Великий Мерлин, наверное, непосредственно та фигура, с которой списаны портреты всех могущественных чародеев средневековья. От рождения и до смерти жизнь его сплошь состоит из загадок и чудесных событий. В позапрошлом веке не забыл вспомнить о Мерлине Марк Твен в романе «Янки при дворе короля Артура», в наши дни ему предопределила свою трилогию пользующаяся популярностью английская писательница Мэри Стюарт. Царствование известного
Великий Мерлин, наверное, непосредственно та фигура, с которой списаны портреты всех могущественных чародеев средневековья. От рождения и до смерти жизнь его сплошь состоит из загадок и чудесных событий. В позапрошлом веке не забыл вспомнить о Мерлине Марк Твен в романе «Янки при дворе короля Артура», в наши дни ему предопределила свою трилогию пользующаяся популярностью английская писательница Мэри Стюарт. Царствование известного короля Артура относят к концу V началу VI века. На это время пришлась жизнь и деяния его верного советника чернокнижника Мерлина. Согласно одной из легенд Мерлин был рожден земной дамой от беса. Ему предназначалась роль Антихриста, но мать малыша раскаялась и исповедалась в своем грехе. Малыш был крещен святым Власием, и это нейтрализовало действие злых сил, сохранив, но, заложенные в нем чудесные способности.
И они скоро пригодились мальчику. Уже в ранешном возрасте он должен был вступить в борьбу с чернокнижниками короля бриттов Вортигерна. Ситуация в стране к тому моменту сложилась тяжелая: Вортигерн боролся с германцами, пытавшимися захватить полуостров, но им, как молвят летописи, удалось опоить его приворотным зельем. И властелин, воспылав безумной страстью к дочери германского вождя Ронвене, фактически позволил иноземцам беспрепятственно завоевывать Британию.
И тогда придворные чародеи, не сумевшие одолеть германское чернокнижниченство, посоветовали монарху выстроить в Уэльсе крепость, которая типо должна остановить нашествие. Но стоило только заложить на вершине холма ее фундамент, как он тут же ушел под землю. Тогда чародеи объявили, что возвести крепость не получится, если бугор не будет окроплен кровью мальчика, рожденного смертной матерью, но не имевшего смертного отца. Поиски такого малыша закончились тем, что Мерлина и его мать заманили в замок Вортигерна. Но будущий великий кудесник стал перед королем исполненный величия, красоты и благородства. Он так очаровал монарха, что тот не решился умертвить его, а выложил суть дела и попросил совета. На что Мерлин ответил: Ваше Величество, чародеи ваши лишены разума, а предсказатели ординарны и глупы. Они показали свое невежество и полное незнание загадок природы: ведь под холмом находится большой водоем, который и поглотил фундамент. Прикажите углубить траншеи, и вы найдете озеро, на дне которого лежат два плоских камня, скрывающих спящих драконов. Это пророчество оказалось верным, а когда драконы были обнаружены, они вступили совместно в смертельную схватку.
Начав таким образом свою карьеру, Мерлин остался при дворе короля Вортигерна, позже Утера Пендрагона и его потомка Артура. Но об этом другая легенда. В угрюмом замке на скалистом мысе ждала красавица Игрейна собственного старого жена Горлойса, барона Корнуоллского. И не ведала она, что властелин Британии Утер так страстно желает ее, что готов пойти на все. Он обратился к Мерлину, и тот, используя свою способность изменять внешность людей, на время придал королю вид Горлойса. Судьба сплела свои нити так, что, пока Утер совершал подвиги в постели, барон Корнуоллский погиб в битве.
И тогда чернокнижник отправился проститься с телом Горлойса, покоящимся в пустынном зале крепости. Он был опечален: ведь не за золото или размещение короля Утера пошел он на этот обман. Волшебник знал, прозревая будущее, что плод преступной любви Артур, станет могучим королем, который объединит Британию и даст ей мир. Практически все остается после Артура: слава Англии, гордый муниципальный дух, благородные законы рыцарства, легенды, которые станут опорой в тяжелую годину. Пусть совсем другие по крови правители придут на зеленый полуостров, ну и они будут считать Артура своим предком символом могущества и непобедимости.
Пока Артур был малышом, Мерлин, предвидя пробы других претендентов на престол убить мальчика, заставил королевскую чету дать дитя ему. Где он жил и воспитывался, знал только волшебник. Когда же властелин Утер оказался при смерти, чернокнижник обратился к нему при всех лордах, чтоб тот признал и провозгласил собственного потомка Артура новым королем. Так Утер и сделал. Позже Мерлин сделал большой клинок Эскалибур и заключил его силою собственного волшебства внутрь большого камня, на котором было начертано: «Кто извлечет сей клинок из камня, тот по праву рождения властелин над всей Британией». Когда же люди удостоверились, что, не считая Артура, никто не в состоянии сделать этого, его признали своим владыкой и богатые, и бедные.
В легенде всегда все просто, но на самом деле Мерлину пришлось много потрудиться, чтобы учесть интересы более могущественных лордов из числа строптивой знати и сделать их верными слугами или хотя бы союзниками Артура. Прошло много лет в войнах и схватках за объединение Британии: за это время Мерлин то появляется при дворе, то продолжительно отсутствует, невзирая на протесты собственного воспитанника. Он любит его всей душой, связан с ним судьбой, но отлично понимает, что под его постоянной опекой Артур не сможет стать могущественным королем. И потому появляется при дворе в те моменты, когда это в особенности необходимо.
Однажды властелин Артур произнес Мерлину: «Не дают мне покоя мои бароны, требуют, чтобы я взял себе жену». «Это верно, ответил Мерлин. Тебе необходимо жениться. Нет ли такой дамы, чтобы была тебе милее других?» «Есть, ответил властелин Артур. Мне всех милее Гвиневра, дочь короля Лодегранса, что правит в стране Камелиард, и в доме у него хранится круглый стол, а достался он ему от моего отца».
Мерлин предостерег короля, что не следует ему брать в супруги Гвиневру, также предрек, что ее полюбит лучший из рыцарей Артура Ланселот. Но не послушался властелин, женился, хотя позже все случилось непосредственно так, как и предрекал Мерлин: Гвиневра и Ланселот полюбили друг друга. Но любви их предстояло еще продолжительно пылать исключительно в сердцах и мечтах.
Период благодатного мирного правления Артура длился 12 лет. Это было время пышного расцвета рыцарского духа. В своем замке Камелот собирал властелин более храбрых и преданных рыцарей и усаживал их вокруг известного круглого стола. Непосредственно Мерлин учил рыцарей, сидящих за этим столом, не совершать убийств, не творить зло, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие просящему и, что превыше всего, оказывать уважение и покровительство дамам. И отсюда, из Камелота, отправлялись рыцари биться с драконами, гигантами и хитрыми карликами.
Но беда подстерегала и Мерлина: он бездумно втюрился в некую Вивиану. Британская исследовательница Е. Батлер пишет, что «Вивиану одни источники считали королевской дочерью, другие аква феей. Но кем бы ни была эта дама, она полюбила великого волшебника и безнадежно его околдовала; чтобы сохранить свою власть над ним, она выловила у него секрет волшебной гробницы, вырубленной в горе, заманила его туда и навечно там заперла, так что Мерлин был живой, но полностью отрезан от мира». Предвидя такой поворот событий, Мерлин открыл Артуру, что ему недолго осталось находиться на земле: он будет погребен заживо. Чернокнижник умолял короля пуще ока беречь Эскалибур, ибо его может выкрасть дама, которой Артур будет доверять. Так все и случилось. У Артура была сестра по матери фея Моргана, решившая извести короля. Моргана сама была не чужда колдовскому искусству: в юности, наведя чары на молодого Артура, она провела с ним ночь и родила от брата потомка Мордреда, которого вожделела посадить на британский трон. Фея Моргана и выкрала у Артура Эскалибур, подменив его неотличимой копией. Волшебный клинок она отдала некоему сэру Акколону, подбив его на поединок с королем, но Артур, несмотря на это, победил самозванца. Более того, узнав о роли Морганы в заговоре, он простил ее. И напрасно, так как колдунья на этом не успокоилась.
И тут вновь на сцене появляется храбрый рыцарь Ланселот. Продолжительно сдерживал он свои чувства к супруге короля Гвиневре, но чему быть, того не миновать реализовалось предсказание Мерлина: рыцарь и королева стали любовниками. Мордред разоблачил их и вынудил Артура осудить супругу на публичное сожжение. Ланселот не мог допустить этого: он выкрал королеву и бежал с нею во Францию. Собираясь в погоню, властелин передал Мордреду бразды правления, но тот, пользуясь отсутствием Артура, сделал переворот.
О последующей судьбе Ланселота и Гвиневры легенды молвят по-разному: в их и смерть обоих в кровопролитной войне с рыцарями Артура; смерть Ланселота и заточение королевы в монастырь. Молвят легенды и о том, что перед смертью Ланселот сообразил: его руками силы тьмы сыграли свою партию пришел конец миру в Британии, пришел конец братству «Круглого стола», чести и любви, настало время предательства и крови. Сознание его мутится, и он утрачивает память, а когда вновь возрождается к жизни, это уже не искрометный рыцарь, а грязный, оборванный проповедник, держащий в руке вместо клинка крест. Зато в отношении Мордреда все создатели единодушны: возвратившись в Британию, Артур в жестокой схватке пронзил копьем вероломного предателя. Но, как обидно бы это не звучало, и потомок Морганы успел нанести королю смертельную рану.
Так заканчивается и не заканчивается история о Мерлине и короле Артуре, ибо где-то еще живой заточенный Вивианой великий волшебник. Одна из легенд гласит, что совместно с другими избранными он перенесся в легендарную Шамбалу и здравствует на данный момент среди великих учителей населения земли. А что же сталось с королем? Соратники положили его в ладью, которая копотливо, скользя через туман, унесла славного Артура по морю на волшебный полуостров Авалон. «Утешьтесь, произнес он перед смертью убитым горем рыцарям. И знайте, что я снова приду, когда понадоблюсь Британии».