Человек произошел от честной обезьяны

Недавние исследования британских зоологов выявили одну поведенческую черту, благодаря которой человек отличается от обезьяны. Это, как ни странно, честность. Эксперименты показали, что этот поведенческий стереотип не является врожденным и поддерживаемым естественным отбором у человекообразных обезьян. А вот люди — это совсем другое дело…

Когда ученые стали выяснять, чем же именно, кроме особенностей анатомического строения, люди отличаются от человекообразных обезьян, то долгое время их исследования давали однозначный ответ: ничем. Эксперименты показали, что наши ближайшие родственники тоже обладают зачатками разумного мышления, способны идентифицировать себя как личность, сопереживать ближнему своему и даже создавать произведения искусства.

Кроме того, шимпанзе и гориллы успешно осваивали созданные для них языки (жестовый амслен и компьютерный йеркиш) и с удовольствием болтали с людьми о разных пустяках. Ну, а сведений о том, что обезьяны используют орудия труда и даже изготавливают их, сейчас накопилось достаточно много. Да и социальная организация братьев наших старших, как выяснилось, очень напоминает человеческое общество — у них и армия есть, и полиция, и даже что-то вроде суда. Да и пороки обезьян, как это ни странно, практически идентичны таковым рода человеческого.

Итак, пришлось признать, что ни речь, ни разумное мышление, ни язык, ни чувство прекрасного, ни орудийная деятельность, ни, наконец, самоидентификация и способность к эмпатии не являются чисто человеческими свойствами. Они есть и у обезьян, хотя, если сравнивать с нами, находятся в зачаточном состоянии. В связи с этим биологи все чаще и чаще вспоминают слова великого Чарльза Дарвина о том, что отличия людей от обезьян являются не качественными, а, скорее, количественными.

Тем не менее, недавно зоологи из Колледжа королевы Марии (Великобритания) выяснили, что все-таки кое-чем мы от обезьян отличаемся. Оказывается, у них отсутствует такое понятие, как честность. По всей видимости, считают авторы работы, развитие их мозга и социальной организации было еще недостаточным для появления моральных категорий такого уровня. Хотя не исключено, что честность и могла появиться у наших старших братьев, однако этот поведенческий стереотип просто не был закреплен естественным отбором.

Выяснили это биологи при помощи серии достаточно простых экспериментов, в которых участвовали особи обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus), то есть наши самые близкие родственники. Во время опытов обезьяны должны были выполнить ряд действий, после чего им и их партнеру доставались фрукты — это и было наградой.

Однако сама суть эксперимента заключалась в том, что честно заработанные фрукты нужно было поделить между собой и другой особью. Следует заметить, что хоть сама дележка часто происходила независимо от намерений конкретных шимпанзе (ее осуществлял экспериментатор, не "советуясь" с обезьяной), однако каждая особь могла все же доводить или не доводить опыт до завершения, то есть принять условия дележки или опротестовать их. А делалось это так: в некоторых вариантах эксперимента фрукты делились честно, то есть поровну, а в некоторых — нечестно, то есть кому-то доставалось больше. В конце концов обезьяна должна была потянуть за рычаг, чтобы честные (или нечестные, в зависимости от ситуации) порции стали доступны ей и ее "коллеге" по эксперименту.

В результате ученые обнаружили, что ни обыкновенные шимпанзе, ни бонобо не рефлексировали относительно того, честно или нечестно была поделена награда за труды. Более того, когда обезьяны могли сами участвовать в дележе, они всегда брали себе больше фруктов, а напарнику оставляли меньшую часть. И даже когда дележ происходил без их непосредственного участия, братья наши старшие совсем не обращали внимания на то, что их "коллеге" доставалось меньше, и никаких протестов по этому поводу не выражали.

Обработав результаты экспериментов, ученые пришли к выводу, что, видимо, среди высших приматов честность присуща лишь нам с вами, то есть людям. Из этого следует, что честность является одним из свойств, которое действительно отличает человека от обезьяны. При этом вовсе не стоит думать, что его нет у других животных — например, давно известно, что подобное поведение ценится как добродетель и поддерживается естественным отбором у летучих мышей вампиров (Desmodontinae).

Напомню, что эти кровососы заботятся друг о друге очень оригинальным способом — мыши, которым во время ночных вылетов удалось добыть какое-то количество крови, делятся ей с другими членами колонии, "переливая" принесенную кровь им изо рта в рот. При этом у вампиров весьма хорошая память — они запоминают, кто поделился с ними пищей и кто, хоть и выпрашивал корм, сам никогда не делился. В результате впоследствии с такими обманщиками уже никто из членов колонии не делится едой и они просто умирают от голода. Как видите, в данном случае честность поддерживается естественным отбором.

А вот у приматов такого почему-то не произошло, и, видимо, только лишь предки человека стали почитать честность за добродетель. Хотя не исключено, что данный стереотип поведения стал поддерживаться отбором уже на поздних этапах человеческой эволюции — все-таки стаи, образованные честными особями, куда более устойчивы. Может быть также, что окончательно "честным" стал лишь Homo sapiens и именно поэтому он победил в эволюционной гонке своих конкурентов.

Некоторые могут задать мне вопрос — а почему я считаю, что в человеческой популяции честность поддерживается отбором? В доказательство обратного можно привести множество примеров того, что люди стараются поступить нечестно всякий раз, когда им представится такой случай. Без сомнения, все это так, однако, тем не менее, смею вас уверить, что все-таки для человека честность является нормой, а не исключением. И это подтверждают многочисленные эксперименты.

Конечно же, в жизни каждого из нас были (и будут) моменты, когда он поступал нечестно. Особенно часто это случается на фоне тяжелой российской действительности. Однако такие случаи не показательны — чаще всего люди обманывают под давлением обстоятельств (то есть при не совсем нормальных условиях, когда подобное поведение необходимо для выживания). А вот если это давление убрать, то выясняется, что все-таки мы более склонны быть честными, нежели обманывать.

Это выявили такие интересные опыты психологов, как тесты MMPI или Кеттела. Во время них испытуемому задают вопросы, которые различаются по форме, тем не менее схожи по содержанию. Так, сначала могут спросить: "Любите ли вы своего брата?" А через несколько вопросов: "Испытывали ли вы когда-нибудь ненависть к своему брату?" По степени того, насколько совпадпают ответы на разные варианты того или иного вопроса, оценивается, насколько участник эксперимента был честен.

Так вот, статистика показывает, что большинство людей предпочитает отвечать честно — их ответы совпадают более чем на 95 процентов. При этом в эксперименте исключено всякое давление обстоятельств — все делается для того, чтобы его участники воспринимали тест как забавную игру. Получается, что никакой выгоды от нечестного поведения тут нет. И то, что в таких условиях люди предпочитают не обманывать, говорит о том, что честность у человека — это поддерживаемый отбором стереотип поведения.

Кстати, игры с дележкой, подобные тем, что британские зоологи проводили с шимпанзе, устраиваются психологами и среди людей. Испытуемым выдается награда в виде денег, которые следует разделить (или высказать свое мнение о дележке, произведенной экспериментатором). При этом данные деньги очень условны — это либо бумажки, либо какие-то виртуальные объекты. Так вот, в отличие от обезьян, большинство людей устраивает честный дележ заработанного и всегда протестует против того, что считает нечестным способом раздела награды.

Как видите, честность все-таки характерна для людей как представителей биологического вида. И именно этим свойством мы и отличаемся от прочих обезьян. Поэтому теперь можно с уверенностью сказать о том, что, видимо, человек произошел от очень честной обезьяны…


Похожие статьи: