Бывают ли животные с семью полами?

Как ни странно, да. Количество полов у одноклеточной инфузории Tetrahymena thermophila достигает семи, и каждый... может «иметь дело» с любым другим.

Tetrahymena thermophila относится к хорошо узнаваемым ещё со школьной скамьи инфузориям. Их единственная клетка покрыта густейшей «шерстью» из ресничек, особых выростов, с помощью которых инфузория плавает. Ещё одной особенностью инфузорий является двойное ядро: макронуклеус и микронуклеус. Кроме того, инфузориям свойствен половой процесс (конъюгация), во время которого разнополые особи обмениваются генетическим материалом.

И вот как раз вокруг разнополости Tetrahymena thermophila происходит ужасная путаница.

У неё семь полов, незатейливо обозначаемых римскими цифрами от I до VII. В отличие от большинства раздельнополых животных, у которых пол особи определяется наличием или отсутствием полового гена или половой хромосомы (как, например, Y-хромосома у человека), у инфузории половой ген определяет все семь полов. Этот ген называется mat, и каждый из его аллелей (вариантов гена), грубо говоря, с разной вероятностью кодирует целый набор полов. Например, у особи с аллелем mat2 нет никакой возможности обрести пол I, зато вероятность получить пол II составляет 15%, пол III — 9%... И таких аллелей у тетрахимены 14. Они делятся на две группы, А и В: в распоряжении аллелей группы А все варианты, кроме IV и VII, у группы В — все, кроме I.

Всю эту богатую половую жизнь у инфузорий обеспечивает микронуклеус (в макронуклеусе сосредоточены гены «на каждый день»). Конъюгация — половой процесс — инфузорий, если не вдаваться в подробности, включает в себя обмен материалом микронуклеуса.

Ребекка Зафалл из Университета Хьюстона (США) считает, что такое размытое формирование пола обязательно приводит к неупорядоченному и непредсказуемому половому профилю популяции, то есть невозможно точно сказать, в какой пропорции находятся все эти многочисленные полы. При этом, что любопытно, подобное многообразие с точки зрения эволюции более надёжно, чем привычное нам деление на «мальчиков» и «девочек» (когда половой аллель жёстко определяет пол, безо всяких вероятностей). Многополовая популяция просто более устойчива к резким изменениям численности одного из полов.

Подробнее об исследовании г-жи Зафалл можно прочесть в мартовском номере журнала Evolution. Учёный утверждает, что организмов, похожих в этом смысле на Tetrahymena thermophila, может оказаться гораздо больше, чем мы думаем.


Похожие статьи: