Ротонда храма Воскресения Христова в Величавую субботу. Благодатный огнь.
Артефакты. Схождение благодатного огня.
Благодатный огнь
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Благодатный огнь либо Святой Свет — огнь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершающемся в Величавую субботу, намедни православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Настоящего, другими словами воскресшего Иисуса Христа.Многие православные веруют что Благодатный огнь имеет расчудесное происхождение; исторические свидетельства[1][2] об этом есть начиная с IX века.
Методы зажжения и выноса Святого Света, порядок проведения и состав участников богослужения были разными в различные исторические периоды. В текущее время церемония вместе проводится Иерусалимской православной церковью и Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви, в ней также учавствуют Коптская и Сирийская православные церкви[3].
Служба транслируется в прямом эфире в Греции, Рф, Армении, Грузии, на Кипре, в Ливане и других православных странах, также в Египте. Не считая того, в Россию[4], Грецию[5], Сербию, Грузию, Болгарию, Украину Благодатный огнь доставляется каждый год особыми авиарейсами и встречается с почётом муниципальными и церковными фаворитами.
Содержание [убрать]
1 Символическое значение
2 Средневековые свидетельства
3 Свидетельство XX века
4 Порядок службы и Статус-кво
4.1 Меры безопасности
5 Отношение к Благодатному Огню в Греческой и Российской православной церкви
5.1 Обычное отношение к Схождению Благодатного Огня
5.1.1 Вход Патриарха и духовенства в храм, крестный ход, вход в Кувуклию
5.1.2 Молитва Патриарха
5.1.3 В ожидании сошествия Огня
5.1.4 Огнь получен
5.1.5 Выход Патриарха
5.2 Связь меж отношением к Огню в Греческой и Российской Православной Церкви
6 Армянская Апостольская Церковь о Благодатном огне
6.1 Богослужение Величавой Субботы согласно Статус-кво и Регламента церемонии
6.2 О знамениях на Гробе Господнем
7 Рассечённая колонна и предания о ней
7.1 Армянское предание
7.1.1 Критика
7.2 Греческое предание
7.2.1 Более ранешний из узнаваемых вариантов
7.2.2 Современный вариант
7.2.3 Критика
8 Материалистические разъяснения
8.1 Наличие пылающей лампады в Кувуклии
8.2 «Чудесные всполохи»
8.3 Самовоспламенение
8.4 «Тёплый огонь»
9 Другие представления, сомнения, критика
9.1 Критика в рамках РПЦ
9.2 Критика со стороны других конфессий
9.3 Ответы на критику
10 Примечания
11 См. также
12 Ссылки
12.1 Видеоматериалы
12.2 Сторонники чуда
12.3 Критики чуда
13 Литература
[править] Символическое значение
Служба Величавой субботы в храме Гроба Господня указывает в богослужебном символическом действии действия Страстей Господних — погибели, положения во Гроб и Воскресения Христовых. Сам вынос Святого Света, символизирует выход из Гроба Света Настоящего, другими словами воскресшего Господа. В отношении выносимого из Гроба Огня, сами участники церемонии — греческие и армянские священнослужители употребляют не слово «Огонь», а «Свет» (греч. ???, арм. ?????).
[править] Средневековые свидетельства
В V—VII веках в Иерусалимской Церкви, согласно армянскому переводу иерусалимского Лекционария, пасхальное бдение (другими словами вечерня и литургия Величавой субботы) начиналось с старого ритуала возжжения вечернего света. Начиная с IX века источники докладывают уже не просто о благословении вечернего осветительного прибора, но о схождении Благодатного Огня как о чуде.[6]
Самое преждевременное из дошедших до нас описаний оставил, по-видимому, латинский паломник Бернард Монах. В 867 году[2], будучи свидетелем, он записал в собственном «Итинерарии»:
В Величавую Субботу, намедни Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висячие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огнь епископу и в конце концов всему народу, чтобы всякий мог засветить этот Огнь в собственном доме. Сегодняшнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за свое благочестие.[1][2]
«Itinerarium Bernardi, monachi franci»
Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа пишет сначала X века, в послании к эмиру Дамасскому:
Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают Господи помилуй. Тогда в один момент является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все жители Иерусалима и зажигают огнь.[7]
Никита, клирик византийского правителя Константина VII Багрянородного пишет ему в 947 году:
Премудрый же архиепископ со своим клиром и с Агарянами, торопился к Святому Гробу Господню, и заглянув туда, как вызнал, что сияние Божественного Света еще туда не появилось, совместно с погаными Агарянами запер Божественный Гроб, и высоко воздев на восток Моисеевские руки свои, безпрерывно с христоименным народом молился Богу всяческих. А около шестого часа денька, воззрев на Божественный Гроб Спасателя, лицезреет божественное светоявление: ибо чрез (придел) ангела ему доступен вход в дверь.[8]
«Рассказ Никиты клирика царского». гл.4
Сначала XII века игумен Даниил, в первый раз описавший Благодатный огнь на российском языке, так гласит о самом моменте схождения:
И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда в один момент пришла маленькая облако с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождик маленький над Гробом Святым, и смочил нас отлично, стоящих на Гробе. Тогда и в один момент воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание ужасное и светлое из Гроба Господня Святого.[9]
«Житие и хождение игумена Даниила из Российской земли».
Есть и другие источники, говорящие о расчудесном схождении Огня в древности (сообщение арабского историка Масуди (X век), «История» Радульфа (en:Rodulfus Glaber) (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101) и др.)[6]. Соответствующей особенностью средневековых описаний будет то, что загораются лампады, висячие над Гробом (либо стоящие на Гробе), но в самом Гробе в этот момент никого нет: патриарх и люд находятся снаружи, время от времени даже вне храма.
[править] Свидетельство XX века
Сейчас здравствующий (2010) Гавриил (Стеблюченко), архиепископ Благовещенский и Тындинский[10] с 20 января 1967 года по 15 августа 1968 года был секретарем Российской Духовной Миссии в Иерусалиме в сане иеродиакона:
«Вы лицезрели, как сходит Пасхальный огнь?
Да, я лицезрел дважды. Тогда еще был живой архиепископ Антоний (Завгородний)[11]. И когда в Величавую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а стремительно, совместно с королем Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы узрели в Гробе Господнем голубого, небесного цвета огнь, мы брали его руками и мылись им. Какие-то толики секунды он не жег, но позже уже приобретал силу, и мы зажигали свечки.
Огнь прямо на этом камне пылает?
На камне, и все лампады пылают, и весь камень покрыт огнем... Это нужно созидать! Я тоже, если б не лицезрел, колебался. Но я увидел сам, пылает огнь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнем. Ни копоти нет, ничего, просто пылает огнь и все.»[12]
Алексей Сагань «Беседа с епископом Благовещенским Гавриилом. Святая земля, Благодатный огонь»
[править] Порядок службы и Статус-кво
Служба в Величавую субботу, как и другие службы в храме Воскресения Христова, совершается в согласовании со Статус-кво на Святых местах, установленным в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Не считая того, раз в год выпускается особый календарь пасхальных служб в храме Воскресения, его печатают попеременно армянская и греческая патриархии. Строгая регламентация была введена из-за неизменных разногласий относительно прав и возможностей меж разными христианскими церквями, которые давно участвуют в службе. Сейчас любая иерусалимская патриархия имеет свои права и обязанности и каждое действие священнослужителей верно привязано к обозначенному в регламенте времени.
По словам историка Церкви А.А. Дмитриевского, описывавшего службу сначала XX века, современная служба значимого отошла от такой в древности — как по времени начала, так и по составу службы, и получение благодати Святого Огня уже не связано с вечерним богослужением Величавой Субботы.[13] За прошлый век служба не достаточно изменилась[14], что можно разъяснить действием Статус-кво.
В Викитеке есть полный текст Порядка проведения церемонии Святого Света по Статус-кво в Святых МестахВ Викитеке есть полный текст Регламента проведения церемонии Святого Света, согласно издания 2008 годаКалендарь пасхальных служб в храме Гроба Господня. Издание Армянской Патриархии, 2008 год.
Календарь пасхальных служб в храме Гроба Господня. Издание Греческой Патриархии, 2009 год.
Статус-кво на Святых местах[15]. данный вариант составил
в 1929 году Лионел Каст
(Sir Lionel George Arthur Cust, 1896—1962), прошлый окружной бюрократ английской администрации в Иерусалиме.
[править] Меры безопасности
При проведении службы обеспечиваются меры безопасности, во время Османской империи это делали турецкие власти, на данный момент — израильская милиция, но турецкая охрана находится в церемонии и на данный момент, по традиции[16].
[править] Отношение к Благодатному Огню в Греческой и Российской православной церкви
[править] Обычное отношение к Схождению Благодатного Огня
[править] Вход Патриарха и духовенства в храм, крестный ход, вход в Кувуклию
Греческий Патриарх, пройдя храм святого апостола Иакова, направляется через южную дверь в алтарь храма Воскресения. Армянское, коптское и сирийское православное духовенство, вошедшее после греческого Патриарха, направляется к нему и произносят воззвание.
После чего начинается крестный ход, троекратно обходящий Кувуклию.
Патриарх облачается в белоснежные одежки. С ним сразу надевают на себя белоснежные же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря позже выходят попарно клирики в белоснежных стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, дальше 12 священников попарно, позже четыре диакона тоже попарно, при этом два последних из их пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свеч для удобнейшей передачи святого огня в люд, и, в конце концов, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби незапятнанным сердечком Для тебя славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно ее обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда заходила в состав чина вечернего богослужения[17].
После окончания крестного хода греческий Патриарх разоблачается и входит в Кувуклию, сопровождаемый армянским архимандритом.
патриарх, став пред дверцами святого гроба, с помощью диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается только в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман прямо за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает вовнутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свеч. За ним тотчас идет вовнутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежки и также имеющий в руках пуки свеч для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела[17].
.
[править] Молитва Патриарха
Греческий Патриарх молится на Гробе Господнем[18]:
По входе их в святой гроб двери его тотчас же запираются. Армянский архиерей остается в приделе Ангела близ упомянутого южного отверстия, патриарх же идет далее, к ложу Спасателя и, преклонив колена, со слезами молится Господу о том, чтоб Он обновил неизреченным Своим благоутробием и светом зания Собственного просветил язычников, пребывающих во мраке, и чрез Свое сошествие во ад небесная, земная и преисподняя исполнил бы света; чтоб сей раздаваемый свет от светоносного Его гроба верным послужил даром освящения, исцелением от заболеваний, демонам — страхом, и чтоб Спасатель благословил и освятил благочестиво к нему прикасающихся и даровал бы им ходить во свете заповедей Его, как сынам света.[17]
[править] В ожидании сошествия Огня
Все стихает, люди молятся, благоговейно ждя сошествия Огня. Создатели исторических свидетельств обрисовывают чувство покаяния возникающее в душах присутствующих:
Игумен Даниил:
И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не молвят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат звучно, так что гудит и гремит все то место от крика тех людей. И здесь ручьями проливаются слезы у верных людей. Даже с каменным сердечком человек может тогда прослезиться. Ибо каждый заглядывает тогда в себя, и вспоминает свои грехи, и гласит каждый внутри себя: «Неужели из-за моих грехов не сойдет Святой Свет?» И так стоят все верные люди в слезах с сокрушенным сердечком.[9]
«Житие и хождение игумена Даниила из Российской земли».
Инок Парфений:
арабы бегать уже закончили, но стоят, поднявши руки на небо, и умиленные гласы испускают; христиане все рыдают, либо непрестанно воздыхают. И кто бы мог тогда удержаться от слез, видя настолько огромное количество людей со всех государств вселенной, рыдающих и плачущих, и от Господа Бога милости просящих?
А. А. Дмитриевский:
С трепетом и замиранием сердца ждут все находящиеся в храме желанного момента первого возникновения святого огня из святого Гроба[17].
В это время, по показаниям неких паломников, в храме наблюдаются необыкновенные явления — столб света, появляющийся из купола храма, молнии, всполохи света.
[править] Огнь получен
Пламя 33 свеч
Через некое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, снутри Кувуклии возникает свет, в храме раздаётся колокольный гул. Из окошек Кувуклии появлются пылающие пучки свеч, подаваемые греческим Патриархом и армянским архимандритом. От их свеч Огнь зажигают скороходы, после этого Огнь стремительно распространяется по храму.
Любой из паломников, держа в собственной руке связку из 33 свеч, по числу лет жизни нашего Спасателя … торопится в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для этого клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огнь. Из бессчетных лож, с окон и карнизов стенок спускаются на веревках подобные же пуки восковых свеч, потому что и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.
[править] Выход Патриарха
Когда 1-ые минутки народного экстаза пройдут и ослабнут, из кувуклии возникает усталый и бледноватый патриарх, имея в руках по пуку пылающих свеч, зажженных во святом гробе[17].
Священнослужители, стоящие у входа в Кувуклию, и обыкновенные паломники, стоящие повдоль пути, по которому будет двигаться Патриарх, не зажигают свои свечки до времени его выхода. После того, как Патриарх возникает и благословляет всех светом от собственных свеч, от их зажигают свои свечки греческие священнослужители. Потом Патриарх начинает стремительно продвигаться вперед, потому что со всех боков к нему устремляются люди, желающие получить Огнь от его свеч. Охрана старается сдерживать давление[19][20].
[править] Связь меж отношением к Огню в Греческой и Российской Православной Церкви
Греческая Иерусалимская Правоверная Церковь является конкретным, и как считают в РПЦ — центральным участником церемонии Святого Света.
Информация о том, как возносится молитва на Гробе Господнем и каким образом сходит Благодатный Огнь, в греческих[18][21][22] и российских источниках близка друг к другу и гласит о типо расчудесной природе огня.
В собственных рассказах российские паломники нередко ссылаются на греков. К примеру, предание о треснувшей колонне от старообрядца Иоанна Лукьянова, посетившего святые места в 1710—1711 годах, начинается так: «Мы же про тот столп у Греков спрашивали, так они нам произнесли…»[23]
Что касается происходящих в Величавую Субботу типо расчудесных явлений: самовозгорания свеч, вспышек, молний и др., то об этих явлениях свидетельствуют паломники, находившиеся снутри храма Гроба Господня во время сошествия Огня, как из РПЦ, так и из других православных церквей.
В учебнике «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, более полвека использующемся в православных учебных заведениях, о Благодатном огне говорится как о чуде, с приведением рассказов паломников.[24]
[править] Армянская Апостольская Церковь о Благодатном огне
[править] Богослужение Величавой Субботы согласно Статус-кво и Регламента церемонии
Богослужения Величавой Субботы начинаются с процессии армянского Иерусалимского патрирахата, в 8:15 торжественно открывающей двери храма Воскресения.
В 10:15 утра по храмовому времени начинается процессия армянской патриархии, которая во главе с армянским православным патриархом Иерусалима, пройдя один раз вокруг Кувуклии, перебегает к Армянскому Приделу храма Воскресения.
В 11:00 совершается совместная церемония запечатывания Гроба.
В 11:30 в храм заходит скандирующая молодежь греческого патриархата, а в 12:00 в храм прибывает греческий православный патриарх Иерусалима.
В 12:10, армянское православное духовенство, совместно с представителями Коптской и Сирийской православных церквей, перебегает из Армянской Ризницы к Алтарю Кафоликона, где делает свое обычное воззвание к греческому православному патриарху.
Процессия армянской патриархии с ключом от храма Воскресения
Страничка Статус-кво, где говорится о вхождении армянского епископа в Гроб Господень (the Tomb) совместно с греческим патриархом
Молитва армянского архимандрита на Гробе ГосподнемВ 12:20 служитель греческого патриархата заносит в Гроб Господень закрытую лампу, а в 12:30 начинается крестный ход греческого православного духовенства. Процессия трижды проходит вокруг Кувуклии. Греческий патриарх стоя перед Кувуклией разоблачается своими сослужителями, и в 12:55 совместно с армянским архимандритом заходит в Кувуклию.
Согласно Статус-кво в Святых Местах, греческий патриарх в сопровождении армянского епископа, заместо которого обычно армянским патриархатом посылается архимандрит, проходят в Гроб Господень, и там они стоя на коленях пред трехдневным Ложем Спасателя, читают молитвы, каждый по собственному молитвеннику. После чего возжигают свои пучки свеч от до этого поставленных на плиту Гроба лампад, поначалу патриарх, позже архимандрит, и в 13:00, другими словами через 5 минут по вхождению в Кувуклию, выносят огнь ожидающему народу.
Архимандрит Баграт с Благодатным Огнем в храме Воскресения
Грекам патриарх передает огнь через северное окно, армянам архимандрит — через южное окно в стенке Кувуклии. В это время в Кувуклию входят по одному служителю от Коптской и Сирийской православных церквей, где они зажигают свои свечки от свеч патриарха.
За этот период времени скороходы с обеих сторон успевают разнести Огнь по всему храму. Армянский скороход приносит Святой Свет в ложу армянскому православному патриарху, который благословляет им присутствующий в храме люд.
Первым из Кувуклии выходит греческий православный патриарх, который на выходе также благословляет присутствующий люд Святым Светом. Конкретно за ним с Благодатным Огнем выходит армянский архимандрит, которого на руках несут в Армянский Придел. Позднее выходят коптский и сирийский православные служители, неся Благодатный Огнь верующим собственных Церквей.
В 13:10 греческий православный патриарх со своими сослужителями покидает храм. Начинается крестный ход армянского православного духовенства и верующих, сопровождаемым коптскими и сирийскими православными общинами. Молодежь греческого патриархата покидает храм. В 14:30 заканчивается и армянская церемония и храм покидает армянский патриарх.
С 2003 года, представителем армянского патриарха на церемонии Света, который совместно с греческим патриархом выносит из Гроба Господнего Благодатный Огнь, является архимандрит Баграт Бурджекян.
[править] О знамениях на Гробе Господнем
Архимандрит Баграт Бурджекян, представитель армянского патриарха на церемонии Святого Света
Армянская апостольская правоверная церковь, во все века принимавшая конкретное роль в церемонии Святого Света и совершенно точно отвергающая возможность постоянных, по графику творимых чудес, не опровергает реальных чудес на Гробе Господнем, в том числе и со знамениями Святого Света, происходивших в древности, во времена ожесточенных припираний со стороны мусульман. Это не является преданием Церкви, но веруется, что Бог силен творить чудеса во всякое время и во всяком месте. Существует рассказ армянского паломника начала XVII века Симеона Лехаци, описавшего празднование Пасхи в Иерусалиме в те времена, когда главенствующей на церемонии церковью была Эфиопская правоверная церковь, другими словами в Гроб за Светом заходил первым эфиоп, позже армянин, и уже третьим грек. В те времена Эфиопия (Абиссиния) была единственно независящей христианской государством на Востоке, и правитель Эфиопии делал щедрые пожертвования в Иерусалим. Лехаци пишет[25]:
расскажу вам о чуде, совершившемся в сегодняшнем году. Света не было два часа, отчего Паронтер (армянский патриарх) с вардапетами (архимандритами) и епископами впали в величавое беспокойство и в слезливое горе и не отыскали другого выхода, не считая как молиться Богу. Пав у дверей ниц, они длительно молились. Там же был и величавый вардапет Амида тер Барсег. Они выли: «Господи, помилуй нас, ибо на тебя уповаем, и нет у нас никого, не считая тебя; прояви свое милосердие, ибо стали мы бесчестием для наших соседей, посмешищем и предметом шуток. Да не произнесут никогда язычники: „Где же их Бог?“ Помоги нам, Боже, Спасатель наш, ради величавой славы имени твоего. Не для нас, Господи, не для нас, но ради имени Твоего святого». И, пройдя вперед, Паронтер Григор от глубины сердца пообещал Богу [совершить] всекрете две тыщи коленопреклонений, а тер Барсег тыщу коленопреклонений. Тогда милосердный Бог смилостивился и сжалился и послал Свет, обрадовав христиан.
Упоминаются случаи знамений при раздельном праздновании Пасхи армянским православным патриархатом Иерусалима. За прошедшее тысячелетие пару раз армяне праздновали Пасху раздельно от греков. Такое происходило, когда из-за очень изредка случающегося несовпадения начальной точки отсчёта армянской и греческой пасхалий, армянская Пасха выпадала на неделю позднее греческой. Такое несовпадение даты Пасхи, по одному и тому же юлианскому календарю, именуемое армянами «????????» (цразатик), происходило один раз в несколько веков, и всякий раз армяне проводили пасхальные празднества раздельно от греков, посылая собственного представителя на их церемонию и принимая их представителя у себя. По свидетельству 1-го из виднейших богословов и историков Армянской церкви XIX века, патриарха Константинопольского Малакии Орманяна, во время этих раздельных празднований Пасхи ещё более обострялись и без того сложные отношения меж греками и армянами Иерусалима, в особенности если оказывалось, что у армян, проводивших богослужение без греков, случались знамения[26].
По сообщениям служителей армянского Иерусалимского православного патриархата, конкретно участвующих совместно с греками в церемонии, огнь возжигается греческим патриархом и армянским архимандритом от уже пылающей лампады, что открыто стоит на плите Гроба [27][нет в источнике].
[править] Рассечённая колонна и предания о ней
В протяжении нескольких последних веков каждый гость храма Воскресения Христова может созидать мраморную колонну, рассечённую необыкновенной трещинкой. Эта колонна — средняя из 3-х колонн на левой стороне портала головного входа храма Воскресения Христова. Сама трещинка чуток более метра в длину, идет повдоль колонны и расширяется книзу, достигая приблизительно 7-8 см в ширину и глубину. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около неё, оставляют в трещинке записки. Есть разные предания, объясняющие происхождение настолько необыкновенной трещинкы.
[править] Армянское предание
Древнейшее из узнаваемых преданий о Благодатном огне и обожженных колоннах, поддерживаемое Армянской апостольской церковью (в чьей принадлежности находится данная колонна[источник?]), письменно зафиксировано не позднее 1635 года в «Путевых заметках» Симеона Лехаци. Это предание связывает волшебство вышедшего на колонны Благодатного огня с милостью Божьей, проявленной в заботе о бедных как и данное ради их же знамение иноверцам, которые обладали в то время Иерусалимом и установили для христиан плату за вход в храм. Предание не привязано к определенной дате, но относит событие к неопределенной давности:
Записки паломников в трещинке на рассечённой колонне.Произнесли, что когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, дескать, давайте стопроцентно, и так остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он сначала устремился для нищих наружу и спалил вершины мраморных колонн по обе стороны двери. Многие лицезрели это и воздали славу Богу. До сего времени видны места, окутанные огнем. Сказали об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить их вовнутрь, чтоб они не лишились света. И мы также своими очами лицезрели обожженные и почерневшие колонны. Этот указ о расчудесном свете вырезан на каменной плите дверей [церкви] Воскресения, эта грамота написана по-мусульмански.[28]
Симеон Лехаци, «Путевые заметки», гл 12
[править] Критика
Симеон Лехаци, описывая нрав повреждений, докладывает что Святой Свет «сжег вершины мраморных колонн по обе стороны двери» но ничего не гласит о трещинке у основания колонны, другими словами конкретно о той отметине, которую сейчас может созидать каждый гость храма.
[править] Греческое предание
[править] Более ранешний из узнаваемых вариантов
Самый ранешний из узнаваемых документов, где изложена греческая версия предания, это сообщение российского старообрядца Иоанна Лукьянова. В 1710—1711 годах он сделал паломничество в Святую землю и оставил последующую запись:
В Иерусалим у величавой церкви двое ворот: одни замуравлены, а вторыя отворяются, и те запечатаны от Турок, которыя на Турка дань собирают. А у тех ворот, по обе стороны стоят 11 столпов: 8 мраморных, да 3 аспидных. И как вышед из церкви на правой руке в церковь идучи на левой стороне один столп, а от ворот идучи другой столп. И на том столпе язва величавая: разселась больше аршина вышины подобно тому, как гром дерево обдержит, а сказывают, что из того столпа в Величавую Субботу вышел огнь из церкви тем столпом, так он от того и разселся. Мы же про тот столп у Греков спрашивали, так они нам произнесли, над тем столпом бысть знамение величавое: 24 рока (года) тому уже де прошло, пришед де армяне к паше ну и молвят так: «Греческая де вера неправая, огонь де сходит не по их вере, а по нашей, возьми де у нас 100 червонных, да чтобы де нам службу несть в Величавую Субботу, а Грек де вышли вон из церкви, чтобы де они здесь не были, а то произнесут, по нашей де вере огонь с небеси сходит». Турчин облакомился на гроши и обольстися на огромную дачу, да Грек (и) отправил вон из церкви. Позже Турчин отпер церковь и пустил Армян в денек Великия Субботы: а митрополит Греческий со христианы стоял у столпа, у места Королевы Лены, где она жидов судила, а то место вне церкви великия, и митрополит стоя у того столпа и рыдал и Богу молился: а Армяне в величавой церкви в те поры по собственной окаянной вере кудосили и со кресты около придела Гроба Господня прогуливались и орали: «Кирие Элейсон!» и ничто же бысть. И будет как час одиннадцатый и сниде огонь с небеси на придел Гроба Господня и поигра, яко солнце в воде блистая — пойде к воротам великия церкви, а не в приделе Гроба Господня, и тамо не во врата и пойде, но в целое место через стенку и в столп каменный, и разседеся столп и выде огонь из церкви пред всем народом, а столп треснул, что гром с величавым шумом загремел. Тогда весь люд из церкви выбегоша на тот позор глядеть таковаго чуда, где огонь пойдет, и смотреша: и огонь пошел по мосту, что вне церкви слано камением; и дошед до того места, где митрополит стоит с христианы и на коем месте стоит кандило с маслом без огня, только фитиль плавает, и пришед огонь к столпу и опалил весь столп, позже загореся кандило. И когда Турчин увидел такое волшебство, (а в те поры турчин посиживал у величавой церкви у величавых ворот), кой дань собирает с Турка, заорал величайшим гласом: «Велик Бог христианский!» Тогда ухватили его, стали истязать и по многом мучении, видя его непокоряшагося, позже склаша величавый огонь противу того столпа, где кандило с маслом загорелося, а здесь его спалиша.[29]
записи столичного священника-старообрядца Иоанна Лукьянова.
[править] Современный вариант
Рассечённая колонна — средняя из 3-х колонн на левой стороне портала головного входа храма Воскресения Христова.Согласно православному преданию, трещинка появилась расчудесным образом в Величавую субботу 1579 года. В это время Османской империей правил султан Мурад III, а Патриархом был Софроний IV (1579—1608). Это предание говорит, что армяне подкупом достигнули у иерусалимского паши позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Величавую субботу. Потому православный Патриарх совместно с народом не были допущены вовнутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже очень затянулось по сопоставлению с обыденным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огнь. Патриарх зажег свои свечки, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При всем этом православные арабы от радости стали прыгать и звучно орать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и звучно славить Бога в храме каждую Величавую субботу. Не считая того, предание докладывает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, лицезрев волшебство с Огнем из колонны, бесстрашно и звучно исповедал перед всеми что он сейчас тоже христианин. За это он был здесь же обезглавлен и тело его сожжено на площади перед храмом. Православные собрали пепел и кости Омира, расположили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы[30], где они находились до конца XIX века, источая благоухание. Память святого новомученика Омира совершается 19 апреля (1 мая).[31][32]
Коротко изложено по книжке «Будь верен до погибели: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.»
[править] Критика
Иоанн Лукьянов сделал паломничество в 1710—1711 годах. При всем этом он докладывает, что знамение расколовшейся колонны случилось за «24 рока (года)» до его поездки, другими словами около 1686 года (1710-24=1686), что отличается от даты, обычно указываемой в современном греческом предании (1579). Но кроме даты вариант Иоанна Лукьянова и современный греческий вариант очень близки, в том числе оба обрисовывают трещинку в колонне и мученичество турецкого офицера.
[править] Материалистические разъяснения
[править] Наличие пылающей лампады в Кувуклии
Ниша за иконой Божией Мамы в приделе Гроба Господня.[33] Задняя стена ниши представляет собой природную гору, возможно это сохранившаяся часть западной стенки пещеры Гроба.Ориенталист И. Ю. Крачковский писал[34]:
У наилучших представителей богословской мысли и на востоке приметно то истолкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому гласить о «торжестве освящения огня при Гробе Господне» [35]
Он приводит свидетельство свидетеля (Ибн-ал-Джаузи (en:Sibt ibn al-Jawzi), разум. 1256[36]), так описавшего увиденное:
Я жил в Иерусалиме 10 лет и прогуливался в храм Воскресения на их пасху и в другие деньки. Я изучил, как загорается лампада в воскресение - праздничек света. (...) Когда же солнце входит и делается мрачно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не лицезреет, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос"... » [35]
Прошлый протоиерей и магистр богословия, доктор ленинградских духовных школ, отлучённый от Церкви, А. А. Осипов, ставший потом одним из видных атеистов и критиков религии, писал об актовой речи Н. Д. Успенского (см. Критика в рамках РПЦ):
Исследовав древнейшие рукописи и тексты, книжки и свидетельства паломников, — пишет об Успенском А. А. Осипов, — он обосновал с исчерпающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть старый символический ритуал возжигания самими церковнослужителями Лампады над гробом. (…) И в конечном итоге всего этого дела сейчас покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской учёной степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и произнес им (многие из моих бывших коллег, наверняка, помнят): «Я тоже знаю, что это только легенда!» …[37]
[править] «Чудесные всполохи»
Со стороны Иерусалимских православных патриархатов нет официальных заявлений о «чудесных всполохах», как нет свидетельств и со стороны независящих наблюдателей. Об этом молвят только паломники, чье мировоззрение, как людей заинтересованных и ожидающих такового видения, не может считаться беспристрастным. Описания сполохов отсутствуют в свидетельствах XIX века и в большинстве источников до XIX века. Описываемые современными паломниками «чудесные всполохи», в том числе отображённые на имеющихся современных фотоматериалах, являются обыкновенными фотовспышками, создаваемые фотоаппаратами сотен присутствующих журналистов и фотографов-любителей, также фиксацией естественных оптических эффектов[38].
Имеющиеся свидетельства Никиты Клирика, Трифона Коробейникова, Игумена Даниила ничего не молвят о сполохах пред схождением, но молвят о том, что делается снутри Кувуклии при схождении и в храме при раздаче уже зажжённого огня.
[править] Самовоспламенение
Самовозгорание присуще многим субстанциям в природе.[39] Так, к примеру, самовозгорание белоснежного фосфора на открытом воздухе является принципом деяния «коктейля Молотова». В качестве вероятного рецепта получения самовоспламеняющейся консистенции можно упомянуть рассказ Ибн-ал-Каланиси (12 век) посвящённой возникновению Благодатного огня:
чтоб огнь к ним дошёл по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является появление огня при соединении с жасминовым маслом, он обладает броским светом и блестящим сиянием. [40]
[править] «Тёплый огонь»
Процесс «умывания» паломников Благодатным огнём критики повторяют с обыденным огнём[41]. Исключением является умывание волос. Имеются свидетельства как за то, что при касании Благодатным огнём волосы отлично пылают,[42] так и о том, что касание Благ