Ночные обезьяны, обитающие в Центральной и Южней Америке, интересны не только своим ночным образом жизни. Эти приматы живут моногамными группами, где самец и самка окружены подрастающим потомством. Когда дети достигают 3–4 лет, они покидают группу и отправляются на поиски собственной личной жизни.
Но, как это часто бывает в животном мире, моногамность ночных обезьян может быть нарушена, если к группе прибьётся конкурент. Этим конкурентом может быть как самец, так и самка, и после борьбы, подчас довольно ожесточённой, пришелец занимает место побеждённого. (Впрочем, такой исход необязателен: притязания пришельца могут быть вполне успешно отражены.) Однако, как выяснили зоологи из Университета Пенсильвании (США), полигамность плохо сказывается на репродуктивном потенциале: самец или самка, у которых появился новый партнёр, в дальнейшем производят меньше потомства, нежели раньше.Исследователи наблюдали за обезьянами в течение 16 лет. Им удалось обнаружить своеобразных странствующих особей, которые блуждают между группами и нарушают чужое семейное счастье. Самцы и самки участвуют в этом примерно в равной степени: было зарегистрировано 27 случаев, когда самка сменяла самку, и 23 — когда одного самца вытеснял другой. Но когда зоологи подсчитали продуктивность пар, оказалось, что в тех группах, где произошла смена партнёра, рождается на 25% меньше детёнышей.
Почему так происходит, исследователи точно сказать не могут, но предполагают, что мирикины должны как-то притереться друг к другу, прежде чем начнут размножаться и заботиться о потомстве. Опять-таки, поскольку заботятся о потомстве оба родителя, важно, чтобы они хорошо понимали друг друга. Как бы то ни было, очевидно, что конкурентная борьба за полового партнёра тут имеет явные негативные последствия. Возможно, именно по такому пути шло развитие моногамии у приматов, а выявление этого у нечеловекообразных обезьян говорит о том, что корни человеческой семьи уходят в глубь веков намного дальше, чем это представлялось.