Корсары Третьего Рейха

Пираты Третьего Рейха

Подлодка U-47 ворачивается в порт 14 октября 1939 года после удачно проведенной атаки на английский линкор «Ройял Оук». Фото: U.S. Naval Historical Center

Германские субмарины 2-ой мировой были реальным ужасом для британских и американских моряков. Они превратили Атлантику в реальный ад, где посреди обломков и горящего горючего отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак

Цель — Британия

К озари 1939 года Германия обладала очень умеренным по размеру, хотя и на техническом уровне совершенным военным флотом.

Против 22 британских и французских линейных кораблей и крейсеров она смогла выставить только два всеполноценных линкора «Шарнхорст» («Scharnhorst») и «Гнейзенау» («Gneisenau») и три так именуемых «карманных» — «Дойчланд» («Deutschland»), «Граф Шпее» («Graf Spee») и «Адмирал Шеер» («Admiral Scheer»). Последние несли всего 6 орудий калибра 280 мм — при том, что в то время новые линкоры вооружались 8–12 орудиями калибра 305–406 мм. Еще два германских линкора, будущие легенды 2-ой мировой «Бисмарк» («Bismarck») и «Тирпиц» («Tirpitz») — полное водоизмещение 50 300 тонн, скорость 30 узлов, восемь 380-миллиметровых орудий — достраивались и вступили в строй уже после разгрома союзной армии у Дюнкерка. Для прямого схватки на море с могучим английским флотом этого было, естественно, не достаточно. Что и подтвердилось спустя два года во время известной охоты на «Бисмарка», когда германский линкор с массивным вооружением и отлично приготовленной командой был просто затравлен численно превосходящим противником. Потому Германия вначале делала ставку на морскую блокаду Английских островов и отвела своим линкорам роль рейдеров — охотников на транспортные караваны и отдельные военные корабли противника.

 

Великобритания прямо зависела от поставок продовольствия и сырья из Нового Света, в особенности США, которые были ее главным «снабженцем» в обе мировые войны. Не считая того, блокада позволила бы отрезать Британию от подкреплений, которые мобилизовали в колониях, также не допустить посадки английских десантов на материке. Но успехи надводных рейдеров Германии были краткосрочными. Их противником были не только лишь превосходящие силы флота Соединенного Царства, да и английская авиация, против которой могучие корабли были практически бессильны. Постоянные авиаудары по французским базам вынудили Германию в 1941–42 годах эвакуировать свои линкоры в северные порты, где они фактически без славы погибли во время налетов либо простояли в ремонте до самого окончания войны.

Главным силой, на которую полагался 3-ий Рейх в битве на море, стали подводные лодки, наименее уязвимые для авиации и способные подкрасться даже к очень сильному противнику. А главное, постройка подводной лодки обходилась в пару раз дешевле, субмарина добивалась меньше горючего, ее обслуживал маленький экипаж — при том, что она могла быть более эффективней самого массивного рейдера.

«Волчьи стаи» адмирала Дёница

Во Вторую мировую Германия вступила, имея только 57 подводных лодок, из которых для действий в Атлантике были применимы всего 26. Но уже в сентябре 1939 года германский подводный флот (U-Bootwaffe) потопил 41 судно общим тоннажем 153 879 тонн. Посреди их — английские лайнер «Атения» (ставший первой жертвой германских подлодок в этой войне) и авианосец «Корейджес». Очередной английский авианосец «Арк-Ройяль» уцелел только благодаря тому, что выпущенные в него лодкой U-39 торпеды с магнитными взрывателями детонировали ранее времени. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (Günther Prien) просочилась на рейд английской военной базы Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и пустила на дно линейный корабль «Ройял Оук».

Это принудило Британию срочно убрать из Атлантики свои авианосцы и ограничить передвижение линкоров и других больших боевых кораблей, которых сейчас кропотливо охраняли эсминцы и другие корабли сопровождения. Успехи подействовали на Гитлера: он изменил свое вначале негативное мировоззрение о подводных лодках, и по его приказу развернулось их общее строительство. В течение последующих 5 лет в состав германского флота вошли 1108 субмарин.

Правда, беря во внимание утраты и необходимость ремонта покоробленных в походе субмарин, Германия единовременно могла выдвинуть ограниченное количество готовых к походу подводных лодок — только к середине войны их количество превысило сотку.

Пираты Третьего Рейха

Карл Дёниц начал карьеру подводника во время Первой мировой войны старшим ассистентом на лодке U-39

Основным лоббистом подводных лодок как вида вооружений в 3-ем Рейхе был командующий подводным флотом (Befehlshaber der Unterseeboote) адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz, 1891–1981), служивший на подлодках уже в Первую мировую. Версальский мир воспретил Германии иметь подводный флот, и Дёницу пришлось переквалифицироваться в командира торпедного катера, потом в профессионала по разработке нового вооружения, штурмана, командира флотилии миноносцев, капитана легкого крейсера

В 1935 году, когда Германия решила воссоздать подводный флот, Дёниц был назначен сразу командиром 1-й подводной флотилии и получил странноватое звание «фюрера подводных лодок». Это было очень удачное предназначение: подводный флот на самом деле был его детищем, он сделал его с нуля и преобразовал в мощный кулак Третьего Рейха. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, находился на выпусках школы подводников, сделал для их особые санатории. За все это он воспользовался большущим почтением собственных подчиненных, которые окрестили его «папой Карлом» (Vater Karl).

В 1935-38 годах «подводный фюрер» разработал новейшую стратегию охоты на корабли противника. Ранее момента подводные лодки всех государств мира действовали поодиночке. Дёниц, послужив командиром флотилии миноносцев, которая штурмует противника группой, решил применить групповую стратегию в подводной войне. Сначала он предлагает способ «завесы». Группа лодок шла, развернувшись в море в цепь. Обнаружившая противника лодка посылала донесение и штурмовала его, а другие лодки торопились ей на помощь.

Последующей мыслью была стратегия «круга», при которой лодки размещались вокруг определенного участка океана. Как в него заходил неприятельский конвой либо боевой корабль, лодка, заметившая вошедшего вовнутрь круга противника, начинала вести цель, поддерживая контакт с остальными, а те начинали со всех боков сближаться к безнадежным мишеням.

Но самым известным стал способ «волчьей стаи», конкретно разработанный для атак на огромные транспортные караваны. Заглавие стопроцентно соответствовало его сущности — конкретно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя параллельно его курсу сосредоточивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она потом обгоняла конвой и разворачивалась на позиции для нового удара.

Наилучшие из наилучших

За время 2-ой мировой (прямо до мая 1945-го) германскими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В числе их 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и поболее 70 военных кораблей других классов. При всем этом погибло около 100 тыщ моряков военного и торгового флота.

Пираты Третьего Рейха

Германская субмарина подверглась атаке со стороны авиации союзников. Фото: U.S. Army Center of Military History

Для противодействия союзники сосредоточили выше 3 000 боевых и вспомогательных кораблей, около 1400 самолетов, и к моменту посадки в Нормандии нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого она уже не могла оправиться. Невзирая на то, немецкая индустрия увеличивала выпуск подводных лодок, меньше экипажей ворачивались из похода с фортуной. А кто-то не ворачивался совсем. Если в 1940 году были потеряны 20 три, а в 1941 году — 30 6 субмарин, то в 1943 и 1944 утраты выросли, соответственно, до двухсотен пятидесяти и двухсотен шестидесяти 3-х подлодок. Всего за время войны утраты германских подводников составили 789 субмарин и 32 000 моряков. Но это все равно было втрое меньше, чем число потопленных ими судов противника, что обосновывало высшую эффективность подводного флота.

Как и на хоть какой войне, в этой также были свои асы. Гюнтер Прин стал первым известным на всю Германию подводным пиратом. На его счету 30 кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны, включая вышеупомянутый линкор). За это он стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Министерство пропаганды Рейха оперативно сделало его культ — и Прин начал получать целые мешки писем от экзальтированных поклонников. Может быть, он бы сумел стать самым везучим германским подводников, но 8 марта 1941 года его лодка погибла при атаке конвоя.

После чего перечень германских глубоководных асов возглавлял Отто Кречмер (Otto Kretschmer), который потопил 40 четыре корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Свиреп (Wolfgang Lüth) — 43 корабля общим водоизмещением 225 712 тонн, Эрих Топп (Erich Topp) — 34 судна общим водоизмещением 193 684 тонны и небезызвестный Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) — 25 кораблей общим водоизмещением 183 253 тонны, который совместно со собственной U-96 стал персонажем художественного кинофильма «U-Boot» («Подлодка»). Кстати, он не умер во время авианалета. После войны Леманн-Вилленброк служил капитаном торгового флота и отличился при спасении гибнувшего бразильского сухогруза «Комманданте Лира» в 1959 году, также стал командиром первого германского корабля с ядерным реактором. Его же лодка, после злосчастного потопления прямо на базе, была поднята, прогуливалась в походы (но с другим экипажем) а после войны была преобразована в технический музей.

Таким макаром, германский подводный флот оказался более везучим, хотя и не имел настолько впечатляющей поддержки надводный сил и морской авиации, как английский. На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн. Их союзники америкосы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн. Не была благорасположенна удача и к двумстам шестидесяти 7 русским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.

«Летучие голландцы»

Пираты Третьего Рейха

В 1983 году германский режиссер Вольфганг Петерсен снял кинофильм «Das U-Boot» по одноименному роману Лотара-Гюнтера Бухгейма. Значимая часть бюджета покрывала расходы на воссоздание исторически достоверных подробностей. Фото: Bavaria Film

Прославившаяся в кинофильме «U-Boot» подводная лодка U-96 относилась к прославленной VII серии, составлявшей базу U-Bootwaffe. Всего было выстроено семьсот восемь единиц различных модификаций. Свою родословную «семерка» вела от лодки UB-III времен Первой мировой, наследуя ее плюсы и минусы. С одной стороны, в подлодках этой серии очень экономился нужный объем, что тянуло ужасную тесноту. С другой — их отличала предельная простота и надежность конструкции, не раз выручавшей моряков.

16 января 1935 года компания «Дойче Верфт» получила заказ на строительство первых 6 субмарин этой серии. В последствие ее главные характеристики — 500 тонн водоизмещения, дальность плавания 6250 миль, глубина погружения 100 метров — пару раз улучшались. Основой лодки был разбитый на 6 отсеков крепкий корпус, сваренный из железных листов, толщина которых на первой модели составляла 18-22 мм, а на модификации VII-C (самая массовая в истории субмарина, выпущено 674 единицы) достигала уже 28 мм в центральной части и до 22 мм в оконечностях. Таким макаром, корпус VII-C рассчитывался на глубины до 125-150 метров, но мог погружаться и до 250, что было недосягаемо для субмарин союзников, нырявших только на 100-150 метров. Не считая того, таковой крепкий корпус выдерживал попадания 20 и 37 мм снарядов. Дальность плавания у этой модели выросла до 8250 миль.

Для погружения заполнялись водой 5 балластных цистерн: носовая, кормовая и две боковые легкого (внешнего) корпуса и одна, расположенная снутри крепкого. Отлично приготовленный экипаж мог «нырнуть» под воду всего за 25 секунд! При всем этом боковые цистерны могли брать и дополнительный припас горючего, тогда и дальность плавания росла до 9700 миль, а на последних модификациях — до 12 400. Но кроме этого, лодки могли дозаправляться топливом в походе от особых субмарин-танкеров (серии IXD).

Сердечко лодок — два шестицилиндровых дизеля — совместно выдавали 2800 л.с. и разгоняли судно в надводном положении до 17–18 узлов. Под водою субмарина шла на электромоторах компании «Сименс» (2х375 л.с.) с наибольшей скоростью 7,6 узлов. Естественно, этого было недостаточно для того, чтоб уйти от эсминцев, но полностью хватало для охоты на тихоходные и неуклюжие транспорты. Главным орудием «семерок» были 5 533-мм торпедных аппаратов (четыре носовых и один кормовой), которые «стреляли» с глубины до 22 метров. В качестве «снарядов» более нередко применялись торпеды G7a (парогазовая) и G7e (электронная). Последняя существенно уступала в дальности хода (5 км против 12,5), зато не оставляли после себя соответствующего следа на воде, наибольшая скорость же у их была приблизительно однообразная — до 30 узлов.

Для атак целей снутри конвоев немцы изобрели особый прибор маневрирования FAT, при помощи которого торпеда выписывала «змейку» либо штурмовала с разворотом до 130 градусов. Такими же торпедами отбивались от наседавших на хвост эсминцев — выпущенная из кормового аппарата, она шла им навстречу «лоб в лоб», а потом резко разворачивалась и лупила в борт.

Кроме обычных контактных, торпеды могли оснащаться и магнитными взрывателями — для их подрыва в момент прохождения под днищем корабля. А с конца 1943 года на вооружение поступает акустическая самонаводящаяся торпеда Т4, которую можно было выпускать, не целясь. Правда, при всем этом сама подлодка должна была приостановить винты либо стремительно уйти на глубину, чтоб торпеда не возвратилась.

Лодки вооружались и носовым 88-миллиметровым и кормовым 45-миллиметровым орудиями, в последствии очень полезной 20-миллиметровой зениткой, защищавшей ее от самого ужасного неприятеля — патрульных самолетов Английских ВВС. Несколько «семерок» получили в свое распоряжение радары FuMO30, которые находили воздушные цели на расстоянии до 15 км и надводные цели — до 8 км.

Они потонули в бездне морской

Пираты Третьего Рейха

Кинофильм Вольфганга Петерсена «Das U-Boot» указывает, как был устроен быт подводников, плававших на подлодках VII серии. Фото: Bavaria Film

Романтичный нимб героев с одной стороны — и сумрачная репутация запивох и беспощадных убийц с другой. Такими представляли германских подводников на берегу. Но напивались вдребезги они только один раз в два-три месяца, когда ворачивались из похода. Вот тогда они были на очах у «общественности», делающей поспешные выводы, после этого уходили отсыпаться в казармы либо санатории, а потом в совсем трезвом виде готовились к новенькому походу. Но эти редчайшие возлияния были не столько празднованием побед, сколько методом снять страшный стресс, которые подводники получали в каждом походе. И даже невзирая на то, что кандидаты в члены экипажей проходили в том числе и психический отбор, на подлодках бывали случаи нервных срывов у отдельных моряков, которых приходилось успокаивать всей командой, а то и просто привязывать к кровати.

1-ое, с чем сталкивались подводники, только что вышедшие в море, — ужасная теснота. В особенности этим мучались экипажи субмарин VII серии, которые, будучи и без того тесноватыми по конструкции, вприбавок набивались под завязку всем нужным для далеких походов. Спальные места экипажа и все свободные уголки использовались для хранения ящиков с провизией, потому отдыхать и принимать еду экипажу приходилось где придется. Чтоб взять дополнительные тонны горючего, его закачивали в цистерны, созданные для пресной воды (питьевой и гигиенической), таким макаром, резко сокращая ее рацион.

По этой же причине германские подводники никогда не выручали собственных жертв, отчаянно барахтающихся среди океана. Ведь расположить их было просто некуда — разве что запихнуть в освободившийся торпедный аппарат. Отсюда закрепившаяся за подводниками репутация беспощадных изуверов.

Чувство милосердия притуплялось и неизменным ужасом за свою свою жизнь. Во время похода приходилось повсевременно бояться минных полей либо неприятельской авиации. Но самым ужасными были неприятельские эсминцы и противолодочные суда, а поточнее, их глубинные бомбы, близкий разрыв которой мог повредить корпус лодки. При всем этом можно было только возлагать на резвую погибель. Еще страшнее было получить томные повреждения и невозвратно падать в бездну, с страхом слушая, как трещит сжимаемый корпус лодки, готовый проломиться вовнутрь потоками воды под давлением в несколько 10-ов атмосфер. Либо ужаснее того — навечно лечь на мели и медлительно задыхаться, понимая при всем этом, что никакой помощи не будет

Сергей Кутовой

Похожие статьи: