Юкатан открыл в 1517 г. Франциско Эрнандес де Кордоба, а меж 1523 и 1525 г. Педро де Альварадо захватил гватемальскую местность. В 1526 г. Франциско де Монтехо (отец) начал захват полуострова, который окончил Франциско де Монтехо (отпрыск), основав городка Мерида (1542г.) и Ваядолид (1543 г.). Последний редут майя, — город Таясал, не был захвачен испанцами до 1697 года
Майя оставили после себя следы неописуемо высокоразвитой культуры, но испанцы сделали все, чтоб их убить. В один прекрасный момент ночкой, в июле 1562 года, в Влеки епископ Диего де Ланда отдал приказ собрать и спалить все рукописи и произведения искусства майя — это был акт вандализма, сопоставимый с сожжением Большой библиотеки в Александрии.
"Мы отыскали огромное количество книжек, и потому что в их не содержалось ничего, не считая суеверий и дьявольского соблазна, мы сожгли их все, о чем краснокожие жутко сожалели".
Пожалуй, необходимо считать огромным счастьем, что непролазные тропические заросли где-то выручили от испанцев огромные городка майя.
Спустя более чем 250 лет, когда стали публиковаться записки величавых путников — таких, как лорд Кингсборо и Джон Ллойд Стефенс, — энтузиазм к майя возродился. Исключительно в это время неописуемый уровень их культуры получил признание. Стефенс увидел в заросших джунглями руинах "...следы народа с неповторимой и специфичной культурой, народа, который прошел все этапы, сопровождающие подъем и падение наций, достигнул собственного золотого века, и пропал, оставшись совсем неведомым".
Завлеченные описаниями Стефенса, археологи начали равномерно, один за одним, открывать в заросля^тропических тропических зарослей изумительные городка майя с превосходными дворцами и необычными пирамидальными храмами, возвышающимися над джунглями. Они трудились над расшифровкой необыкновенно сложных иероглифов майя, познание которых с течением времени было утрачено. И их больше поражало то, что они открывали. Когда Европа переживала черные времена средневековья, писал Джордж Стюарт, "майя сделали одну из самых восхитительных цивилизаций древности".
Существует ряд разных теорий в отношении того, какое место можно именовать колыбелью культуры майя. Для неких исследователей это север Табаско и юг Веракруса, место, где группы майя контактировали с ольмеками. 2-ая теория склоняется к тому, что эта культура зародилась в горах Гватемалы, где сформировалось земледельческое общество, которое выращивало кукурузу и также испытало на для себя воздействие культуры ольмеков.
Культура ольмеков считается пракультурой, т. к. в ней берут начало те элементы, которые легли в базу развития других важных культур Мезоамерики. К более весомым элементам культуры, взятым майя у ольмеков, относятся: строительные детали, система исчисления и простые календари на базе двадцатеричной последовательности, которая позднее преобразовалась в четкий календарь майя. Увлекательна версия Захарии Ситчина, утверждающего, что ольмеки это и есть 1-ые люди, выведенные богами для работы в шахтах. Во всяком случае черты лица у голов, оставленных ими очевидно негроидные.
Сейчас понятно, что общество майя состояло из целого ряда городов-государств, группировавшихся вокруг величавых ритуальных центров, таких как Копан в Гондурасе, Тикель в Гватемале и Паленке в Чиапае (Мексика). В этих городках правили цари-жрецы и существовали семейные династии; они были связаны меж собой торговыми и брачными узами. У майя были красивые храмы и прекрасное искусство. Кроме письмен (выполненных в виде раскрашенных иероглифов), археологи нашли нефритовые декорации, эталоны статуи и гончарные изделия, потрясающе исполненные из меди и золота уникальные произведения искусства.
Но все таки самым поразительным у майя были астрономические познания. Многие ученые всячески пробовали умолкнуть свидетельства существования в древности астрономических познаний в таких местах, как Мачу-Пикчу и Тиауанако, но что касается астрономии у майя, то свидетельства их широких знаний так явны и многочисленны, изложены в таких подробностях, что нереально их не признавать. Сначала, мы должны этим трем необычным книжкам майя, которые дожили до наших дней. Они именуются кодексами (книжки с иллюстрациями), и каждой присвоено имя городка, в музее которого они находятся: Мадридский кодекс, Дрезденский кодекс и Парижский кодекс. 1-ые два посвящены астрономии и прорицанию, а 3-ий — обрядам, богам и астрологии.
Спецы признают, что вместе с доверчивыми верованиями, майя обладали необычными заниями о Луне и Венере, заниями, которые, как они считают, были накоплены за долгие и длительные годы наблюдений. Были обнаружены астрономические обсерватории майя, к примеру, "Раковина" в Чичен-Ице, где в башне были проделаны отверстия в виде окон, через которые следили Солнце в денек равноденствия. Приведем два примера, свидетельствующие о поразительной точности приобретенных астрологами майя результатов. Во-1-х, свидетельства из Копана (астрономического центра) демонстрируют, что майя вычислили длительность 149 лунных циклов в 4400 дней. Современные астрологи именуют цифру в 4400,0575 денька. Во-2-х, в Дрезденском кодексе период воззвания Венеры вокруг Солнца оценивался в 584 денька, а современные подсчеты дали цифру в 583,92 денька. В самой сердцевине религии и науки майя лежал неописуемо непростой календарь, в каком для датировки истории использовались три разные временные шкалы. Так как эта хронологическая система нередко изображалась на каменных стелах (вертикальных колоннах), ее удалось достаточно стремительно расшифровать. 1-ая система, популярная под заглавием Длинный счет, представляла ту либо иную дату как число дней, отсчитанных от нулевой точки, соответственной 3113 году от РХ. Значение этой даты, приходящейся на время за длительное время до начала цивилизации майя, так и не было выяснено .
Во 2-ой системе (Хааб) употребляется более обычный для нас солнечный календарь из 365 дней, состоящий из 18 месяцев по 20 дней и 5 дополнительных дней
Предназначение третьего — 260-дневного Священного календаря Тцолкин остается загадкой. Тцолкин использовавшийся для определения праздничков богов и пророчества судеб представлял собой комбинацию из 20 символов и 13 чисел.. Для фиксации в определенном году, каждый денек представлял собой новейшую комбинацию, и чтоб повторилась 1-ая, должны были пройти 18.980 дней, — т. е. денек повторялся каждые 52 солнечных либо 73 ритуальных года, — этот цикл именуется Календарным Колесом.
Невзирая на то, что майя при летоисчислении воспользовались ориентировочным 365-дневным солнечным годом, ясно, что им был отлично известен принцип корректировки солнечного календаря, схожий тому, с помощью которого мы на данный момент корректируем високосные годы. Было установлено, что у их был четкий расчет солнечного года, исчислявшийся в 365,2420 денька. Современная астрономия в текущее время считает, что продолжительность года — 365,2422 денька. Ясно, что календарь майя был в пределе более четким, чем григорианский календарь, которым мы пользуемся сейчас и который основан на годе в 365,2425 денька.
Для записи Долгого счета майя воспользовались разработанной двадцатичной системой счисления, в какой содержалось понятие нуля, также применялся позиционный принцип, согласно которому единица могла означать 1 либо 20 либо 400 и т.д., зависимо от собственного положения (также как в нашей современной десятичной системе счисления). Подобно тому, как у нас в текущее время имеется особый метод для обозначения "миллиона" и "млрд", майя воспользовались особыми знаками для обозначения чисел прямо до знака "алау-тун", обозначавшего число 23 040 000 000. Единственное, чем можно разъяснить применение таковой сложной математической системы, это то, что у майя была мания измерения времени, но наши ученые не в состоянии осознать, для чего необходимы были такие большие числа. Символ "алау-тун", в Долгом счете, соответствует периоду более 63 миллионов лет!
Главных символов было три: точка имела ценность единицы, линия равнялась 5, ракушка символизировала ноль. Сочитая эти знаки, составляли числа, хотя не считая этого было еще 20 идеограмм, которые достаточно нередко занимали место точек и линий.