Вправду, в легендах и легендах Крита содержится несколько версий о происхождении Талоса. После того как Зевс похитил Европу и выслал ее на Крит, он подарил ей три вещи, демонстрирующих его любовь, одной из которых был огромный бронзовый бот Талое. Подругой версии, гиганта выковали Гефест с Циклопом и подарили его царю Крита Миносу. Согласно еще одному мифу, Талое был отпрыском Креза и папой Феста, либо же братом Миноса.
Возможно, это был бык, образ которого люди связывали с Минотавром из критского лабиринта. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» гласит, что «он был породы людей из бронзы, из ясеневого дерева, последний уцелевший из отпрыской богов».
Талое, либо Тал, на старом критском наречии значит «солнце». На Крите бога Зевса также называли Зевсом Талаио-сом. Талое был заступником острова Крит. Он обходил полуостров трижды в денек, оберегая его от вторжения противников, также не позволяя местному популяции покинуть полуостров без разрешения Миноса. Три раза в год он посещал критские поселения с бронзовыми табличками в руках, на которых были записаны священные законы Миноса, так как он же отвечал за их выполнение. Поговаривали, что Талое метал большие камешки в приближающиеся неприятельские корабли, чтоб те не могли пристать к берегу. Если же противнику удавалось избежать града камешков, медный гигант кидался в огнь и, раскалившись докрасна, заключал высадившихся на сберегал чужеземцев в горящие объятия. Молвят, что ранее Талое принадлежал жителям Сардинии, и, когда те отказались передать его Миносу, он придавил их к груди и ринулся в огнь. От этого, видимо, и пошло выражение «сардонический смех», которое употребляют по отношению к тем, кто смеется над своими своими либо чужими неуввязками.
Ясон и аргонавты столкнулись с Талосом, когда, добыв золотое руно, плыли домой и по дороге посадились на Крите. Гигант держал корабль «Арго» в бухте, бросая в их большие камни, которые отламывал с вертикальных скал. Медея, сопровождавшая Ясона, с помощью магии отражала разрушительные удары Талоса. Легенда говорит, что «все его тело, все члены были бронзовые и неуязвимые; только под одним сухожилием на щиколотке была кроваво-красная жилка, и эту жилку, в какой заключалась жизнь его и погибель, покрывала узкая кожица». Узкий гвоздь не давал вытечь божественному ихору (маслянистое вещество, которое принято считать кровью богов), позволявшему железным конечностям двигаться. Это было единственное уязвимое место на его теле. В «Аргонавтике» рассказывается, как Медея заколдовала гиганта своим пронизывающим взором, а потом пением вызвала кер (духов погибели). Талое попробовал забросать камнями воющих духов, но случаем зацепился за острый камень уязвимым местом и упал на землю. Божественный ихор вытек как расплавленный свинец. По другой версии, Медея заколдовала бронзового человека и околпачила, сказав, что даст ему секретное снадобье, которое сделает его бессмертным, если он позволит ей тормознуть на полуострове. Талое согласился и испил зелье, которое одномоментно его усыпило. Тогда Медея вынула из его пятки бронзовый гвоздь и гигант погиб.
Еще одна версия говорит, что аргонавт Пеант (отец Филокте-та, принимавший роль в Троянской войне) попал в вену гиганта стрелой, и когда Талое умер, «Арго» расслабленно причалил к берегам Крита. В критском городке Фесте были найдены монеты IV — III вв. до н. э. с изображением Талоса. На краснофигурном кратере (вуале) конца V в. были изображены братья Диоскуры (боги-герои Кастор и Поллукс), которые поддерживают умирающего Талоса, а Медея в восточном облачении стоит в стороне перед кораблем «Арго» с расшитым мешочком в руках (возможно, в нем находились ее чудесные зелья и снадобья).
Легенда о бронзовом критском человеке трактуется по-разному. Нужно сказать, что миф о Талосе припоминает предание об Ахиллесе, которого во время Троянской войны поняла та же участь. Как следует, в базе обеих легенд могут лежать одни и те же источники. Исходя из убеждений политической истории Талое олицетворяет минойский флот, вооруженный орудием из металла. Когда войска материковой Греции в лице аргонавтов с корабля «Арго» одолели Талоса, Крит утратил господство и контроль над греческим миром переместился в материковую часть Греции. Либо, может быть. Талое символизировал минойских стражей, охранявших гавани Крита от одолевавших полуостров пиратов. Было три наблюдательных пт, из которых патрули выходили в дозор. Поэт Роберт Грейвз считает, что единственная жила Талоса связана с потаенной старого производства бронзовых изделий. Они изготовлялись способом «cire perdue» (с потерянным воском). Поначалу из глины лепили модель и заливали ее воском. Потом покрывали глиняной формой с отверстиями. После нагревания воск вытекал через дыры (отсюда заглавие способа), а в образовавшуюся пустоту заливался расплавленный металл.
Догадка на религиозной базе появилась после того как были обнаружены каменные печати около 1500 г. до н. э. с изображением богини либо жрицы, плывушей на лодке к морским усыпальницам, что припоминает движение бронзового вояки вокруг острова. Как говорилось выше, «талое» значит солнце, потому Роберт Грейвз представил, что Талос-солнце вправду обходил полуостров вокруг один раз вдень. Так как Талое — бронзовое изображение солнца, его еще называли тельцом (быком), а критский год поделен натри сезона, посещение деревень три раза в год могло означать процессию царя Солнца, надевшего ритуальную маску быка.
Согласно другой теории, Талое был первым управляемым роботом в истории. Было подсчитано, что если Талое обходил Крит три раза в денек, то его скорость составляла 155 миль в час. Сторонники этой догадки говорят: когда гиганта ранили в ладыжку, заместо крови из тела потекло нечто, напоминавшее расплавленный свинец. В целом, греки сделали много устройств, которые в большинстве случаев использовались в театре и религиозных церемониях. В истории сохранились свидетельства о простых старых ботах. В 350 г. до н. э. величайший греческий математик Архит выстроил механическую птицу, наподобие голубя, который двигался за счет переменных потоков воздуха. Это был один из первых опытов полета в истории, а может быть, и древная модель аэроплана. В 322 г. до н. э. древнегреческий философ Аристотель, возможно предвидя развитие робототехники, писал: «Если каждый инструмент, когда ему произнесут либо даже благодаря характерной ему согласованности, сумеет делать работу, которую ему подобает делать... тогда не будет нужды ни в подмастерьях для мастеров, ни в рабах для господ». В конце III в. до н. э. греческий изобретатель и физик Ктезибий Александрийский изобрел водные часы с передвигающимися фигурами, которые оставались самыми точными часами в мире прямо до XVII в.
Более чем через 1600 лет, приблизительно в 1595 г., Леонардо да Винчи спроектировал (и, возможно, даже выстроил) механического рыцаря в броне, который, пожалуй, стал первым гуманоидоподобным роботом в истории. Снутри бота да Винчи находился механизм, который приводил искусственного человека в действие при помощи тросов и роликов, создавая иллюзию, что снутри находится реальный человек. Этот бот мог садиться, крутить руками и двигать головой, при всем этом анатомически верно открывая и закрывая рот. Он мог даже имитировать звуки: шел под аккомпанемент автоматических музыкальных инструментов — барабанов. По чертежам художника видно, что все части устройства могли двигаться слаженно: их движения контролировались при помощи механического устройства управления, которое программировалось методом прямого кодировки и размещалось снутри грудной клеточки бота, а ноги приводились в действие раздельно при помощи наружной ручки, натягивающей трос, связанный с необходимыми звеньями в щиколотке, колене и бедре. Бот да Винчи был одет в доспехи, обычные для Германии и Италии конца XV в. Необходимо подчеркнуть, что в средние века было только несколько изобретателей, которые для утехи царской семьи делали похожие машины.
В 2005 г. работники факультета биохимической инженерии института Коннектикута решили воссоздать бота да Винчи. Их проект будет включать в себя технологии XXI в., в том числе «зрительное и слуховое узнавание, команды голосом, компьютерно-интегрированные механизмы и поболее развитую структуру тела». У бота также будет крутящаяся шейка, чтоб он мог поворачивать голову в сторону передвигающихся объектов. Воссозданный бот будет иметь две модели управления: одна будет реагировать на компьютерные команды, а другая — на голосовые. Блоки и шестерни да Винчи будут употребляться в купе с мышечной моделью для имитации естественных движений человека.
Но как это сравнимо с роботом, существовавшим в Старой Греции? Полностью может быть, что Талое был просто сказочной фигурой. Вобщем, огромный бронзовый человек Крита мог быть и макетом всех современных ботов.
Б.Хотон "Величавые потаенны и загадки истории"