Известный историк академик РАН Юрий Пивоваров рассуждает: От кого российское государство взяло больше: от Византии или Золотой Орды?

Узнаваемый историк академик РАН Юрий Пивоваров рассуждает: От кого русское правительство взяло больше: от Византии либо Золотой Орды?

От кого русское правительство взяло больше: от Византии либо Золотой Орды?

Фото: Дмитрий КОРОБЕЙНИКОВ.

Историк, академик РАН Юрий ПИВОВАРОВ, директор Института научной инфы по публичным наукам (ИНИОН), прочитал на телеканале «Культура» лекции «Традиции российской государственности и современность». С разлюбезного разрешения телеканала «Культура» и самого Юрия Сергеевича Пивоварова публикуем отрывки из лекций.

ВЛАСТЕЦЕНТРИЧНАЯ Наша родина

Если поглядеть на русскую историю в целом (более чем тысячелетний период), мы увидим, что правительство, власть, разные императивные университеты сыграли и играют гигантскую роль в нашей истории. И в этом смысле я мог бы именовать нашу политико-правовую культуру властецентричной. В центре - власть. В отличие, к примеру, от западной, европейской, которая является антропоцентричной. Антропос - это человек. Там в центре стоит человек. Человек как мера всех вещей. Там все начинается от человека, у нас - от власти. Как это вышло? На каком шаге российского развития? Ведь поначалу было, кажется, не так. На это любопытно поглядеть.

Во-1-х, мы должны держать в голове, что мы никакая не отсталая страна. Мы идем по собственному пути, как идут другие страны. Мы ни от кого не отстали. Ни за кем не гонимся. Наше развитие не является ущербным.

Во-2-х, ХХ век завершился всего 10 годов назад. И его дыхание еще осязаемо. Величавый российский писатель Александр Исаевич Солженицын, лауреат Нобелевской премии, произнес: «Россия проиграла двадцатый век». А он не был пессимистом. Напротив, это был человек грозной жизнеутверждающей воли. Мы проиграли двадцатое столетие. При том что начиналось оно великолепно: шло бурное развитие экономики, демократии, образования, культуры.

Узнаваемый историк академик РАН Юрий Пивоваров рассуждает: От кого русское правительство взяло больше: от Византии либо Золотой Орды?

Академик Юрий Пивоваров считает, что вместе с самодержавными в истории Рф есть и демократические традиции

О КАТАСТРОФАХ XX ВЕКА

И вот, невзирая на все это классное движение вперед, в Рф сначала ХХ столетия разразились три революции. Если 1-ая - 1905 года завершилась относительно успешно - компромиссом власти и общества, то 1917 год вверг нас в кровавую катастрофу. Конец 80-х - начало 90-х ХХ века - еще одна революция.

Почему настолько не мало революций? При этом совсем разных.

Два раза напрочь разваливался строй. В 1917 году - Русская империя. Будто бы ветер дунул - и карточный домик рассыпался. Хотя была мощная бюрократия, мощная армия. Большая работающая страна. Неясно, почему все упало. В конце 80-х - начале 90-х ХХ века пусть не было такового расцвета, как сначала столетия, но сказать, чтоб все дышало на ладан, тоже нереально. И вдруг в некоторое количество дней страна развалилась. Во властецентричной стране случился паралич императивных институтов. И она оказалась бесхозной. Началась анархия.

Не считая того, в Рф произошла антропная либо антропологическая трагедия: погибло неограниченное количество людей. Войны, революции, голод, сталинский, неслыханный в истории, террор. В конце ХХ столетия это привело к резкому падению численности населения. Антропологической трагедия была к тому же поэтому, что убивали наилучших. Выбивались элиты. Королевская, позже русская. И еще. Наша родина столетиями, начиная с конца XV века, жила за счет расширения местности. Уже к 1600 году территория Столичного королевства равнялась местности Западной Европы. Каждый год шел прирост приблизительно на одну Голландию. Так мы расширялись, разбухали. И вдруг началось сужение. При этом три раза в течение столетия мы теряли наилучшие наши местности. Поначалу по Брест-Литовскому миру 1918 года, подписанному большевиками, Наша родина растеряла около миллиона квадратных км и около 45 миллионов населения. При этом это европейское культурное население. Это земли с неплохим климатом - сегоднящая Украина, Белоруссия, Крым.

Позже 1941 год. Миллион квадратных км оккупирован германцами. 75 миллионов населения (42% от общего состава СССР) находились под фашистами пару лет. Мы опять отыграли вспять.

И, в конце концов, 1991 год, распад СССР. И те же самые земли уходят. Сейчас Наша родина - это территория приблизительно середины XVII столетия. И это совсем новенькая ситуация для нас. Университеты власти, вообщем вся система управления, политическая культура строились на расширении пространственном и демографическом. На данный момент началось сужение.

Как быть? Большая задачка для политиков, для историков. По другому мы не усвоим, куда нам далее плыть.

О ВИЗАНТИИ И ВЛАСТИ

Мы должны всегда держать в голове: Наша родина - христианская страна. Это, пожалуй, единственное, что соединяет воединыжды ее с Европой. Во всем остальном мы расходимся.

Я собственных студентов всегда спрашиваю: «Бывали ли вы в Третьяковской галерее?» Там есть картина художника с таковой «типично русской» фамилией Ге. На ней, опустив глаза, стоит юноша. А перед ним - старый мужик с недлинной генеральской стрижкой. И спрашивает юного человека: «Что есть правда?» Картина так и именуется. Юноша, опустивший глаза, - это Иисус Христос. Вопросительный - Понтий Пилат. Почему Христос, отпрыск Бога, опустил глаза и не гласит, что есть правда? Я длительно не мог осознать. Позже вызнал: в христианстве неосуществим этот вопрос. В христианстве вероятен вопрос: «Кто есть Правда?» Христос и есть Правда. Потому Христос и не отвечает захватчику Иудеи Понтию Пилату.

Русь не пошла по пути других религий, хотя на нее претендовали и ислам, и иудаизм, и другие. Мы приняли христианство из Византии, а не с Запада, не из Рима. И это сходу отгородило нас от общеевропейского пути. Так как латынь - язык западного католицизма - оказался для старых русичей, наших протцов, недоступен. С одной стороны, приняв христианство, мы сделали шаг в круг европейских христианских народов. А с другой - шагнули в изоляцию. Вроде бы в гетто. Такое двойное воздействие христианства почти во всем обусловило наше предстоящее развитие. И тотчас же мы у Византии взяли модель власти. Взяв эту модель, мы вначале уже подчинились тому, что светская власть посильнее духовной.

Узнаваемый историк академик РАН Юрий Пивоваров рассуждает: От кого русское правительство взяло больше: от Византии либо Золотой Орды?

Российскую Конституцию сделал Миша Сперанский еще 200 годов назад.

О ТРУДНОЙ ГЕОГРАФИИ

Николай Александрович Бердяев в один прекрасный момент произнес, что русскую историю съела российская география.

Что он имел в виду? Наши праотцы, восточные славяне, начали строить цивилизацию в тех местах, где, в общем, никто до их этого не делал. К примеру, германские народы пришли в Европу и заселили местность бывшей Римской империи, уже окультуренную и с неплохим климатом. Одним из основополагающих свойств российской истории является ее вещественная бедность. И большенные, не защищенные ни горами, ни морями местности.

И в этих критериях бедности и открытости для нападений в экономике, естественно, создавался маленький добавочный продукт. Конкретно из-за этого выросла роль страны. Так как богатств не достаточно, а претендентов на их много, то исторически так сложилось, что правительство произнесло: лучше я буду держать под контролем, раздавать, определять меру употребления и то, куда инвестировать маленькие ресурсы. И это одна из важных обстоятельств формирования у нас особенного типа власти.

В науке имеется термин, объединяющий слова «власть» и «собственность» в одно слово - «властесобственность», когда собственность и власть не две отдельные субстанции, а одна. Тот, кто обладает властью, тот и обладает собственностью. Даже в конце XIX века, когда уже шли примечательные либеральные реформы, во время переписи населения Николай II в графе «профессия» написал: «Хозяин земли русской». Владелец.

ОРДА И Российские КНЯЗЬЯ

Отлично понятно, что татарское завоевание значимым образом воздействовало на наше историческое развитие. Наикрупнейший российский историк Василий Осипович Ключевский считал, что не надо переоценивать значение монголов, они повлияли лишь на элиту, на верхи, не на люд. Думаю, мой возлюбленный историк не совершенно прав. Монголы, естественно, приостановили наше развитие. Они уводили из российских городов грамотных людей. Так как понимали, что познание - сила. Они уводили каменщиков, так как древесный кремль либо древесные ворота и стенки взломать легче, чем каменные.

Философ Жора Федотов, уехавший, как и Бердяев, после революции в эмиграцию, комментируя конец татарского ига, увидел: «Ханская ставка была перенесена в Кремль». Другими словами хан переехал в Кремль. Москва омонголилась, и величавый российский князь стал ханом. В известном смысле Федотов прав. Находясь два с половиной столетия под монголами, российские князья, приезжая в Сарайчик, встречались с совсем неописуемым типом власти, который они ранее не лицезрели ни в Европе, ни у себя на Руси. Это была абсолютная власть в «особо больших размерах» в руках 1-го человека. Татарский тип власти - это когда один человек - все, а все другие - ничто. Это не было типично для Старой Руси.

Столетиями находясь в таком творческом политическом общении с монголами, российские князья стали привыкать к этому типу власти. Павел I, отпрыск Екатерины II и отец Александра I, беседуя с французским послом, произнес ему: «В Рф только тот что-то значит, с кем я разговариваю. И только то время, пока я с ним разговариваю». Это очень четкая формулировка российской власти.

Королевская империя, СССР, Русская Федерация - мы лицезреем в меняющихся формах одно и то же содержание.

ОБ ЭЛИТАХ

Принято считать, что есть три главные эры российской истории: столичная (XVI - XVII века), петербургская (XVIII - XIX - начало XX) и русская (с 1917 по 1991 год). Дальше постсоветская, но четкое заглавие ей дадут уже последующие поколения.

Три эры российской истории. Им необычным образом, хронологически совпадая, соответствуют три метода организации либо самоорганизации властвующего класса, элитных групп.

Итак, Столичное королевство, XVI - XVII столетия. Порядок самоорганизации элит - местничество. Выстраивается иерархия боярских родов по признаку знатности, близости к трону. Столичное королевство держалось на этом порядке. Федор Алексеевич, старший брат царя Петра и старший отпрыск Алексея Михайловича, отменяет местничество. Так как оно мешало развитию Рф. И происходит моментальная смерть Столичного королевства! Совместно с тем раскрывается возможность по-другому сформировывать элиты. Ее реализуют «птенцы гнезда Петрова».

Окружение Петра I. Это уже самозванцы, выходцы из совсем разных слоев населения, авантюристы, люди часто без чести и совести. В художественной литературе принято представлять их такими молодцами-красавцами и противопос-тавлять им жирных и глуповатых бояр из местнической системы. Все напротив! То была подлинная знать, утонченные люди, а на замену им пришли «новые русские» в «красных камзолах», все эти Меншиковы, Лефорты и остальные. Но зато попадание в элиту почти во всем зависело от того, что ты умеешь. Вот вор был Меншиков, но храбрец! Вот Лефорт, такой д'Артаньян, авантюрист, но храбрец и европеец. Таких людей Петр стал выдвигать на 1-ые роли.

Погибает один порядок самоорганизации элиты, тотчас же рождается база для ее новейшей организации. «Табель о рангах» - новый метод организации элит, который действует в протяжении XVIII - XIX веков. Он, с одной стороны, всех загонял в службу, с другой стороны, давал возможность людям обычного звания делать карьеру. Например, Миша Сперанский, наикрупнейший российский реформатор начала XIX столетия, вышел из семьи беднейшего священника, но достигнул высших должностей!

Узнаваемый историк академик РАН Юрий Пивоваров рассуждает: От кого русское правительство взяло больше: от Византии либо Золотой Орды?

«Партию власти» выдумал королевский генерал Дмитрий Трепов.

О Русской ЭЛИТЕ

И вот элита третьего периода - русская элита. В 1920 году Иосиф Сталин делает в губкомах, райкомах, в ЦК партии так именуемые учетно-распределительные отделы, учраспреды. Из их вырастет будущая номенклатура, правящее сословие Русского страны. Только те люди, которые находились в перечне райкома, горкома, ЦК, могли продвигаться во власти в данном регионе, в данной республике. Если засол, то ты должен быть номенклатурой ЦК партии, секретариата ЦК, если ты директор бани - то номенклатурой райкома партии.

Эта структура худо-бедно была 70 лет. Правило номенклатуры отменил на последнем, XXVIII съезде КПСС летом 1990 года Миша Горбачев. И уже в 1991 году упал Русский Альянс.

Каждой исторической эре соответствует ее тип организации либо самоорганизации элит.

Заметим, сейчас нет никакого метода организации элит. Могу представить, что сегоднящая постсоветская система не встала на ноги, еще не вошла в зрелую фазу. А может, мы находимся в таковой стадии развития, когда уже не пригодится каким-то правовым, организационным методом закреплять нашу элиту.

ОБ Создателе КОНСТИТУЦИИ

1-ая конституция была написана в США. И равномерно российские сделали вывод, что им нужна конституция. Более принципиальным был конституционный проект начала XIX столетия, создателем его был человек, имя которого я уже упоминал, - Миша Сперанский. В 1809 году, другими словами 200 годов назад, по инициативе Александра I он готовит проект русской Конституции и представляет императору. Тот поначалу соглашается, позже отторгает. Сперанского выкидывают в ссылку, проект не осуществляется. Этот европейский образованный мыслитель был теоретиком правового страны и разделения властей. Но Сперанский тончайшим образом ощущал особенности российской власти, в нем счастливо смешивался европеец и почвенник, слышавший, говоря словами Александра Блока, музыку российской истории. Предложив систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Сперанский ввел некоторую новацию, которой никогда не было в других конституциях: он поставил одну фигуру над системой разделения властей - правителя. Традиции российской власти не впис

ывались в традиционное разделение властей.

В течение XIX столетия равномерно элементы плана Сперанского начали реализовываться. А в 1906-м, за три денька до открытия Первой Гос думы, Николай II дарит народам Русской империи первую Конституцию. Это была реализация плана Сперанского.

Позже крах самодержавия, Февральская революция. Летом 1917 года юристы Временного правительства, кадеты и эсеры, пишут Конституцию Русской республики. И восстанавливают проект Сперанского, только заместо наследной императорской власти ставят над системой разделения властей выборного президента.

Во всех других конституциях, американской, французской, германской, итальянской, фигура первого лица, президента либо премьера, вписана в структуру разделения властей. У нас она - над системой.

В 1993 году в Москве 3 и 4 октября - малая штатская война, которая кончается тем, что танки стреляют по «Белому дому», где посиживает Верховный Совет РФ, и покончено с Советами. Ранее было покончено с КПСС. Размещен проект новейшей Конституции, которая была принята на общенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Это сегоднящая Конституция. И когда читаешь этот проект, видишь: это Конституция Сперанского. Только с поправкой Временного правительства: над системой не наследный правитель, а президент. Когда спрашиваешь людей, которые писали новейшую Конституцию: вы что, специально списывали? Да нет, так вышло, молвят. Осознаете? Вот традиции российской государственности. Как писал Борис Пастернак, «здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба...» Почему эта самая линия прижилась? Да конкретно поэтому, что она учитывает специфику российской власти.

КТО Выдумал ПАРТИЮ ВЛАСТИ

В сентябре 1905 года один из близких Николаю II людей, генерал Дмитрий Трепов, пишет ему письмо. В нем утверждается: в связи с введением в Рф частей презентабельного правления нужно сделать «свою партию». В нее включить более влиятельных людей, политиков, представителей СМИ, бизнеса, бюрократии. Другими словами, говоря языком современной науки, организовать такую «партию власти», чтоб она контролировала ситуацию, не дала страну каким-то «хаотическим» людям. Другими словами власть желала через «свою партию» производить господство в новых политических критериях. Тогда не удалось этого сделать. Но вот приходят 90-е годы. И, как начинается новенькая политическая история, тотчас же власть вновь стремится сделать партию власти. Это удается. «Единая Россия» полностью отлично помогает держать под контролем ситуацию. Те люди, которые делали это в 90-е годы, и слыхом не слыхивали о том, что еще при царизме выдвигалась мысль партии власти. Это поразительное дело, когда через 100 лет появляются те же самые идеи. Поразительно, к

ак и в случае с конституцией Сперанского и треповским проектом, все было реализовано в новейшей Рф!

Приходят на разум слова Ключевского, произнесенные сначала прошедшего столетия, но совсем животрепещущие и сейчас: «В Рф нет борьбы партий, но есть борьба учреждений». Он лицезрел, как основная политическая борьба в его время шла, к примеру, меж прогрессивным Министерством денег и ограниченным МВД. И лицезрел, что никаких реальных партий и оснований для их появления нет. Почему? Слабенькое штатское общество.

ТРАДИЦИИ ПЕРЕДЕЛА

Сейчас о передельном нраве русского общества. В Рф в XVIII - XIX веках и начале XX века была передельная община. Пугачевское восстание показало, что в недрах крестьянского мира зреют небезопасные массивные стихии, энергии разрушения, которые все могут снести. Пугачевский мятеж стал ужасным предупреждением господствующим группам.

Когда власть имущие проанализировали пугачевское восстание, они сообразили, что наилучшей формой предотвращения крестьянских бесчеловечных мятежей будет создание таковой организации, где бы все были равны. Вышла фермерская община, когда по числу людей в семье давалось столько же единиц земли. А когда кто-то погибал, кто-то рождался, то все изменялось. И повсевременно шел передел. Земля никогда навечно не принадлежала никому. Система была хороша, не было никаких восстаний. Но было безлюбовное отношение к земле - не моя земля. Наследовать ее было нельзя, попользовался и должен дать. Как позже произнесет один российский философ: военнопленная земля. К ней и относились, как к военнопленному: кормили, но не в особенности хлопотали.

При Сталине началась насильная урбанизация, люди из деревень в 30-е, 40-е, 50-е годы пошли в городка, они принесли ментальность крестьянина. Способности передельщины. Разделять, разделять, разделять...

И корешки русской коррупции, с которой наши власти пробуют биться, - почти во всем в российской передельной общине. Вот откуда у нас неизменный передел вещественной субстанции, передел средств, рвение «попилить бюджет».

Узнаваемый историк академик РАН Юрий Пивоваров рассуждает: От кого русское правительство взяло больше: от Византии либо Золотой Орды?

Пока была массивным монолитом русская партийная номенклатура - был крепок и Русский Альянс. XXV съезд КПСС (1976 год) приветствуют пионеры

О Способностях ДЕМОКРАТИИ

Вместе с самодержавной традицией, кстати, есть и другая: Наша родина стала одной из первых государств в Европе, где началось ограничение самодержавия. Борис Годунов - выборный правитель. Миша Романов - выборный правитель. Земский собор царя выбирал. Другими словами в Рф еще есть очень мощная традиция парламентская, традиция ограничения самодержавия, традиция демократическая. Совместно с властецентричностью и с самодержавной традицией действует тенденция к его ограничению, к демократизации, к парламентаризации - и это тоже российская линия, мы должны ее знать. Не одно золотоордынское наследство в нашей судьбе, в нашей крови, есть и другие. И я думаю, что у Рф имеются огромные шансы для движения вперед при условии, что умные российские, россияне будут не только лишь отлично знать реалии современного мира и потребности нынешнего денька, да и свою историю. И осознавать, что откуда вырастает.

Лариса КАФТАН, Фото ИТАР - ТАСС и РИА «Новости»

Похожие статьи: