14% видов растений, являющихся едой и кровом для сирен, черепах, морских коньков и многих других, находится на грани исчезновения.
Международная группа учёных опубликовала в журнале Biological Conservation статью, посвящённую анализу состояния так называемых морских трав. Это цветковые растения, которые миллионы лет назад ушли с суши в воду и теперь предоставляют еду и кров многим подводным обитателям. На этих подводных лугах «пасутся» дюгони и ламантины, морские черепахи, морские коньки и другие рыбы. Для млекопитающих и рептилий морские травы — важнейший источник пищи, для рыб и моллюсков это прежде всего убежище и «ясли» для молодняка. Подводные растения поддерживают жизнь в коралловых рифах, мангровых и солончаковых болотах.При этом ни для кого не секрет, что такие травы весьма чувствительны к вмешательству извне. Кроме обычного загрязнения, они плохо переносят перенасыщенность органикой и вообще питательными веществами, несущими в себе канализационные и сельскохозяйственные стоки; на их состояние влияют вырубки лесов и затопления вблизи водоразделов, которые изменяют интенсивность осадкообразования в водоёмах с донными лугами; разумеется, не забудем и об искусственных изменениях рельефа и углублении дна.
Чтобы оценить самочувствие таких зон, исследователи предприняли изучение видового разнообразия цветковых растений, формирующих 114 подводных пастбища по всему миру. Важно: состояние индивидуальных видов в таких биоценозах ещё ни разу удостаивалось внимания экологов.
Из 72 трав, из которых в той или иной степени состоят подводные луга, 10 оказались под угрозой исчезновения, ещё пять были описаны как редкие. Например, филлоспадикс японский, живущий на каменистых побережьях Китая, Северной и Южной Кореи и Японии, полностью исчез с китайских территорий из-за интенсивного культивирования водорослей. Взморник чилийский рос всего в двух зонах вдоль чилийского берега, но в одной он уже исчез...
Несмотря на то что 48 видов получили охранный статус «Находятся под наименьшей угрозой», один из исследователей, профессор Фредерик Шорт из Университета Нью-Гэмпшира (США), говорит, что такие пастбища служат источником пищи для слишком многих животных. Даже малейшее изменение в численности и видовом разнообразии растений, их составляющих, может драматически сказаться на состоянии множества видов прибрежных океанических территорий. А исчезновение животных повредит не только абстрактному биоразнообразию, но и собственно экономическим интересам — из-за пищевого и туристического значения пропавших видов.