Копилка набатеев

Копилка набатеев

Петра исследована всего на 20 процентов. Потаенны, хранимые в пещерах и остатках монастырей, ожидают собственных исследователей.

Фото: Андрей Замахин

В августе в старой иорданской Петре приступит к работе группа русских археологов. Нашим спецам предстоит изучить подземелья знаменитого городка. Конкретно в их, согласно неко­торым источникам, могут прятаться несметные богатства набатеев...

Город-призрак

Madam, take Феррари! - зазывает бедуин у входа в Петру и указывает на печального ослика. По сопоставлению с иными он вправду Феррари - повыше, помускулистее, развивает неплохую скорость, ну и седло на нем красноватое. Ослики, лошадки, повозки - хоть какой гужевой транспорт нужен в Петре, так как обойти этот город пешком, в особенности в жару, под ­силу только очень тренированному человеку. Сходу при входе встречаем местного дворника: старый бедуин, с метелкой и совком, метет главную улицу - проход меж 2-мя высокими горами. Этот человек считает себя потомком набатеев, которые выстроили Петру, столицу величавого страны, как минимум 2500 годов назад на местности, именуемой в старых источниках Эдомом. Никто до сего времени точно не может сказать, кем были эти самые набатеи. Они пришли непонятно откуда приблизительно в V веке до нашей эпохи и так же безо всяких следов пропали через тыщу лет. Скорее всего, это семитские племена, перешедшие в Иорданию с юга Аравийского полуострова. До их Эдом был вотчиной египетских фараонов, которые почему-либо уступили его пришлому племени.

Сам город построен на высочайшем строительном уровне: вызывает восхищение мастерство старых инженеров, которые смогли выдолбить в песочных горах пещеры так, чтоб они не засыпались и не вымывались. Арабские искусствоведы до сего времени не веруют, что Петру вообщем могли выстроить люди. Им неясно, какие способы были применены набатеями-кочевниками при таком сверхтехнологичном строительстве. Город появился как-то сходу, очень стремительно заселился и стал жить активной и богатой жизнью. Его расцвет пришелся на I век до нашей эпохи, а последнее упоминание датируется VII веком после Рождества Христова. В горах встречаются жилые апартаменты и квартиры. Вот место для молитв: с одной стороны в камне выемки, чтоб удобнее было стоять, а напротив - иконы. А вот превосходный амфитеатр, вмещающий около 3000 человек, он служил местом для церемонии погребения. Все это, естественно, любопытно и завлекает взор туриста, но археологов и искателей Петра манит совершенно другим.

Давно числилось, что в Петре укрыты несметные богатства. По одной версии, там хранится часть сокровищ фараонов. По другой - священный Грааль, в поисках которого сюда приходили крестоносцы. Вобщем, историки говорят, что и без сторонней помощи набатеи полностью могли сами накопить довольно золота и драгоценностей. Это сейчас основное занятие местных обитателей - торговля. А праотцы бедуинов не разменивались на торговлю финтифлюшками и самодельным ширпотребом, так как в свое ­время средств в Петре было сильно много. Это был главный транзитный узел, в каком ­сходились все караванные пути старого мира. Египтяне везли собственный продукт в Римскую империю и Аравию. Аравийцы, будучи глобальными монополистами по производству благовоний, распространяли через Петру ладан и мирру по всему свету. А они в те времена ценились выше золота. Набатейский город был не просто караван-сараем на пути негоциантов. Он исполнял роль биржи. Многие негоцианты не решались идти далее через пустыни и сдавали продукт жителям Петры "на комиссию", а те позже его и продавали. Тут прогуливались монеты своей чеканки - средства с изображением набатейских царей находили даже в Китае. Когда же в 106 ­году Петра подчинилась римлянам, те ­начали чеканить свои монеты. В общем, казна ­была полна. И сейчас за ценностями набатеев идет реальная охота.

Копилка набатеев

Фото: Андрей Замахин

Копилка набатеев

Фото: Андрей Замахин

Горшок покойника

В городке то здесь, то там туземцы ищут маленькие кувшины с сокровищами. Они втихаря предлагают туристам монеты - время от времени вправду очень ценные. В сувенирных лавках можно приобрести декорации - браслеты, колье - со стилизованными под старину монетами. Ну и туристы повсевременно находят в песках чего-нибудть древнее - осколки глиняной посуды, погребальных урн. Иногда они валяются прямо под ногами. Монеты, естественно, попадаются изредка. Но тех, кто серьезно интересуется нумизматикой, посылают к черным копателям. Мы тоже пошли по обозначенному адресу, но копателя не оказалось дома - запыленная палатка была пуста. Дело в том, что незаконная археология в Иордании сердито наказывается. Но тяжело удержаться, когда где­-то рядом прячутся тайники, и никто не желает веровать, что в таком богатом городке не осталось реальных сокровищ

Основное место, издавна облюбованное кладоискателями, - Аль Хазне. В переводе с арабского - казна либо сокровищница. При этом названа так она была очень издавна. Еще в записях о крестовом походе на Святую землю в XIII веке упоминается прекраснейшее здание, вырезанное в камне, под заглавием Хазна. Но судя по всему, посланникам Папы Римского в те времена так и не удалось отыскать ни золота, ни других драгоценностей в Петре. Ну и после их богатства каменного городка пока никому не раскрылись. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад строения, который венчает огромный конус. Дело в том, что на вершину этого конуса насажен большой каменный горшок. Местные обитатели не могут осознать, для чего пригодилось декорировать величавое здание обычным горшком, место которому в гончарной мастерской. Посреди бедуинов прогуливается легенда, что в нем как раз спрятаны древнейшие сокровища. Молвят, что в горшок стоит успешно попасть, тогда и меткого стрелка практически осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это только легенда.

Официальная наука так до сего времени и не решила, какой была функция Хазне в древности. В ней, как, вобщем, и в других зданиях Петры, практически не осталось никаких надписей. По воззрению ученых, все тексты и послания набатеи наносили на штукатурку, которой были покрыты стенки. С течением времени штукатурка облетела, перевоплотился в пыль и убила все письменные источники. По одной из версий, Аль Хазне была храмом, построенным набатеями и увенчанным греческими мастерами по виду и подобию александрийских святилищ. Другая догадка говорит о том, что это усыпальница царя Ареты IV, а в горшке хранится его останки. Но тогда почему сызвека гробница правителя именуется сокровищницей? Понятно, что при всем этом царе Петра достигнула чуть не пика в собственном развитии и слыла богатейшим городом античности. И по традиции, перенятой у египтян, с которыми у набатеев были тесноватые культурные и торговые связи, сударя могли похоронить с присущими фараонам почестями, сопровождавшимися опусканием в гробницу несметных богатств для состоятельной жизни в загробном мире. Вобщем, если Хазне была просто храмом, то и это не исключает вероятности нахождения в ней драгоценных реликвий. Но есть предположение, что Хазне полностью могла кооперировать внутри себя обе функции, так как в наба­тейском государстве правитель был носителем и светской, и божественной власти.

Сокровища под ногами

Но где же тогда злато и ­серебро, которое, невзирая на все пробы, так и не удается отыскать, и было ли оно вообщем? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учетом воздействия Петры в старом мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Но ученый представил, что их издавна разграбили. "Они были вывезены и разграблены в процессе следующих войн. Во всяком случае, никто в Хазне не стал бы хранить сокровища, тем паче после того, как ограбил ее. Той же версии держится и кандидат искусствоведения Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности равномерно уносили с собой сами обитатели Петры, покидающие хиреющий город, после того как в III веке главные торговые пути стали сдвигаться на север, в Пальмиру.

Иорданские же гиды говорят, что наследство величавых набатеев никуда не делось из Петры. Они молвят о том, что под видимой частью городка есть целый комплекс пещер, в каком как раз и спрятана казна набатеев. Эта версия имеет право на существование. Некие ученые считают, что Петра, какой ее знают туристы, была только парадным местом погребения, так именуемым "Городом мертвых". Хозяйственная же жизнь кипела глубоко под землей. Уж очень много гробниц размещено на местности городка. А это совсем несвойственно для старых семитских поселений. И по сути, во всех поселениях тех пор, в особенности в регионах с горячим климатом, могилы усопших обитателей выносились за границы оборонительных стенок. Сначала это было связано с угрозой появления эпидемий. Может быть, набатеи решили пойти другим методом - разделив живых и мертвых толщей земли. Тогда и полностью возможно, что потаенна несметных богатств старого народа хранится там, куда нога искателей еще практически не ступала.

К истинному времени ученые изучили только малую часть каменного городка. Раскопаны те строения, что находятся близко от поверхности земли. Только не так давно, практически в последние год­-два, археологи начали зарываться вглубь. И сразу были вознаграждены: заложив раскоп перед Аль Хазне, ученые отыскали неведомые до сего времени захоронения. Похоже, Петра только на данный момент начинает открывать свои главные потаенны.

Петра - Москва

Вита Мач

Владимир Крючков

Представления

Прекрасный образ

Тигран Мкртычев , доктор искусствоведения, заместитель директора Муниципального музея Востока по научной работе:

- У меня складывается воспоминание, что сокровищница - это очень прекрасный образ Петры. Он отражает идею, что сама краса несет внутри себя несметные богатства. Были ли там вещественные ценности - золото либо драгоценные камешки, - мы, боюсь, не узнаем никогда.

Виталий Сусленков , историк искусства, педагог Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института:

- Чисто на теоретическом уровне сокровища в Петре могут быть скрыты где угодно. Но точно не в Аль Хазне. Место в ней очень маленькое и очень открытое для того, чтоб упрятать ценности. Аль Хазне могла быть храмом, где стояла драгоценная скульптура. А у набатеев были скульптуры, к примеру божества Хобал, с золотой рукою. Тогда легенды о сокровищах имеют под собой некоторое основание. Естественно, можно представить, что клады в Петре есть. Хотя смущает, что находок набатейских драгоценностей до сего времени практически не было. Неопознаны ни золотые декорации, ни какие-то необычные столовые приборы. Может быть, набатеи и не были настолько богаты, как мы предполагаем.