На пиктских камнях изображения изменялись со временем: от традицион-ных орнаментов и фигур до христианских знаков. Расшифровка символов позволит по другому посмотреть на люд, который древнейшие историки представляли разрисованными дикарями
Фото: Robert Harding Imagery World (Corbis/Fotosa.ru)
Фото: Patrick Dieudonne (Robert Harding World Imagery/Corbis/Fotosa.ru)
Фото: The Trustees Museum British of (AFP)
Фото: The Mariners Museum (CORBIS/Fotosa.ru)
Фото: Homer Sykes (CORBIS/Fotosa.ru)
Есть этносы, особо возлюбленные исследователями старины. Пикты, населявшие современную Шотландию, из их числа. Об их укладе, муниципальном устройстве, традициях понятно только по показаниям современников. Единственная информация, которую дано выяснить, если можно так выразиться, из первых рук, - картинки, изготовленные пиктами на камнях. До недавнешнего времени числилось, что они содержат некоторую примитивную информацию о жизни и быте - сродни пещерным рисункам, на которых изображались сцены охоты. Свежие исследования английских ученых обещают перевернуть все с ног на голову, так как сейчас доказывается, что картинки пиктов - собственного рода иероглифы, письменный язык, содержащий куда больше инфы, чем принято было считать.Код пиктов
Пробы изучить, привести в порядок и по способности расшифровать картинки пиктов предпринимались не раз. Приблизительно с середины XIX века это перевоплотился в собственного рода хобби английской интеллигенции, ну и небританской тоже. Некие специалисты с драматичностью именуют это страстное желание разгадать загадку камешков пиктоманией.
Первую суровую систематизацию предложили еще в 1903 году англичане Джей Роммили Аллен и Джозеф Андерсон - они поделили все камешки по группам на дохристианский период (приблизительно с IV по VI век нашей эпохи) и христианский (VI-IX века), когда к обычным узорам пиктов и изображениям животных добавилась христианская символика. Аллен и Андерсон, исследовав отысканные тогда камешки, обрисовали все встреченные на их знаки. В течение прошедшего века их число то пополнялось благодаря новым находкам, то уменьшалось за счет объединения в группы. В одном из последних исследовательских работ набралось 43 знака, которые повторяются с разной периодичностью. При этом некие из их объединены в повторяющиеся композиции. К примеру, знаки животных нередко даются в парах, а время от времени встречаются в сопровождении расчески и зеркала, изображенных на высшей части камня.
Создатели сегодняшнего исследования - спецы из института Эксетера во главе с доктором Робом Ли - пошли еще далее. Они проанализировали знаки и их сочетания на камнях при помощи особенного математического способа, основанного на аксиоме южноамериканского математика Шеннона, которая позволяет обрисовать очень вероятные кодировки без утрат. В выборку вошли: тексты на современном британском - от надписей на надгробиях объемом 35 слов до отрывков художественных текстов, доходивших до 10 000 слов, - иероглифическое письмо со стихами китайских поэтов, Декларация прав человека, переведенная на турецкий, корейский и другие языки. "Мы, естественно, включили в выборку и иероглифы Старого Египта, - гласит доктор Роб Ли, - она на самом деле собственной поближе к символике пиктов, чем та же латынь".
В рисунках пиктов обнаружились все свойства письменности, основанной на разговорном языке. Другими словами это письменность, выраженная в камне. К примеру, изображение наездников и охотничьих собак является, вероятнее всего, не просто зарисовкой охоты, а типичным управлением к действию, выраженным не с помощью букв, а с помощью рисунков. "О том, что у пиктов был собственный разговорный язык, мы знаем из трудов средневековых создателей, - гласит Роб Ли, - некие топонимы в Шотландии имеют пиктские корешки. Знаки на камнях полностью были бы попыткой пиктов разговаривать на письменном языке с кельтами либо римлянами". Как досадно бы это не звучало, отыскать некоторую закономерность, которая позволила бы перевести язык знаков на какой-нибудь из языков, взятых в выборку, пока не удалось, как и расшифровать значение каждого из знаков. -"До этого числилось, что мы имеем дело с языческой символикой, - продолжает Роб Ли. - Либо же что это знаки, означающие принадлежность к какому-либо определенному роду. Но все оказалось не так просто". По воззрению исследователей, код пиктских камешков еще труднее и путанее, чем та же символическая азбука старых египтян. А означает, мы имеем дело с высокоразвитой цивилизацией, а не с брутальными варварами.
Люди-дикари
История появления и исчезновения пиктов - тоже большая загадка. По одной из версий считается, что эта народность была разновидностью кельтов. Более подробные данные о пиктах относятся к тому времени, когда на Английские острова пришли римские завоеватели. Брутальное сопротивление со стороны 1-го из северных племен стало для их сюрпризом. Невзирая на то что римским войскам при помощи приличного подкрепления с континента все таки удалось разбить пиктов и обезглавить их вождей, захватить земли до конца римлянам так и не удалось. Хроника отношений Римской империи и малеханького воинственного народа была зафиксирована в исторических материалах тех пор. Древние писатели назвали эти племена picti (дословно - "разрисованный") из-за боевой раскраски, которой они декорировали тело, и отметили, что пикты непохожи на других коренных жителей Английских островов.
О быте и жизни пиктов понятно малость. По тем частицам инфы, что имеются, они стают довольно отсталым народом. Пикты обожали наносить татуировки, и наследование трона у их шло по женской полосы. Римляне указывали на неразборчивость пиктов в половых связях. Но не исключено, что северные племена тривиально могли стать жертвами пропаганды либо же обычного невежества. По воззрению спеца по истории пиктов Изабель Хендерсон, древние исследователи сами знали об этом народе сильно мало, а передаваемая из уст в уста информация больше зарастала легендами и небывальщинами. Этого хватило, чтоб к пиктам прилип ярлычек реальных дикарей. Дополнительным доказательством тому стало то, что они не оставили после себя никаких археологических памятников вроде мегалитических строений, которые сооружали кельты. И невзирая на то что конкретно пикты смогли свободными пережить римское вторжение, их репутация отсталого народа сохраняется и до настоящего времени. Такими пиктов считают даже их прямые потомки шотландцы.
Потомки скифов
Существует и другая версия - по ней история пиктов началась еще ранее, чем упоминают древние создатели. Только творили ее разрисованные вояки под другим именованием. О том, что они не являются коренными жителями севера, в собственных записках отмечал еще Юлий Цезарь. По воззрению правителя, пикты были прямыми потомками иберов - самых старых обитателей Испании.
Посреди письменных источников о пиктах есть записи Неудачи Достопочтенного, который в 731 году указал на то, что пикты были скифами, которые посадились на севере Ирландии и востребовали земель. Жители Ирландии выслали их на местность Шотландии, дав им в супруги ирландских дам и поставив условие, что наследование будет передаваться по женской полосы. Это разъясняет и то, что разговорная речь пиктов не походила на другие языки, всераспространенные на Английских островах. Может быть, тем же объясняются и настолько непростой шифр, который они применили в собственных рисунках, и отсутствие каких-то монументальных памятников. Скифы были кочевниками и, может быть, не рассчитывали навечно задерживаться на Английских островах. С течением времени желание двигаться далее пропало, а на замену войне пришли деловые дела с соседями. Уже в VI веке пикты приняли христианство и с течением времени утратили свою самобытность, совсем смешавшись со скоттами. Единст-венной их летописью стали написанный на латыни перечень пиктских правителей в хронологическом порядке и, естественно, сотки камешков с выгравированными рисунками. Но расшифровать их получится только при помощи специального словаря, каким для египетской письменности некогда стал Розеттский камень. Найдись таковой дешифратор, очень может быть, что таинственный люд, за которым закрепилась слава необразованных дикарей, предстанет в ином свете - со возможностями и уровнем познаний, какие их современ-никам даже и не снились.
Максим Морозов
Представления
Джеймс Фрейзер, главный лектор по истории ранешней культуры и истории Шотландии Эдинбургского института:
- Я бы не стал связывать с изображениями на камнях очень огромные ожидания. Может быть, мы имеем дело с пиктским аналогом рун, но не с алфавитом в современном осознании слова. На камешки нанесено обычно два-три знака, и я сомневаюсь, что можно почти все выразить при помощи 3-х букв.
Екатерина Дэвлет, доктор исторических наук, ученый секретарь Института археологии РАН:
- Пиктограммы отыскивают по всему свету и типо находят, но стройной системы из этих символов не выявляется. К тому же наличие пиктограмм совсем не признак неотклонимой трудности изображения либо показатель культурного развития этноса. Система кодировки может быть полностью разной. Возможно, это одна из целевых интерпретаций, но для всех ранешних изображений есть 10-ки интерпретаций их как простейшей знаковой системы.
Ира Аржанцева, кандидат исторических наук, заведующая Центром евразийской археологии Института этнологии и антропологии РАН:
- Есть различные подходы к дешифровке изображений. Так что ничего безумного в этой догадке я не вижу, она полностью разумна и имеет право на существование.
Дмитрий Серков
Анастасия Резниченко