, представленный подданным умершим от болезней. Я это для себя взял на память, чтобы обосновать увиденное и прочувствованное мною чудо изрядное. А увидел я мираж древней крепости. Представилось мне это не призрачно и зыбко, а зримо и основательно нынешней ночью, когда не спалось, и с техником А.А.Прокопьевым бродили мы под звездами по берегу.
Сначала из-за горизонта вырос столб серебряного света. Как только он, позванивая, опрокинулся к воде, мы в отдалении, на обратной стороне озера, увидели стены и башни крепости. До того в том месте ничего подобного не наблюдалось, на исхоженной нами местности быть никак не могло. Александр Алексеевич, сообразив, что видим мираж, предложил пройти к нему. Что получится? Видно, оба мы впали в сомнамбулическое помрачение, потому что прошли сквозь распахнутые крепостные ворота, обнаружив, что действуем в дневное, не ночное время. Мы видели людей, — кого в лохмотьях, кого в богатых одеждах. Они разговаривали громко, зычно. Проходя, задевали нас, показывая, что — самые обычные люди. Привлекла клетка с волками, стоящая посреди площади. Звери заходились яростью. Их раззадоривали, бросая куски окровавленной плоти. Я почему-то подумал, что эти волки — степные, ибо не такие уж они крупные. Прокопьев, не дав одуматься, схватил за руку, повлек к воротам. Люди были удивлены нашим беспричинным побегом. Выбежав за ворота, мы нашли себя стоящими у спокойной воды. Конечно же, никакой крепости больше не наблюдалось.
Я подумал, только ли мне все это привиделось? Угадав мои мысли, Александр Алексеевич сказал, что помутнения сознания, заморочки-миражи рядом с Севаном не редкость, что мне еще обязательно доведется наблюдать водяных волков — явление не менее красочное, больше таинственное и зловещее. По его словам, случается такое на глубинах, ночами, когда вода белеет.
...13 августа 1923 года. В отдельные годы, когда Севан несколько мелеет, обнажается часть дна, а сами мели, если над ними при вертикальных солнечных лучах пролетать на аэроплане, имеют продолговатую желтую окраску. Это занесенные песками скалы. Они меня особенно интересовали, потому что здешние старожилы, зная мой интерес к загадкам, советовали отправиться в эти места при луне лодкою. О том, что предстоит там встретить, они сказали. Я, уже имевший случаи встретиться с причудливой вязью здешней природы, не усомнился в их словах. Говорили они о подводных явлениях. Явления те — хорошо различимые в толще холодной воды всевозможные животные. Нет, не рыбы, не представители семейства водоплавающих. Видимы там бывают подвижные светоносные тела, очертаниями похожие на волков, только нетипично увеличенных размеров. Особенно часты данные феноменальные проявления "большого света” поблизости затопленного монастыря постройки IX века, куда ссылали еретиков и бунтовщиков и который в периоды спада воды встает из-под нее.
Как пропустить такой занимательный случай в редкие от служебных обязанностей часы? С моими помощниками Августом Морошко и Артушем Акопяном мы с попутной целью рыбной ловли отправились туда. До самого монастыря не доплыли. Он маячил неподалеку в дымке. Луна подсвечивала его, образуя волшебное зрелище. Артуш интересовался только водой, потому что я его предупредил о возможном. Потому-то он первым вскрикнул: "Вода кипит, дымится и горит!” Мы с Морошко посмотрели в место, указанное нам. Что скажешь, обомлели и онемели! Воду крутило. Над нею стлался туман. Под ее поверхностью словно была зажжена гирлянда разноцветных, очень ярких электрических лампочек. Так длилось очень долго. Час и пять минут. Когда "лампочки” как по команде выключились, вода изнутри, на уровне дна, осветилась ровным белым светом. Свет освещал дно. Виден был каждый бугорок, каждый камешек. И на этом рельефе мы увидели волчью стаю, передвигающуюся кругами и зигзагами, будто вынюхивающую добычу. Подумав, что настоящие волки на берегу и это лишь их подводная проекция, мираж, я, взяв бинокль, принялся осматривать берег. Луна была не особенно сильной. Я на берегу ничего живого не заметил. Морошко удивленно вскрикнул: "Волки из черных стали красными!” Вот это фокус! Полюбовавшись на чудо еще с полчаса, мы погребли к берегу, не сводя взглядов со дна. Чудо там не думало оставаться. Волки не отпускали нашу лодчонку. Словно привязанные, крались за нами по дну. Когда мы пристали к берегу и высадились, волки, теперь темные, отливающие намокшей шерстью, выскочив из воды, бросились за холм.
Мы больше этих волков не видели. Но я, многие из нашего отряда после неоднократно наблюдали других волков. Наблюдали их призрачное кружение по дну. В Большом Севане наблюдались они крайне редко. Зато в Малом Севане, где глубины опускаются до восьмидесяти метров, эффект возникает часто. На Гегамском хребте такие звери-призраки тоже есть. Настоящих волков там не водится. Встречаются одичавшие собаки, от нападений которых спасает палка или пуля. Призраки же вреда не причиняют. Просто зрелище жутковатое. От призраков при приближении к ним отдает сильным холодом.
...1 сентября 1925 года. В бассейне Севана много нерудных и магнезиальных полезных ископаемых, таких, как гипс, пемза, туф, асбест. Не только мной замечено, что их переизбыток тягостно влияет на психический настрой человека — возникают стойкие либо кратковременные видения, иногда трудно отличимые от реальности. Мой предшественник в разведке и картографировании Семен Грабов рассказывал, что стрелял в водяных волков, когда особенно докучали. Выстрелы ни к чему не приводили. Видения держались до тех пор, пока на Семена не находила дрема, и он засыпал. Проснувшись, уже ничего не обнаруживал поблизости. Для меня лично призраки особо прилипчивы в районе развалин монастыря и мелей, изрядно нагретых за день солнцем. Я трезво обследовал непонятное явление и обнаружил, что оно проявляется на границах холодных и теплых водных слоев, где солнечные лучи причудливым манером преломляются. Не могут ли подобно преломляться потоки лунного света, пронзая воду на стыке "холодная-горячая”. Это ведь нечто вроде природной естественной системы линз Френеля, глядя через которые можно представить все что угодно. Озадачивает, впрочем, не дает покоя явление, не могущее быть связанным с природными линзами. Я имею в виду выход волков на берег, что пугает людей, приводит в волнение лошадей. Призраки преследуют! Как понять это?”
Судя по всему, П.И.Винников так и не докопался до сути феномена водяных волков, других загадочных явлений Севана. Не удается это сделать и современным исследователям, располагающим обширной базой данных, составленной из свидетельств строителей и работников каскада гидроэлектростанций, рыбоводов, туристов. Видели и видят они не только призрачных животных. Когда особенно много солнечного или лунного света, сквозь толщи воды просматриваются развалины древних городов, порой — старинные поселения, в которых бурлит жизнь, много экзотических деревьев. Крайне редко, но все же замечают на дне диски солнца или луны. "Двойники” дают очень слабый свет. Замечательны они тем, что продолжают исправно светить в воде, даже когда реальные солнце или луна закрыты плотной облачностью.
В незапамятные времена там, где ныне раскинулся Севан, образовался грандиозный тектонический разлом, произошло опускание земной коры. Древняя долина питающей озеро реки Раздан была запружена потоками раскаленной лавы. Условия сложились уникальные. Здешняя природа, и прежде всего вода, то и дело озадачивает ученых. П.И.Винников предупреждал: "Озеро, то, что над ним, рядом, под ним, — копилка редкостей, источник неожиданностей. Отправляясь сюда, готовьтесь познавать и открывать, запасшись душевными и физическими силами”.