На днях Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря вернул румынским археологам древний уникальный папирус, который более 50 лет считался утерянным. Встретившись с директором румынского Музея археологии Callatis Mangalia Сорином Колеснюком и научным сотрудником Ионом Пыслару, корреспондент "Эхо" узнала почти детективную историю, главное "действующее лицо" которой - 154 драгоценных фрагмента античной рукописи.
Возвращение папируса в Румынию - событие общенациональной важности. А в моей карьере это, несомненно, самый яркий случай! - в первые же минуты нашей беседы признался Сорин Колеснюк.
Манускрипт, торжественная передача которого из рук директора Центра реставрации имени Грабаря Александра Лесового румынским музейщикам состоялась в Москве, представляет собой 154 бесценных обрывка разного размера. Хранятся они в трёх специальных коробочках. Датируют свиток IV веком до н.э.
Более двух тысяч лет - то есть со времён Александра Македонского - папирус пролежал в погребении на территории крупного античного города Каллатис. Эту область также называли Каллатидой, а в наши дни здесь, на побережье Чёрного моря, располагается известный румынский курорт Мангалия. В Каллатисе в древности было множество учебных заведений, по некоторым сведениям, именно тут была открыта и Prima Academia - первая в истории академия. Отец географии Страбон отмечал, что в этих местах проживал выдающийся историк Деметрий Каллатиан, биограф Сократа. В 1959 году в городе началась грандиозная социалистическая стройка - румыны стали возводить курортную инфраструктуру. И вот однажды, во время работ по закладке стадиона, строители наткнулись на эллинистический некрополь, после чего срочно вызвали археологов. Захоронений оказалось множество, но одно на их фоне выделялось - это был большой, около восьми метров высотой, курган, под которым скрывалось погребение в саркофаге.
Над ним были обнаружены четыре сосуда и бронзовый позолоченный венок, внутри - скелет человека с таким же венком на голове и со свёрнутым в трубочку папирусом в руке.
Вот как об открытии в Мангалии написал в своей повести "Дневная поверхность" Георгий Фёдоров, известный советский учёный-археолог и писатель, волею судеб ставший участником эпопеи с папирусом: "В круглом склепе лежал скелет человека с золотым лавровым венком на черепе и папирусом в правой руке. Папирус был испещрён письменами. Судя по амфорам, которые находились в склепе, папирус и весь этот комплекс датируются IV-III веками до нашей эры. Когда один из учёных дотронулся до отслоившегося кусочка папируса, то тот мгновенно превратился в прах. Археологи быстро покинули склеп, тщательно закрыли вход досками, камнями, завалили землёй".
Высота кургана и наличие сразу двух венков свидетельствовали о том, что было найдено очень необычное захоронение.
- Здесь следует отметить, что венками награждали, например, победителей соревнований на различных спортивных играх - Нимфейских или Дельфийских, - пояснил "Эхо" научный сотрудник музея Callatis Mangalia доктор Ион Пыслару. - Существовали венки из различных растений: сельдерея, лавра, дуба. Это была красивая традиция. Дубовыми венками награждали военачальников, которые возвращались из походов, лавровыми украшали чело императоров во время триумфальных шествий. А простые венки из других растений эллины надевали на голову во время симпосионов, то есть дружеских попоек. Так вот, в нашем мангальском кургане были обнаружены бронзовые позолоченные венки, имитирующие лавр. То есть статус усопшего, очевидно, был крайне высоким. Это мог быть даже басилевс: по-гречески "басил" означает "царь".
После того как румынские учёные поняли, что сами не в состоянии справиться с сохранением папируса, было принято решение пригласить специалиста из дружественного Советского Союза. Так благодаря упомянутому выше Георгию Фёдорову в Мангалию прибыл Михаил Александровский, легендарный главный реставратор Музея изобразительных искусств имени Пушкина. По словам Колеснюка и Пыслару, Александровскому оформили паспорт и визу в течение одного дня, исключительный случай в те времена. За ним даже прислали специальный самолёт. Михаил Александрович проработал в узком саркофаге четыре часа, сидя на корточках. Закончив консервацию фрагментов папируса, исследователь предложил румынским коллегам передать результаты своей работы. Однако в ответ услышал просьбу забрать папирус в СССР для дальнейшей реставрации и консервации. С тех пор в Румынии о судьбе артефакта никто ничего не слышал.
Установлено, что древнегреческий текст фрагментов папируса выполнен водостойкими чернилами. Вместе с самим папирусом российские учёные передали румынам и диск с его подробным описанием и данными, полученными в результате просвечивания манускрипта ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами.
Однако прочесть запись пока не представляется возможным - видны лишь отдельные буквы и их фрагменты. Исследователи полагают, что если в результате кропотливой работы в суперсовременных компьютерных программах по совмещению осколков им удастся разобрать хотя бы несколько слов - это уже будет фантастической удачей.
Гипотезы же относительно содержания рукописи высказываются самые разные. Например, есть версия, что на папирусе записаны так называемые орфические тексты, в которых Орфей взывает к богам Олимпа о возвращении его возлюбленной Эвридики.
Чтобы понять, почему значение раскрошившегося папируса столь велико, достаточно сказать, что он, по сути, является единственным подобным артефактом, обнаруженным в Европе за весь XX век. Если не считать крохотного обгоревшего кусочка папируса, найденного в 1961 году при раскопках в Греции. Открытий, равных мангальскому, не было сделано по сей день. Обычно папирусы находят на Ближнем Востоке, в Египте, где климат благоприятствует сохранению этого писчего материала, а для европейских широт подобное - огромная редкость.
По словам Иона Пыслару, который три года назад и начал поиски утерянного свитка, упоминания об этом памятнике истории часто встречаются в археологической литературе, он хорошо известен всему археологическому сообществу. Но в Румынии, да и в других странах, исследователи считали, что папирус бесследно исчез на просторах Советского Союза, куда в 1959 году его отправили на реставрацию.
- Несколько лет назад я прочёл книгу Георгия Фёдорова "Археология Румынии", она была написана ещё в 1971 году. Там было сказано, что папирус, найденный в Мангалии, был в СССР отреставрирован, законсервирован, но так и не прочтён. Я показал этот материал нашему директору Сорину Колеснюку и коллегам, так появилась идея разыскать и вернуть папирус. Тем более что наш музей построен как раз на месте того самого погребения - посетители могут попасть прямо в курган и увидеть это древнее захоронение, - рассказал нам Ион Пыслару.
Поиски были долгими. Около трёх лет учёный писал письма в различные инстанции, штудировал книги и прессу середины прошлого века, держал постоянную связь с российскими коллегами, в том числе с профессором археологии Московского областного государственного университета Евгением Яровым. Через Румынскую академию наук, которую поддержало министерство иностранных дел Румынии, удалось направить соответствующие запросы в Россию.
Ион побывал в Третьяковской галерее, МГУ, ГМИИ имени Пушкина. Оказалось, что в Третьяковке сейчас работает Нина Дивова, племянница реставратора Михаила Александровского, которая помогла Иону выйти на главного хранителя Пушкинского музея Татьяну Потапову. Та, в свою очередь, разрешила румынскому исследователю поработать в архиве учреждения.
- Целую неделю я не вылезал из архива. Нашёл множество интереснейших документов, связанных с работой гениального реставратора Александровского. Потом я записался и в Ленинскую библиотеку, где перечитал уйму газет. В одной из публикаций за 1962 год - она называлась "Возвращённые к жизни", - говорилось, что Александровский работу над папирусом завершил, реставрация была выполнена. В другой заметке указывалось, что свиток даже возвратили в Румынию, - рассказал Ион Пыслару.
Замешательство румынских исследователей росло. Они чувствовали, что находятся на верном пути. Но надежда на то, что спустя столько лет им удастся найти папирус, была призрачной.
- Впрочем, нас уже ничто не могло остановить, - вспоминает Ион Пыслару. - Собрав все известные публикации, я пришёл к Александру Лесовому. Этот замечательный человек оказал нам неоценимую помощь. Из некоторых заметок было понятно, что папирус хранился именно в этом учреждении. Мы договорились о том, что сотрудники центра постараются отыскать хоть какие-то документы, имеющие отношение к нашему артефакту. Но, как мне объяснили, год назад в учреждении произошёл пожар - шансов на успех становилось всё меньше.
В общем, я вернулся в Мангалию. А через две недели получил от Александра Лесового короткое и очень интригующее сообщение: "Всё, что вы искали, - у нас". Я в смятении пишу ему: "А что значит - всё?!" Он снова загадочно отвечает: "Всё!" Тогда я помчался к телефону. Александр Николаевич подтвердил, что в Центре реставрации был обнаружен и сам папирус, и все сопутствовавшие реставрации документы. Мы просто не могли в это поверить! Можно было приезжать и забирать всё это богатство. Для нас это была фантастика!
Директор Музея Callatis Mangalia при поддержке мэра Мангалии Клаудиу Тусака тотчас же снарядил "экспедицию" - делегация румынских исследователей прибыла в Москву. В процессе общения российских и румынских археологов выяснилось, что тогда, в далёких 1960-х, Михаил Александровский после реставрации и консервации папируса даже собственноручно составил акт о возврате манускрипта в Румынию. Однако по непонятной причине румынские археологи не проявили тогда никакой инициативы и папирус на долгие годы так и остался в архивах московского реставрационного центра.
В ближайшее время жители и гости Мангалии смогут увидеть уникальный папирус на долгожданной экспозиции. Будут организованы торжества в связи с возвращением папируса на родину. В этих мероприятиях примут участие министр культуры и министр туризма и регионального развития Румынии, представители Академии наук и Института археологии, Национальной комиссии по археологии, посол Румынии в России, генконсул России в Констанце, мэр Мангалии, группа студентов из МГОУ. И конечно, директор Центра реставрации имени Грабаря Александр Лесовой, чью роль в деле возвращения папируса невозможно переоценить, - румынская сторона передала ему личное приглашение.
- Реставраторы посоветовали нам как можно бережнее относиться к папирусу и не выставлять все фрагменты одновременно. Так что мы будем показывать коробочки с фрагментами поочерёдно, подогревая интерес посетителей нашего музея, - отметил Сорин Колеснюк.
Попытки установить, что же за человек был погребён в античной Каллатиде, предприниматься, безусловно, будут. Но утверждать, что это увенчается успехом, румынские археологи не берутся. Тем более что сам скелет вряд ли сохранился. Впрочем, остались предметы из погребения, фотографии и документы с его раскопок в 1959 году.
- Нам ещё многое предстоит выяснить в этой странной истории. Но для нас это захватывающее приключение, ставшее поистине научным детективом со счастливым концом. И всё это стало возможным лишь благодаря успешному сотрудничеству учёных Румынии и России, - пояснили корреспонденту "Эхо" Сорин Колеснюк и Ион Пыслару.
Комментарий специалиста
Евгений Яровой, доктор исторических наук, профессор МГОУ (Москва):
- Несмотря на свой внешний вид, эти бесформенные и мелкие фрагменты папируса на самом деле представляют собой огромную научную ценность, так как позволят хотя бы частично восстановить уникальный письменный источник античности. Аналогичных документов в мире крайне мало - их можно пересчитать по пальцам. История же папируса из Мангалии напоминает лихо закрученный детектив, который написала сама жизнь: неожиданное открытие, спасение, затем долгие годы забвения, многочисленные перемещения и даже пожар в Москве и, наконец, благополучное возвращение в родную Каллатиду. В счастливом завершении истории переплелись удача и профессионализм археологов Румынии и мастерство реставраторов России. Благодаря им, а также энтузиазму и настойчивости сотрудников Музея археологии Callatis Mangalia папирус удалось спасти от неминуемой гибели, и теперь он займёт своё законное место в культурном наследии страны. На мой взгляд, возвращение древнего раритета и планы по его дальнейшему изучению - яркий пример плодотворного и успешного научного сотрудничества наших стран.