АСТРОЛОГИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Антон ПЕРВУШИН

В русских энциклопедиях так прямо и писали: «Древняя лженаука, основанная на вере в то, что по движению планет и их положению посреди созвездий можно предсказать будущее народов, судьбу людей». Все же признавалось, что астрология оказала существенное воздействие на развитие астрономии, многие видные астрологи (к примеру, Иоганн Кеплер) занимались ею, но с конфигурацией картины мира вера в силу этой лженауки оказалась подорвана, и уже в XVIII веке астрономы пропали совершенно. Русские идеологи поторопились — астрология продолжала жить. И не только лишь в странах капиталистической Европы, да и в самом СССР.

Негативное отношение русской власти к астрологии выразилось не только лишь в воспрещении публикации переводов Мишеля Нострадамуса.

В критериях Первой мировой войны, революций 1917 года и последовавшей Штатской войны русская астрология пошла на убыль, книжки по данной теме закончили печататься, оккультные журнальчики были закрыты. Наступил долгий период забвения астрологии в нашей стране.

Нет никаких достоверных сведений о том, чтоб в период правления Сталина в нашей стране была хоть какая-то астрологическая традиция. Естественно, в 1920-е годы еще были доступны дореволюционные книжки и журнальчики, и хоть какой человек при желании мог ознакомиться с основами теоретической астрологии.

Красивым примером того, что астрология в это время не подвергалась целенаправленным гонениям, может служить 1-ое издание Большой Русской Энциклопедии. В статье «Астрология» читатель мог почерпнуть сведения о главных понятиях астрологии и даже изучить приведенную в качестве примера «натальную карту». Выдающийся русский ученый Александр Чижевский, основоположник гелиобиологии, в эти годы не только лишь занимался исследованием истории астрологии и проверкой астрологических концепций, да и свободно опубликовал статью под заглавием «Современная астрология» («Огонек», 1926, № 17), в какой главные понятия астрологии разъяснял естественнонаучным языком. Но ни 1-го специального астрологического издания в 1920-е годы не издавалось, и, более того, нет данных ни об одном практикующем астрономе той поры.

Современные исследователи астрологии обожают говорить ужасную байку о том, как будто Сталин созвал в 1929 году в Геленджике съезд всех русских астрономов. Типо всех прибывших на этот съезд арестовали и выслали в концентрационный лагерь. Но эта история не доказана архивными источниками и, вероятнее всего, является измышленной.

Потаенна Мишеля Нострадамуса

Из всех астрономов самую большую популярность во все времена имел Мишель де Нотрдам (Нострадамус) — прославленный создатель пророческих «Центурий».

Мишель де Нотрдам родился 14 декабря 1503 года в небольшом провансальском городке Сен-Реми. Его отец, Жом де Нотрдам, был нотариусом, мама звали Рене де Сен-Реми.

В 1518 году Мишель начал учебу на факультете Искусств в Авиньоне, через три года он окончил факультет и получил степень магистра искусств. Нострадамус говорил, что с 1521 по 1529 год он много путешествовал «по различным землям и странам». Так либо по другому, но в 1529 году он приехал в Монпелье и поступил на мед факультет местного института, где и получил докторскую степень около 1534 года. Тогда же вновь отправился в путешествие — по Лангедоку и Провансу, работая в качестве странствующего доктора. Но уже в 1536 году он поселился в Ажене, проводя свободное время в обществе собственного нового друга и учителя, Жюля Сезара Скалигера, гуманиста и ученого. Там же юный доктор обзавелся семьей.

1538 год принес резкие перемены в жизни Нотрдама. От чумы погибли его супруга и двое малышей. Практически сразу медик получил приказ явиться к инквизитору Тулузы в связи с некими высказываниями де Нотрдама. Юный доктор счел нужным покинуть Ажен. Вновь начался длинный период странствований.

Нострадамуса лицезрели в Венеции, Турине, в других итальянских городках. В мае 1544 года 41-летний доктор принял роль в борьбе с эпидемией чумы в Марселе, потом в Экс-ан-Провансе. За успехи на мед поприще парламент Экса одарил Нострадамуса бессрочной пенсией. В собственных воспоминаниях Нострадамус докладывал рецепт снадобья из гвоздик, бардовых роз и других растений, которое он с фуррором использовал в зачумленных местностях.

"Нострадамус очень гордился собственной книжной эрудицией. Показателен состав его личной библиотеки: в ней обширно представлены сочинения древних создателей — Платона, Лукиана, Марциала, Тита Ливия

В 1547 году Нострадамус поселился в Салоне де Кро, где смешивался вторым браком. Там он продолжал мед практику, но в конце 1540-х годов серьезно занялся астрологией.

Необходимо подчеркнуть, что в XVI веке мистика и астрология были неотделимы от науки. Историк Брендамур отмечает, что «так же как нельзя было гласить о собственном мед поприще без упоминания астрологической карьеры, нельзя было гласить об астрологическом поприще без того, чтоб уделить место карьере медицинской».

После очередной поездки в Италию Нотрдам выпустил 1-ый предсказательный альманах на 1551 год. На обложке этого издания в первый раз появился псевдоним Nostradamus, под которым в предстоящем выходили и другие сочинения известного предсказателя. Конкретно им он был должен собственной прижизненной славе — за очень редчайшими исключениями, темой обсуждения посреди современников были конкретно альманахи, а не «Центурии».

Славе Нострадамуса содействовал и всеохватный нрав его пророчеств: Астроном занимался животрепещущими политическими предсказаниями, затрагивающими положение церквей, политических сил и стран. Естественно, и до Нострадамуса предсказывались политические действия, но только он преобразовал свои альманахи в подобие повторяющегося издания.

В 1555 году Нострадамус получил от царской семьи приглашение посетить Париж. Царица Екатерина Медичи, питавшая страстный энтузиазм к астрологии и пророчествам грядущего, и ее супруг повелитель Генрих II пригласили ученого в царскую резиденцию.

Во дворце Нострадамус стал виновником скандала, в процессе которого придворные, раздраженные его уклончивыми ответами, попробовали задержать астронома при помощи собственных лакеев. Ко всему иному Нострадамус вызнал, что ему предстоит встреча с милицией, желавшей подробнее выяснить, какой наукой он занимается, и не связана ли она с нелегальной мистикой. Это вынудило предсказателя покинуть Париж после 10 дней пребывания там.

Сначала лета 1555 года Нострадамус выпустил книжку, резко отличавшуюся от всех прошлых, вышедших из-под его пера. Идет речь о «Пророчествах магистра Мишеля Нострадамуса». Эта книжка представляет собой не имеющее аналогов в истории оккультизма собрание предсказаний о будущем Земли, написанных в стихотворной форме.

Предсказания Нострадамуса написаны в редчайшей для поэзии форме. Книжка соединяет воединыжды 10 центурий, любая из которых включает 100 катренов (VII центурия осталась незаконченной), при этом каждый катрен имеет собственный порядковый номер. Все катрены объединены общим смыслом, данным темой книжки, и стихотворным размером — пентаметром, взятым у древних поэтов.

"1-ое издание этой книжки предварялось вступлением, написанным в форме воззвания к отпрыску предсказателя Сезару, и содержало 353 пророческих четверостишия (катрена), объединенных в главы — центурии — по 100 катренов

В 1557 году Нострадамус выпустил 2-ое издание этой книжки — оно содержало 286 новых четверостиший и общий объем его составлял уже 639 катренов в 7 центуриях, последняя из которых содержала 39 катренов.

1-ое дошедшее до нас расширенное издание «Пророчеств магистра Мишеля Нострадамуса» датируется только 1568 годом — оно содержало 302 катрена (общее число которых подросло до 942) в 10 центуриях, также огромное предсказание в прозе, написанное в виде послания к королю Франции Генриху II.

Что все-таки представляют из себя именитые предсказания Нострадамуса? Вот что пишет сам Нострадамус в письме отпрыску Сезару: «Я решил в черных и таинственных выражениях поведать о переменах в судьбах населения земли, хотя бы более принципиальных, не оскорбляя при всем этом их хрупких чувств».

И вправду, для неподготовленного читателя содержание катренов смотрится просто непонятным. Если кто-то уповает, быстро ознакомившись с необычным текстом «Пророчеств» либо с их неплохим переводом, получить четкое понятие о том, что и когда ждет мир в дальнейшем, тот очень ошибается. Сначала, сделать высококачественный перевод этих пророчеств очень тяжело, потому что катрены изобилуют анаграммами, новообразованными словами греческого, латинского и провансальского происхождения, сокращениями и выражениями, сейчас вышедшими из потребления, также особыми и случайными опечатками. К тому же Нострадамус за очень редчайшими исключением не датировал свои пророчества — во всем объеме предсказаний встречается только 14 обозначенных дат.

Суровое отношение современников к «Пророчествам» предназначило одно принципиальное для Европы событие, которое, казалось, было точно предсказано известным астрономом.

1 июля 1559 года в честь женитьбы короля Испании Филиппа II и дочери Генриха II Елизаветы был устроен рыцарский турнир. В нем приняли роль капитан шотландской гвардии Габриэль Монтгомери и сам повелитель. Осколок копья Монтгомери попал в прорезь царского шлема, пробил глаз Генриху II и нанес ему томную мозговую травму. 10 июля повелитель скончался в ужасных мучениях.

Один из катренов Нострадамуса, размещенных еще в издании «Пророчеств» 1555 года, объяснили как пророчество этого грустного действия:

«Молодой лев одолеет старенького

На ратном поле в поединке.

В золотой клеточке выколет ему глаза.

Из 2-ух флотов — один, потом умереть истязающей гибелью...»

"Хотя этот катрен нередко упоминается обожателями Нострадамуса как бесспорное свидетельство его пророческого дара, нет никаких оснований связывать его с тем, что вышло 1 июля 1559 года. Во-1-х, нет никакого удовлетворительного разъяснения «золотой клетке». Во-2-х, в катрене очевидно речь идет о выкалывании обоих глаз. В-3-х, слово «флоты» в последней строке совсем не увязывается с историей погибели Генриха II

Сам Нострадамус утверждал, что на смерть Генриха показывает другой катрен. В альманахе 1562 года он опубликовал послание к собственному другу Жану де Возелю, который, по словам Нострадамуса, верно сообразил многие его предсказания, такие, как, к примеру: «В год, когда во Франции будет править одно око, семя Блуа уничтожит собственного друга».

И так с хоть каким другим катреном. Сколько бы ни было истолкований и толкователей, ранее либо позднее, со временем и с конфигурацией конъюнктуры, появлялись новые толкования тех же самых предсказаний, которые подгоняются под определенную задачку. Так как авторитет Нострадамуса как прорицателя с возрастом только вырастает, находятся желающие использовать его авторитет в своекорыстных целях. В особенной чести «Пророчества» были в ХХ веке — когда Европа пережила эру опустошительных потрясений: вереницу сопряженных террором революций и две мировые войны, унесшие миллионы жизней. Конкретно в эту эру «Пророчества» Нострадамуса стали употребляться как орудие идейной войны.

Нострадамус по-русски

Более значимый всплеск по количеству публикаций, посвященных расшифровке «Пророчеств», приходится на 1920-е годы.

«Предчувствие большой крови» выслеживается в работах о Нострадамусе с начала XX века. Новые толкователи Нострадамуса крепко встали на позицию, согласно которой «пророчество должно быть мрачным». По правде, многие пророчества известного астронома носили ярко выраженный наизловещий нрав, и можно представить будущее населения земли как цепь сплошных войн.

В особенности пользующимся популярностью Нострадамус и его предсказания стали в Германии, где зародилось даже отдельное направление «нострадамоведения». Нечто схожее наблюдалось и во Франции, где продолжали выходить работы обычного нрава.

Тогда же известный астроном пришел и в Россию. Одной из первых работ о Нострадамусе, размещенной на российском языке, стала статья историка Льва Платоновича Карсавина «О свободе», написанная в 1922 году в журнальчике философского общества «Мысль».

В ней Карсавин поднимал базовый вопрос, в какой-то момент встающий перед каждым исследователем явления предсказания вообщем и прорицаний Нострадамуса а именно: существует ли будущее? Церковь дает отрицательный ответ — каждый человек творит свое будущее совокупой поступков. С этой точки зрения утверждения о предопределении глубоко неверны и даже греховны, будущее полностью в руках Создателя и находится в зависимости от поведения отдельных людей и целых народов. Знать же будущее не дано фактически никому, не считая избранных. Соответственно, Нострадамус — или шарлатан, или лжепророк.

"Карсавин, но, подходит к вопросу не исходя из убеждений церкви, но исходя из убеждений веры. «Религия ссылается на случаи предсказаний и видения грядущего

Потом Карсавин приводит несколько документально подтвержденных случаев предсказаний — в большей степени изготовленных медиумами в состоянии гипнотического транса. Доказав таким макаром, что предсказание — не шарлатанство и не заблуждение, ученый приступает к рассказу о Нострадамусе и анализирует девять «сбывшихся» катренов.

Карсавин держится точки зрения, согласно которой Нострадамус мог созидать будущие действия в некоем подобии сомнамбулического сна, не теряя, но, связи с миром вокруг нас. Даты же Нострадамус мог уточнить при помощи астрологических вычислений.

Статья Карсавина сыграла приметную роль, открыв для российского думающего читателя имя и творчество Нострадамуса. Не считая всего остального, ученый обусловил в ней главную тайну пророка — каким образом тот лицезрел грядущее?

Карсавин был представителем мистически-оккультного направления в нострадамоведении. Его работа имела тесноватую связь с книжками германских нострадамоведов тех пор: Вёльнера, Лоога и других, придававших огромное значение «медиумическим» откровениям Нострадамуса. Эта общность полностью понятна, если учитывать сходство в судьбе кайзеровской Германии и королевской Рф после Первой мировой войны. Разрушение империи, революции и бунты, общая непостоянность толкали широкие круги интеллигенции в мистику.

"И в Русской Рф, и в белоэмигрантских кругах толковали Нострадамуса в нехорошем для грядущего большевиков смысле. Сначала 1920-х годов в СССР вышла малая книга, содержащая избранные катрены и отрывки из житейских пророчеств Нострадамуса. Практически сразу она была изъята из реализации и уничтожена. Вячеслав Завалишин вспоминал: «Когда в ежовщину мои предки, отец и мама, были арестованы, у их конфисковали маленькую книжку о Нострадамусе с переводом на российский катренов и фрагментов 2-ух апокалипсисов, выпущенную сначала 20-х годов. Книжка эта была признана антисоветским памфлетом под маской средневековой схоластики ...»"

Хоть какое упоминание о Нострадамусе кропотливо отслеживалось.

"«...Судьба произведений Нострадамуса в Рф во 2-ой половине XX в. очень показательна, — ведает исследователь творчества французского астронома Алексей Пензенский. — Русскому народу не необходимы были больные сенсации , а поэтому Предсказания были запрещены к переизданию и навечно вычеркнуты из числа тем исследований. Одно из немногих упоминаний о Нострадамусе в литературе тех лет можно отыскать в книжке Г. Гурева История 1-го заблуждения — Астрология перед трибуналом науки , вышедшей в 1970 г. в Ленинграде и имевшей цель — разгром астрологии как общественного и научного явления. "

"Естественно, предсказания Нострадамуса даже не цитируются — к чему? Книжка выпущена в самом что ни на есть научном издательстве, — Наука — и представления ученого полностью довольно. Заметка Гурева — броский пример пробы манипуляции публичным воззрением. Книжки Нострадамуса в СССР не издавались, и, по воззрению создателя, на чистом листе публичного представления можно было написать всё, что угодно власть предержащим. Литература по астрологии, поступавшая в наикрупнейшие русские библиотеки из-за рубежа, сходу попадала в отделы специального хранения. Этой участи не избежали и книжки забугорных нострадамоведов. В.Завалишин, создатель первого российского перевода Предсказаний , сетует, что ему не удалось ознакомиться даже со старенькыми, неантисоветскими изданиями трудов Нострадамуса: Когда я собирал материал о Нострадамусе, я пробовал — не от собственного имени, а от имени влиятельных знатоков средневековой культуры - получить фотоснимки с подходящих мне редчайших книжек, хранящихся в различных библиотеках Русского Союза. Все мои усилия, к большенному огорчению, оказались напрасными... Но перевод (поточнее, свободный пересказ) В.Завалишина всё же увидел свет, но, естественно, не в СССР, а в США...» "

Меж иным, Вячеслав Завалишин ставил впереди себя полностью определенную задачку: при помощи «Пророчеств» обосновать, что большая часть катренов Нострадамуса посвящена конкретно ХХ веку и потрясениям Рф. Ах так он перевел катрен 2-10:

«Мне горько сказать, что беспощадные эпохи

Снова завладеют мятежной землей,

И рабская будет царствовать атмосфера

Под маской любви и свободы большой...»

Чем же не указание на возникновение в ХХ веке тоталитарных режимов?

А вот пророчество революции и Штатской войны:

«Я вижу, как рушатся королевские троны,

Когда их сметает человеческой ураган.

Республику сделает ужаснее короны.

И белоснежных, и бардовых ожесточенный обман...»

"Далее — больше. Завалишин первым направил внимание на известное предсказание о 73 годах и 7 месяцах, применив его к будущему СССР. Вот что он докладывает: «Если принять во внимание, что это предсказание имеет прямое отношение к Октябрьской революции в Рф в 1917 году, то нужно согласиться и с тем, что начало крушения порожденных этой революцией порядков следует отнести к 1991 году. Совсем же российская революция изживет себя в 2025 году. Можно ли этому веровать? На это могут ответить только те читатели, которые откроют Центурии в период меж 1991 и 2025 годами». Предсказание Завалишина реализовалось — правительство, порожденное «русской революцией», вправду было разрушено в 1991 году. "

Практически сходу после публикации книжки Завалишина на Западе журнальчик «Знание — сила» (№ 6, 1975) расположил статью Э.О.Брезина «Нострадамус — отпрыск собственного века». В ней создатель говорил о жизни и судьбе Нострадамуса, также его предсказаниях. Статья выдержана в скептическом духе, и это понятно, — русская печать, тем паче центральная, ничего другого и не пропустила бы. В первый раз за много лет в статье был размещен ряд катренов и даже портрет Нострадамуса, взятый из издания 1605 г. У Брезина Нострадамус смотрится уверенным в себе астрономом с претензией на звание пророка, чьи пророчества, обычно, не сбывались. Зато предвидения Нострадамуса о развитии техники (подводный флот, авиация, астронавтика, оптика) заслуживают внимания вместе с превосходными прозрениями Роджера Бэкона и Леонардо да Винчи. Таким макаром, Нострадамус ставился на один уровень с создателями социально-технократических утопий. Очевидно, о вероятных связях предсказаний Нострадамуса с современной историей Брезин ничего не гласил...

Статья, разумеется, стала типичным ответом на книжку Завалишина, к 1975 году уже проникшую в русский самиздат. Желал того Брезин либо нет, его статья содействовала всплеску «подпольного» энтузиазма к Нострадамусу в СССР уже посреди 1970-х годов. Но продолжения не последовало. Только в 1988 году в журнальчиках «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Наука и религия» появились другие статьи о Нострадамусе, потом выпущенные отдельной книжкой...

Астрология в СССР

Негативное отношение русской власти к астрологии выразилось не только лишь в воспрещении публикации переводов Мишеля Нострадамуса.

В критериях Первой мировой войны, революций 1917 года и последовавшей Штатской войны русская астрология пошла на убыль, книжки по данной теме закончили печататься, оккультные журнальчики были закрыты. Наступил долгий период забвения астрологии в нашей стране.

Нет никаких достоверных сведений о том, чтоб в период правления Сталина в нашей стране была хоть какая-то астрологическая традиция. Естественно, в 1920-е годы еще были доступны дореволюционные книжки и журнальчики, и хоть какой человек при желании мог ознакомиться с основами теоретической астрологии.

Красивым примером того, что астрология в это время не подвергалась целенаправленным гонениям, может служить 1-ое издание Большой Русской Энциклопедии. В статье «Астрология» читатель мог почерпнуть сведения о главных понятиях астрологии и даже изучить приведенную в качестве примера «натальную карту». Выдающийся русский ученый Александр Чижевский, основоположник гелиобиологии, в эти годы не только лишь занимался исследованием истории астрологии и проверкой астрологических концепций, да и свободно опубликовал статью под заглавием «Современная астрология» («Огонек», 1926, № 17), в какой главные понятия астрологии разъяснял естественнонаучным языком. Но ни 1-го специального астрологического издания в 1920-е годы не издавалось, и, более того, нет данных ни об одном практикующем астрономе той поры.

Современные исследователи астрологии обожают говорить ужасную байку о том, как будто Сталин созвал в 1929 году в Геленджике съезд всех русских астрономов. Типо всех прибывших на этот съезд арестовали и выслали в концентрационный лагерь. Но эта история не доказана архивными источниками и, вероятнее всего, является измышленной.

Единственные достоверные данные об астрологии в СССР в период сталинского самовластья касаются республик Прибалтики. В 1930-е годы эти страны еще не входили в Русский Альянс, и к занятиям астрологией в их относились с наименьшим подозрением, чем в «государстве рабочих и крестьян».

В Прибалтике астрологическая литература имела довольно обширное хождение. В это время астрологией по германским книжкам начал заниматься Николай Каллерт из латвийского городка Огре — после легализации астрологии в СССР в 1980-х годах Каллерт был избран почётным президентом Межрегиональной федерации астрономов. Другим продолжателем традиций германских астрономов был Мартинас Йуодвалькис — один из наистарейших литовских астрономов, отсидевший за свои занятия в русских лагерях около 20 лет.

Во времена «хрущевской оттепели» у русских людей появилась некая свобода в духовной сфере, и результатом этого стали 1-ые ростки энтузиазма к астрологии в 1960-е годы. Так, в 1972 году вышла книжка Ромуальдаса Колонайтиса «Солнце идет по животному кругу» о символике символов Зодиака. К началу 1970-х годов уже существовали кружки астрономов в Москве, Киеве, Харькове, Ленинграде, Вильнюсе. Особо необходимо подчеркнуть деятельность столичного кружка, занятия в каком базировались на материалах, приобретенных в итоге контактов с болгарскими астрономами. Посреди этих материалов важную роль игрались работы Дэйна Радьяра, переведенные на российский язык Мишей Папушем. Конкретно из этого кружка вышел ряд ведущих столичных астрономов наших дней...

Астрология в СССР воспрещалась — зато процветала русская футурология, опиравшаяся на честолюбивые обещания русских вождей. Ни один тоталитарный режим не способен смириться с существованием людей, чьей специальностью является пророчество грядущего. С такими людьми он расправляется сначала. Монополия на предсказания остается только за правящей вершиной. Вспомним, к примеру, «пророчество» Никиты Хрущева о торжестве коммунизма в СССР в 1980 году...