Колизей: империя - превыше всего!

Колизей: империя - главнее всего!

Как вы цирк сей назовете?..

Откуда взялось само слово Колизей - точно никто не знает. Есть этому два разъяснения. Во-1-х, заглавие величайшего монумента античности могло произойти от слова «колоссальный». Во-2-х, по соседству с ним стоял некогда большой монумент, воздвигнутый Нероном в честь себя самого и также называемый великаном. Все же, сначала Колизей звался Амфитеатром Флавиев, а сегодняшнее наименование закрепилось за ним только в Средние века.

 

Воздвигли его в эру правления Флавиев. Начал строительство правитель Веспасиан в 75 году н. э., решив таким макаром отметить свои блистательные победы в Иудее (когда Иерусалим был стерт с лица земли, а евреи рассеяны по всей империи). Но узреть окончание строительства собственного детища он не успел. Открывал Колизей в 80 году отпрыск Веспасиана Тит.

Место для настолько величавого сооружения избрали в лощине меж Эсквилинским, Палатинским и Целиевским буграми на том месте, где Нерон в свое время воздвиг дворцово-парковый комплекс Золотой дом и искусственное озеро для личных забав. Как раз на месте осушенного водоема и решили выстроить амфитеатр.

Открытие Колизея стало, пожалуй, одним из огромнейших событий века. 100 дней длилось торжественные п,'ляния. На только-только открытой арене круглые день шли представления. Исключительно в один денек там были убиты 5 тыщ одичавших животных. На потеху публике проводились истинные войны меж гладиаторами - баталии, в каких участвовали по сотке человек с каждой стороны. А потом арену с помощью особых устройств заполняли водой и устраивали морское схватка. Сам Тит настолько славно погулял на одном из таких мероприятий, что скоро погиб, так и прослыв в народе величайшим устроителем развлечений, а поэтому - благодетелем.

Величие не терпит компромиссов.

Колизей состоял из арены эллиптической формы и окружающего ее амфитеатра с местами для зрителей. Непременно, Амфитеатр Флавиев - самое потрясающее из схожих сооружений: его окружность составляет 524 метра, длина арены - 85,75 метра, ширина - 53,62 метра; высота его стенок достигала 50 метров. Он мог вместить около 87000 зрителей.

Главным строительным материалом послужил травертиновый камень (основной строительный материал Старого Рима), глыбы которого укладывались без раствора и некогда были соединены меж собой стальными скобами (их в Средние века вытащили из кладки). Внутренние сооружения построены из туфа и кирпича.

С наружной стороны здание представляло собой три яруса арок. Меж арками размещены полуколонны - на каждом ярусе в собственном стиле. Изображения Колизея на сохранившихся старых монетах свидетельствуют о том, что в просветах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом высится 4-ый, более высочайший этаж, представляющий сплошную стенку расчлененную коринфскими пилястрами и имеюшую по четырехугольному окну На оконечностях большой и малой осей эллипса арены находились четыре основных входа в виде трехарочных ворот.

Для тыщ зрителей, чтобы не создавать давки, предназначались 76 арочных входов. Войдя, люди попадали к своим местам по лестницам. Эти места были размещены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой. Нижний ряд, либо подий, был предназначен только для правителя, его семейства, сенаторов и служительниц богини Весты, при этом правитель имел особенное, возвышенное сидение. От арены подий был защищен парапетом, который не могли преодолеть ни одичавшие животные, ни гладиаторское копье. Дальше следовали места для публики, образующие три яруса, соответственно ярусам фасада строения. Чем ниже были места, тем почетнее они числились.

В первом ярусе, заключавшем внутри себя 20 рядов скамей (сейчас совсем разрушенных), посиживали представители городской власти и лица, принадлежащие к сословию всадников. 2-ой ярус предназначался для римских людей. Стенка, отделявшая 2-ой ярус от третьего, была достаточно высочайшей, скамьи же третьего яруса были размещены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать гостям третьего яруса возможность лучше созидать арену и все, что происходит на ней. На последний ярус допускали представителей низших сословий. Над ним нависал портик, опоясывавший всю окружность строения и примыкавший одной собственной стороной к его наружной стенке. На его крыше во время представлений находились матросы правительского флота, которые натягивали над амфитеатром большой тент. Он прикреплялся при помощи канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стенки.

Под самой ареной, у фундамента внутренней стенки, стояли клеточки для животных. Огромное количество особых сооружений поддерживали арену и служили для моментального возникновения из-под нее людей, животных, машин и декораций.

От величия - к руинам.

Церковь в следующие века не одобряла этот монумент античности. По последним данным, христиан в Колизее не казнили никогда. Хотя гладиаторской и животной крови было пролито много. Цари, сменявшие один другого, устраивали все более пышноватые представления, после которых здание даже приходилось реставрировать. В особенности пышно прошли в 248 году празднования, посвященные тысячелетию Рима.

Позже история пошла на спад. Правитель Гонорий в 405 году воспретил гладиаторские битвы как противоречащие духу христианства, ставшего тогда господствующей религией Римской империи; все же, травля животных на потеху публики длилась в Колизее до 526 года. После чего для Амфитеатра Флавиев наступили грустные времена.

Варвары, разрушив Рим, нанесли вред и Колизею. Потом в протяжении нескольких веков здание служило крепостью, за какую повсевременно воевали знатные итальянские семейства. Очевидно, никто из их не хлопотал о его реконструкции. А позже и совсем - сменявшие друг дружку папы относились к нему воистину варварски. Скобы, которыми скреплялись камешки, были вырваны и пошли на переплавку. А сами стенки Колизея несколько веков служили каменоломней. Много средневековых сооружений в Италии выстроено из его глыб. А скульптуры, барельефы и остальные элементы декорации и совсем были свирепо уничтожены, так как числились эмблемой язычества.

Первым отцом, озаботившимся сохранностью этого монумента, был Бенедикт XIV (1740-1758 гг.). Он отдал приказ водрузить среди его арены огромный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей. Все это убрали только в XIX веке.

Пришедший к власти Муссолини грезил возродить Колизей во всем его начальном величии. Но, как и большинству других планов терана, этой задумке не судьба было осуществиться. Невзирая на то, что реконструкция ведется, она только препятствует предстоящему разрушению Колизея, но менее того.

Подсчитано, что за практически две тыщи лет разрушения Колизей растерял две третьих собственной массы. Но даже в таком виде он поражает нас своим величием. Бесспорный знак Рима, одно из новых 7 чудес света, он как и раньше поражает своим величием. И хотя его арена уже много веков пустует, сами стенки старого сооружения завлекают к для себя сотки тыщ зрителей. А означает, Колизей как и раньше живой!

С.Маслаков "Потаенны ХХ века" №8 2009 г

Похожие статьи: