Жители нескольких улиц городского поселка Ивенец в панике. Более месяца их терроризирует неизвестное существо, по ночам жестоко расправляющееся с домашними животными и безнаказанно исчезающее. Медведь? Рысь? Собака? А может, опять чупакабра? Последняя версия здесь звучит все чаще и активно подогревает страхи. Ситуация осложняется еще и тем, что обороняться людям приходится исключительно собственными силами — ни одна инстанция не готова оказать маломальскую помощь... Вместе с местными жителями в охоте на «чупакабру» поучаствовала и корреспондент «СБ».
Нет тела — нет дела
Было раннее утро, когда 86–летняя Чеслава Федоровна отправилась кормить кроликов и просто обомлела от ужаса. Клетки выглядели так, словно их крушило существо недюжинной силы. Следы на земле явно принадлежали достаточно крупному зверю. Как же ему удалось согнуть железные прутья? Открыть сложную защелку–шпингалет? Два трехкилограммовых кролика в нижних клетках выглядели как живые, только глаза вырваны и кровь запеклась на ушках. Причем одна тушка оказалась совсем в другой клетке, а вторую обнаружили в нескольких метрах от сарая. Без следа исчез выводок 10–дневных крольчат. К счастью, хищника кто–то спугнул — двух кроликов в верхних клетках он не успел задушить. Позже под забором нашли подкоп...
Дети и внуки Чеславы Федоровны, живущие в Минске, ходят в фитнесс клубы и оставляют отзывы на сайте Отзывы ронова, обзвонили всевозможные инстанции, знали ведь, что похожий случай был две недели назад на соседней улице Октябрьской. Но везде — от ворот поворот. Дочка потерпевшей Раиса не скрывает возмущения:
— В исполкоме говорят, что нужно звонить в МЧС. Спасатели отправили в прокуратуру, а там сказали писать заявление в райцентре — Воложине. Лесникам, контора которых как раз напротив нашего дома, тоже нет дела. А если это бешеное животное? Надо же обследовать! У нас дети, где гарантия, что на них никто не нападет?
Милиционеры, которые все–таки приехали по вызову, заявили: «Нет человеческого тела — нет дела». Правда, посоветовали убрать подальше оставшихся кроликов и цыплят, мало ли. Вечером того же дня началась эвакуация живности в более прочный сарай. На всякий случай закрыли от беды подальше и котов. Оставалось ждать утра: вернется неизвестный хищник или нет?
«На улицу боимся выйти!»
Кажется, размах катастрофы мы и близко не представляли, когда вместе с Натальей, внучкой Чеславы Федоровны, решили поинтересоваться у соседей подробностями двухнедельных визитов «чупакабры». Каждый делился своими горестями и отправлял к очередному дому, где нас ждали все более ужасные истории. У одних погибли куры, у других — козленок, у третьих — утки. Семья Коваленко потеряла девять взрослых кроликов и трех маленьких. Хозяйка Ольга рассказала, что погром ее муж обнаружил в пять утра: «Клетки настежь, доски переломаны. Следы похожи на собачьи. Но это же с какой силой нужно было вырывать дверки в клетках! Кормим, растим, а потом такое... Страшно, мы на улицу боимся выйти. А вдруг на нас наскочит?» Супруг тут же вставляет важную ремарку: «Клетки будто человек открывал! Одну рвал снизу, потом загнул, уши и нос у кролика обгрыз... А через неделю такая же беда у соседей». Говорят, и в прошлую субботу ночью что–то гремело, видно, загадочное существо возвращалось.
Что следы собачьи, уверена и их соседка Нина Константиновна. Ее семья тяжело переживала потерю сразу 15 кроликов, да еще и выводка малышей. Только один крольчонок забился под доски, это его и спасло. Теперь малыша берегут как зеницу ока, днем выносят в клетку, а на ночь прячут в хлев. Несколько шкурок кроликов нашли закопанными в земле. На сетке забора обнаружили клок шерсти, а звериные следы привели... к хозяину двух собак, который раньше работал на мясокомбинате. Правда, шерсть на исследование брать отказываются, в итоге Нина Константиновна получает лишь отписки, что нет доказательств. А на доске объявлений появляется сообщение, что хозяевам собак нужно смотреть за питомцами. Кстати, не так давно в Ивенце произошло ЧП: на ребенка, который возвращался из школы, напала собака. Мальчик долго лежал в реанимации.
— Участковый говорит, что это может быть лиса, — рассуждает Нина Константиновна. — Но у нас нет в лесу ни лис, ни волков, ни медведей: я каждый день хожу гулять со своей собакой. Рядом с лесом разводили вьетнамских свиней, и никто их не трогал. А вот охотники говорят, что собаки вполне могут так вести себя в паре.
Другие пострадавшие в этой версии сомневаются: мол, следы ничего не доказывают, собаки ведь могли прибежать на запах мяса. Вот и соседка семьи Коваленко, которая слышала ночью душераздирающий писк кроликов и пыталась разбудить хозяев, уверена: нет, это не пес. Слишком медленно существо двигалось, словно медведь или человек, бесшумно преодолело забор, и все это время собаки во дворах молчали, будто боялись подать голос... Чем дальше, тем больше ивенецкая история обрастает гипотезами и тем острее требуется вмешательство инстанции, которая расставит здесь точки над «i» и успокоит людей.
Прямая речь
Михаил Никифоров, генеральный директор ГНПО «Научно–практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам»:
— Это вполне могут быть как бродячие собаки, так и дикий зверь. Например, старая больная лиса. Такое животное не способно никого убить в дикой природе, поэтому нападает на беззащитных. А что касается собак, то они хищники, и для них не проблема справиться с кроликами, так же как и сломать непрочные клетки. В этой ситуации нужно обратиться к местным охотникам, которые имеют дело с дикими зверями и знают их повадки.