Более 6 веков живет легенда о благородном разбойнике, а ученым до сих пор так и не удалось установить, существовал ли на самом деле Робин Гуд. Робин гордым разбойником был, писал неизвестный создатель «Баллады о Робин Гуде» конца XV века, представляя собственного героя. Жил он, не зная кошмара, и веселые песни любил«.
В каждой из 4 историй, составляющих балладу, читатель встречается
Более 6 веков живет легенда о благородном разбойнике, а ученым до сих пор так и не удалось установить, существовал ли на самом деле Робин Гуд. Робин гордым разбойником был, писал неизвестный создатель «Баллады о Робин Гуде» конца XV века, представляя собственного героя. Жил он, не зная кошмара, и веселые песни любил«.
В каждой из 4 историй, составляющих балладу, читатель встречается с отважным предводителем лесного отряда «веселых разбойников», которые нападали на богатых и помогали бедным. В первой новелле Робин одалживает средства и собственного верного оруженосца Маленького Джона обедневшему рыцарю, чтобы отомстить жадному аббату. Во 2-ой хитростью заставляет ненавистного шерифа из Ноттингема пообедать c ним олениной, которую разбойники добыли в вотчине охрана порядка Шервудском лесу. В третьей Робин узнает переодетого короля Эдуарда, который инкогнито приезжает в Ноттингем, чтобы расследовать нарушения закона местными правителями, и поступает к нему на службу. Заключительная часть баллады, размещенная в 1495 году, повествует о возвращении Робина к разбойному промыслу и предательстве настоятельницы Кярклейского аббатства, которая доводит его до смерти кровопусканиями, когда он приезжает к ней в монастырь полечиться.
Таковы 1-ые письменные предания о Робине Гуде, которые, без сомнения, рассказывались и пересказывались само не достаточно в протяжении прошедших полутораста лет и позже зарастали все новыми деталями. В 1819 году Вальтер Скотт использовал образ Робин Гуда в качестве макета 1-го из персонажей романа «Айвенго», и на данный момент благородный разбойник продолжает оставаться популярным героем детских книг, кино и телевидения.
Нетрудно объяснить причину так долгой популярности Робина Гуда. Гордый и независимый, он противостоял тем, кто, пользуясь своим положением и богатством, накалывал и подавлял обыденных людей. Но он хранил верность королю и не отвергал религию среди его сторонников был даже один бродячий монах, веселый толстяк брат Так. Личность Робина Гуда так представительна, что историки уже давно ищут макет известного героя.
В издании поэтического шедевра Уильяма Ленгленда «Пахарь Пирс», вышедшем в свет в 1377 году, есть ссылка на «стихи о Робине Гуде». Современник Ленгленда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин». Более того, в «Рассказе о Геймлине», который был включен Чосером в «Кентерберийские рассказы», также изображен герой-разбойник. Было установлено несколько исторических личностей, которые могли послужить макетом известного Робина.
В реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы считается имя Роберта Гуда, по прозвищу Домовой, о котором сказано, что он скрывался от правосудия. Примерно в это время появилось народное движение под управлением сэра Роберта Твинга повстанцы совершали набеги на монастыри, а награбленное зерно раздавали бедным. Но имя Роберт Гуд было довольно распространенным, поэтому ученые более склоняются к версии о том, что макетом Робина Гуда был некий Роберт Фитцуг, претендент на титул графа Хантингдонского, который родился приблизительно в 1160 году и умер в 1247-м. В некоторых справочниках эти годы даже бытуют как даты жизни Робина Гуда, хотя письменные источники того времени не содержат упоминаний о мятежном аристократе по имени Роберт Фитцуг. Кто был королем во времена Робина Гуда? Датировка исторических событий, послуживших основой рассказов о Робине Гуде, осложняется к тому же тем, что в различных вариантах легенды упоминаются разные английские монархи. Один из первых историков, занимавшихся этой неувязкой, сэр Уолтер Боуэр, считал, что Робин Гуд был участником восстания 1265 года против короля Генриха III, которое возглавил королевский родственник Симон де Монфор. После поражения Монфора многие из повстанцев не разоружились и продолжали жить, как герой баллад Робин Гуд. «В это время, писал Боуэр, узнаваемый грабитель Робин Гуд стал пользоваться большущим воздействием среди тех, кто был лишен наследства и объявлен вне закона за роль в восстании».
Главное противоречие гипотезы Боуэра состоит в том, что большой лук упоминаемый в балладах о Робине Гуде, еще не был выдуман во времв на восстания де Монфора.
В документе 1322 года упоминается «камень Робина Гуда» в Иоркшире. Из этого следует, что баллады, а может быть, и сам обладатель известного имени были к этому времени уже отлично известны. Склонные отыскивать следы подлинного Робина Гуда в 1320-х годах обычно предлагают на роль благородного разбойника Роберта Гуда арендатора из Уэйкфилда, который в 1322 году участвовал в восстании под предводительством графа Ланкастерского. В подтверждение гипотезы приводятся сведения о том, что в дальнейшем году властелин Эдуард II посетил Ноттинга и взял к себе на службу в качестве камердинера некоего Роберта Гуда, которому выплачивалось жалованье в течение последующих 12 месяце Все эти факты отлично согласуются с событиями, изложенными в третье части «Баллады о Робине Гуде».
Если взять за отправную точку упоминание о короле Эдуарде II, то выходит, что герой-разбойник совершал свои подвиги в первой четверти XIV века. Но, по другим версиям, он появляется на исторической сцене как отважный воин короля Ричарда I Львиное Сердце, правлено которого пришлось на последнее десятилетие XII века.
С определенностью о Робине Гуде можно утверждать только одно: предание о нем постоянно пополнялось все новыми деталями. Так, в ранних балладах нет упоминаний о девице Марианне, возлюбленной Робина. Впервой она появляется в поздних версиях легенды, показавшихся в конце XV века. Гигант по прозвищу Маленький Джон находится в отряде разбойников уже в исходных вариантах легенды, а брат Так появляется в значительно более поздней версии. Сначала Робин просто крестьянин, но со временем он преобразуется в благородного изгнанника.
Сейчас большая часть исследователей сходятся во миропонимании, что Робин Гуд просто символизирует определенный тип героя-разбойника, которьй прославлялся в передаваемых из поколения в поколение легендах по последней мере уже с начала XIV века. Робин Гуд, по словам 1-го ученого, есть «чистое создание народной музы», изобретение неизвестного создателя, который вожделел прославить обыденного человека, сражавшегося за справедливость. Непосредственно этим разъясняется универсальная притягательность благородного разбойника, так емко выраженная в прощальном благословении создателя собственному герою. «Господи, помилуй его душу, ибо он был неплохим разбойником и всегда помогал бедным».