Постоянный недостаток пищи заставляет личинок фруктовых мушек-дрозофил объединяться в небольшие "банды" и поедать своих сородичей; сохранение таких условий на протяжении сотен поколений приводит к развитию популяций "каннибалов", хорошо приспособленных к охоте на своих сородичей, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.
Свыше 1,5 тысяч видов животных могут поедать особей своего собственного вида. В некоторых случаях такими животными движет "программа размножения" — так, самки богомолов и каракуртов съедают своих ухажеров. В других случаях каннибализм является реакцией на перенаселение и недостаток пищи. Как правило, каннибалами становятся особи хищных видов, так как охота и поедание особей своего вида требует приспособлений, которые отсутствуют у травоядных животных.Группа биологов под руководством Рошана Виджендравармы из Лозаннского университета (Швейцария) обнаружила крайне необычную форму животного каннибализма, наблюдая за жизнью личинок мушек-дрозофил (Drosophila melanogaster) в условиях постоянного перенаселения и недостатка пищи.
Так, в отличие от большинства других насекомых, личинки дрозофил охотятся на своих сородичей, объединяясь в небольшие "банды". Парадоксальным образом, каннибалами становились не крупные, а самые небольшие личинки дрозофил, которые нападали на своих больших сородичей, готовящихся стать куколкой. Каннибализм был крайне эффективным способом выживания — мушки-каннибалы не погибали от голода даже тогда, когда в сосуде с ними не было сахара.
Как утверждают ученые, каннибализм был выгоден с точки зрения естественного отбора, так как он позволял мушкам выжить в условиях перенаселения и оставить потомство. Свидетельством в пользу этого служит то, что челюсти личинок стали лучше приспособлены к охоте на сородичей после 110 поколений мушек-каннибалов. По словам биологов, этот вариант "эволюции" может объяснять то, как появились первые хищники на Земле.