МНОГОЖЕНСТВО НА РУСИ

В конце прошедшего года один из самых фаворитных педагогов исторического факультета УдГУ, доцент Вадим Долгов выпустил научный труд 'Старая Русь: мозаика эры'. Сейчас мы беседуем с создателем на темы, поднятые в его книжке.

- Вадим Викторович, у Вашей книжки есть подзаголовок 'Очерки социальной антропологии'. Растолкуйте, пожалуйста, о чем речь?

- Идет речь не об истории событий (войн, реформ и пр.), а о ежедневной жизни и особенностях мышления людей прошедшего. Вот, к примеру, таковой принципиальный вопрос, как отношение к детям. В средние века отношение к ним серьезно отличалось от современного. Оно было еще суровей. Так жестоким, что у ученых появилось подозрение, что средневековые предки совершенно их не обожали. К примеру, когда фермерская семья уходила работать в поле, новорожденного малыша могли туго запеленать и просто бросить в избе подвешенным на гвоздик на весь денек. Но более глубочайшие исследования проявили, что любовь была, только выражалась она в других формах. Меньше хлопотали о здоровье, зато больше - о душе. Вот если малыш погибал, предки не жалели никаких средств на оплату поминальных служб в церкви.

И вообщем, домашняя жизнь человека Старой Руси довольно очень отличалась от сегодняшней. Не так давно в обществе дискуссировалась неувязка понижения супружеского возраста. Много гласили о том, что ранешние браки никогда не были характерны нашей культуре. Это огромное заблуждение. Согласно древнерусским православным нормам, супружеский возраст для девченок наступал в 12 лет, а для юношей - в 15 лет. Время от времени случались и поболее ранешние браки. Не считая того, у старых славян в языческую эру существовал обычай многоженства. Вопреки всераспространенному воззрению, многоженство было характерно не только лишь исламским странам.

- В исламе многоженство - тоже наследство языческой эры.

- Да, но христианство, принятое Русью в Х веке, в отличие от ислама, предписывало моногамию. Необходимо сказать, что старый языческий обычай был достаточно жизнестойким. Церкви пришлось длительно биться против него, и одолеть удалось далековато не сходу. К примеру, князь Владимир I Святославич имел, согласно летописному свидетельству, 12 жен и 800 наложниц.

- Думается, что 800 наложниц - это все-же преувеличение. Такую нагрузку примитивная экономика тех пор навряд ли бы перенесла. У князя, наверняка, и дружинников-то столько не было. И позже, это князь, представитель элиты, а обычный крестьянин мог ли содержать несколько жен? В летописях об этом ничего не говорится.

- Свободный крестьянин-общинник в исходный период российской истории вел жизнь довольно обеспеченную. А эксплуатация до складывания феодализма была слабенькой. В летописях, естественно, нет сведений о жизни обычных людей, зато нам помогают светские и церковные законодательные акты. В их часты упоминания о многоженстве и посреди рядовых обитателей. Не считая того, отмечу, что не числились запрещенными и добрачные связи.

- Можно ли сказать, что в Старой Руси имела место сексапильная свобода?

- Нет. Регламентация была, только правила были другие, чем на данный момент. Древнеславянская культура относилась быстрее к типу просексуальных, т.е. положительно относящихся к сексу. И только много позднее, благодаря воздействию христианства, утвердилось представление, что чувственная любовь - это 'злой грех'.

- Вы пишете в книжке, что сексапильная жизнь старого славянина была пронизана символическим содержанием...

- Это ярко видно, к примеру, в известном эпизоде с изнасилованием полоцкой княжны Рогнеды, который содержится в летописном рассказе о 'приключениях' Владимира I. Начиная в 980 году собственный поход на Киев, он, сначала, сватается к полоцкой княжне Рогнеде, уже сосватанной за старшего брата Ярополка, против которого и боролся Владимир. Княжна надменно отказывает ему. Тогда Владимир пришел с военной силой, убил родителей жены, 2-ух братьев, а саму Рогнеду изнасиловал и взял в супруги...

- Но, может, это просто безобразие пьяного кровью завоевателя в покоренном городке?

- Нет, беспощадная экзекуция с непокорливой княжной в изображении летописи смотрится не просто как изнасилование, как определенный символический акт, призванный утвердить Владимира в статусе фаворита. Владимир не только лишь 'был с ней' перед лицом ее отца и мамы, которые позже были убиты, да и нарек Рогнеде новое, 'низкое' имя - Горислава.

- В Старой Руси существовали особые 'княжеские' имена и имена 'для обычных'?

- Имя для князя выбиралось по преимуществу из числа тех, что уже использовались в роду Рюриковичей - Владимир, Ярослав, Изяслав, Всеволод, Святослав, Мстислав. Посреди бояр и обычных общинников эти имена тоже встречаются, хотя нередко они имеют уменьшительную либо просторечную форму. Летопись сохранила много очень ярких имен бояр, тысяцких и посадников: Воибор Негочевич, Жирослав Нажирович, Рагуил Добрынич, Мирошка Несдинич и пр. Бояре и князья именовались с отчествами - в этом был символ их высочайшего плюсы. Традиция величания по отчеству, с окончанием на '-вич' сохранялась как преимущество высших соц групп на Руси в течение нескольких веков. Фамилий тогда не было. Люди поординарнее нередко всю жизнь назывались тем именем-прозвищем, которое было усвоено ими, возможно, еще в детстве. Они в наименьшей степени отыскали отражение на страничках летописей, но зато их много в берестяных грамотах - Жировит, Стоян, Жизномир, Микула, Нежка, Нежебуд, Завид, Братята, Братонежко, Нажир, Доброшка, Гостята и пр. Встречаются посреди имен и такие, которые звучат достаточно удивительно для уха современного человека: Упырь Лихой - новгородский писец, оставивший пометки на полях переписанной им для князя Владимира Ярославича книжки; Душило либо Душилец. Это последнее имя происходит, нужно считать, не от глагола 'душить', а от слова 'душа'. Если имена князей обычно имеют в собственном составе части 'влад/волод', 'слав', 'свят', несущие значения, связанные с военно-дружинными, императивными и жреческими публичными функциями, то в именах обычных людей более всераспространены 'жир', 'неже', 'добро'. Давая такие имена, предки желали привлечь к собственному чаду вожделенную судьбу: небольшому князю - славу и власть над миром, небольшому землепашцу - обилие, сытость и благополучие.

- Вы упомянули о роде Рюриковичей. Как так вышло, что на Руси власть оказалась стопроцентно сконцентрирована в руках 1-го княжеского рода - даже в критериях междоусобиц? Ведь в Европе в эру феодальной раздробленности вместе с царскими родами, обычно, существовали семейные династии баронов, графов, а, к примеру, в арабо-мусульманских странах новые династии - эмиров, султанов кидали вызов власти халифского рода?

- Вправду, это уникальная ситуация. Даже не знаю, чем это можно разъяснить. Вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Может быть, все дело в исключительной плодовитости Рюриковичей - представителей этого рода было настолько не мало, что для других родов в Российской земле просто не осталось места.

- Правители мусульманского Востока с их гаремами были в смысле плодовитости более эффективны, так что причина здесь, естественно, не в этом...

- Может быть, все дело в том сакральном статусе, которым обладали Рюриковичи в очах населения Российской земли.

- А что вообщем кроется за словами 'Российская земля' в XI-XIII вв.? Можно ли сказать, что это группа стран (княжеств), населенных русским народом?

- Это очень непростой вопрос. Если сказать кратко, то 'люд' - это понятие, характерное только современному языку и мышлению. Старая Русь осознавалась современниками не просто как люд либо правительство, как 'земля' либо 'страна'. Конкретно в рамках этого понятия осмысляются этнические и политические процессы в нашей древней летописи - 'Повести временных лет'. При этом границы осознания этого слова значительно отличаются от современного значения слова 'страна'. 'Земля/страна' - это и территория (границы которой определяются довольно примерно - как список географических ориентиров мест расселения ее жителей, сначала бассейнов рек, а не считая того, лесов, озер, гор, торговых путей), и этническая общность, культурное и политическое место, взятые в неделимом единстве. Числилось, что население Руси происходит от отпрыска библейского Ноя - Иафета, что с другими славянскими народами российских роднит язык и грамота, заглавие и княжеская династия были получены от пришлых варягов-руси. Также принципиальной координатой для осмысления собственной идентичности была включенность в христианский мир. Объем понятия 'российский' в Старой Руси напоминал современное слово 'россиянин'.

- Выходит, что уровень нашего нынешнего становления как цивилизации - приблизительно тот же, что и в эру Старой Руси?

- В неком роде, да. Создатель: Дискутировал Андрей КОНОВАЛ

Похожие статьи: