Посреди более успешных находок экспедиции – куски вагона времен Штатской войны (он был найден в прошедшем году), также предметы быта: разбитый сосуд и тарелка. Все эти находки позволяют представить, что золото со дна Байкала может быть так именуемым «золотом Колчака».
Дело в том, что до середины XX века основной ход Транссибирской магистрали проходил по Кругобайкальской стальной дороге (КБЖД), которая размещена совершенно рядом с озером. Во времена строительства КБЖД составы со строй материалами перевозили на паромах: в порту Байкала и до настоящего времени существует жд причал. Зимой дополнительные разборные пути монтировали прямо на льду, что не раз приводило к катастрофам — составы уходили на дно. Существует легенда, по которой одним из таких затонувших поездов являлся состав, груженный золотом, принадлежавшим адмиралу Колчаку (1874–1920 годы жизни).Сейчас, когда известны четкие координаты места, где, может быть, лежит «золото Колчака», дайверы сумеют подтвердить либо опровергнуть эту легенду.
Напомним, что экспедиция «Миры на Байкале» работает уже 3-ий сезон попорядку. В программку экспедиции входят очень различные задачки: исследование подводных гидротерм и грязевых вулканов, уточнение глубины озера, поиск предметов вещественной культуры прошедшего, также исследование дна Баргузинского залива. Общая цель проекта – изучить воздействие промышленной деятельности на экосистему Байкала и приготовить новые аргументы для защиты уникального озера от вредного воздействия.
Любопытно, что самая большая находка, изготовленная в последние годы на деньке озера Байкал, принадлежит соперникам «Миров» – дайверам из Иркутска. Они также погружались на дно Байкала с целью отыскать исторические артефакты, имеющие отношение к Кругобайкальской стальной дороге. Заместо этого им удалось найти древний корабль, который затонул больше сотки годов назад. Судно лежит в южной части водоема, на глубине около 30 м, рядом с ним лежат останки, предположительно, людские. Корабль сотворен без одного гвоздя, на древесных замках, он был или весельным, или парусным. Длина судна составляет 16 м, наибольшая ширина – 5 м, высота борта – 4 м. В правом борту сияет пробоина. Подразумевается, что корабль потерпел крушение в итоге шторма.