Тайна древней святыни мира — «небесного камня», или Грааля, издавна пленяла пытливые умы и сердца. Грааль воспевали средневековые трубадуры и миннезингеры. Старофранцузское слово Graal означало чашу или газу. Известная большинству людей легенда говорила о том, что во время Распятия Христа на Голгафе Иосмф Аримафейский, снявший с креста тело Иисуса, собрал его кровь в сосуд, ставший священным. Однако помимо чаши с кровью Христа в легендах о Граале упорно упоминался некий чудесный камень, пришедший на землю с неба. «И этот камень называется Грааль», — говорилось в одной из баллад Вольфрама фон Эшенбаха, поэта-рыцаря. Его баллада рассказывала о чудесном камке, блуждающем по миру и дающем его носителю божественную силу и мудрость…
Но не только средневековых поэтов влекла в себе тайна Грааля. И до, и после суровых времен Средневековья целые поколения ученых и мистиков тщетно пытались разгадать эту тайну. Существовал ли он на самом деле, священный сосуд с кровью Христа, называемый Граалем? Или это только символический образ мистической силы Божества, его всепобеждающего могущества? И почему образ Грааля как-то связан в легендах с другим загадочным образом — «философским камнем» алхимиков? Имеет ли этот символ какое-либо отношение к «блуждающему камню» Вольфрама фон Эшенбаха? Согласно балладе Вольфрама, этот камень упал на землю с неба. Одна из старых немецких легенд повествовала о том, что этот камень был принесен на землю сонмом ангелов.
Образ таинственного камня, несущего в себе мистическую силу, проходит через всю историю Европы и стран Востока. Даже в сокровенных сказаниях об Атлантиде упоминается о некоем камне — посланце небес, заключающем в себе небесный огонь, чья сила способна охранять и вести по пути лучшей жизни целые страны и народы. Что это? Легенда? Или обрывки знаний о существовавшей некогда подлинной реликвии, не менее таинственной, чем сама легенда?
Секретные экспедиции Гитлера
Как бы то ни было, но древнее сказание нашло своих поклонников и среди политиков XX века. Ими оказались… Гитлер и военное руководство Третьего рейха. По меньшей мере четыре раза Гитлер отправлял в Тибет секретные экспедиции под руководством своего доверенного лица, одного из ведущих сотрудников сверхсекретного научного комплекса «Аненербе» («Наследие предков») доктора Шеффера. Работа этого комплекса была ориентирована прежде всего на «наследие» оккультно-мистического характера. Разумеется, в составе института работали и крупные специалисты в традиционных областях науки — от точных и естественных наук до гуманитарных. Однако в первую очередь Гитлера интересовало все, относящееся к области мистики и оккультизма.
Целью тибетских экспедиций нацистов было разыскать и любой ценой похитить нечто, называемое «блуждающим камнем». Фюрер верил древним сказаниям, в которых утверждалось: если нести загадочный камень в ковчеге перед наступающей армией, он дарует ей победу.
В составе экспедиции были крупные ученые-тибетологи, специалисты Третьего рейха в области эзотерической философии и религиозных культов Востока. Помимо Тибета, аналогичные военно-научные экспедиции были отправлены нацистскими главарями Германии в Пиренеи, в места легендарного Монсегюра — последнего оплота альбигойцев, павшего более 700 лет назад. В древних легендах сообщалось о том, что альбигойцы владели величайшей святыней, обладающей мистической силой. В одних источниках говорилось, что этой святыней был сам Грааль — сосуд с кровью Иисуса. В других источниках утверждалась, что альбигойцы владели чудесным камнем, дающим им необычные духовные силы и познания в науках. Побывали посланники Третьего рейха и в Египте — с той же самой целью поисков Грааля и прочих святынь древности, способных, по мнению фюрера, придать мистическую силу брошенным на завоевание мира фашистским полчищам…
Отправляя в Тибет на поиски чудесного камня экспедицию Шеффера, Гитлер был достаточно точно осведомлен о том районе, где надлежало искать сокровище. Шамбала — таинственная заповедная область Тибета, в которой живут ушедшие от мира мудрые йоги — вот что было главным назначением экспедиции. Большинство тибетских и индийских источников, а также вся теософская литература связывали нахождение древней святыни именно с понятием Шамбалы. Но, отправляя в Тибет свои экспедиции, командование Третьего рейха не учло основного обстоятельства. Древние источники подчеркивали, что таинственный камень послан в мир для выполнения высоких духовных целей и владеть им могут только люди с благородными намерениями и чистым сердцем. Всю историю своего существования Шамбала была недоступна для обычных людей, тем более — для имеющих корыстные замыслы.
Хранители Грааля
Почему именно с понятием Шамбалы связано древнее предание о камне? Является ли он реальностью? Такие вопросы задавало себе не одно поколение людей, увлеченных загадками истории. Серьезные ответы на них можно найти в книгах Е.П.Блаватской и Рерихов, представляющих собой части единого учения, переданного человечеству духовными Учителями Востока.
«По всей истории человечества проходит эта вера в Святой Камень, охраняющий страну, в которой Он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят он был Великим Учителем Ясоном, который положил Его в основание Братской Общины. Сам Камень хранится в Общине, но осколки Его посылаются в мир, чтобы сопутствовать великим событиям», — сказано в одном из писем Елены Рерих.
В созданных ею и ее мужем, Николаем Константиновичем Рерихом, литературно-философских работах говорится, что камень, содержащий в себе неведомую силу, был прислан на Землю высокоразвитой цивилизацией трех основных звезд из созвездия Ориона. В том месте, где камень упал с неба, и была основана обитель духовного знания — Шамбала.
Как могут фрагменты камня оказывать воздействие на ход земной истории? Важнейшие ее события всегда совершаются через посредство тех или иных людей. Они и получают, по решению Учителей Шамбалы, осколки камня, сохраняющие энергетическую связь с основной его частью, хранящейся в гималайской обители Высшего Знания. Силой, заключенной в нем высшей космическом энергии камень не только помогает направлять ход истории в прогрессивное русло, он еще и охраняет своих носителей — людей, выполняющих особо важную историческую миссию, деятелей культуры, правителей, духовных учителей. Анализируя сведения об этом феномене с научной точки зрения, можно предположить, что легендарный камень представляет собой что-то вроде генератора высоковибрационной психической энергии, на больших расстояниях насыщаюшей своим сверхмощным излучением то пространство, где он находится.
В древних легендах, упоминаемых в работах Рерихов, говорится о том, что фрагментами чудесного камня владели императоры Атлантиды и Древнего Китая, Акбар и Соломон, Тамерлан и Александр Македонский, многие другие выдающиеся деятели, имена которых не сохранила история. Далеко не все из них знали, кто посылал к ним это сокровище и какими свойствами оно обладало. Многие полководцы воспринимали камень как обычный талисман, приносящий удачу. В лучшем случае, они знали о скрытых в нем необычных силах и о том, что за этим даром стояли таинственные духовные Учителя. Но были среди хранителей камня и те, кому открывалась почти вся правда о нем. Как правило, таковыми являлись ученики и посланники Шамбалы.
Обычно камень приносили его будущему владельцу неизвестные посланники. «Огонь носящий» — так называли на Востоке этот дар Ориона — оставался с человеком столько времени, сколько было необходимо для выполнения какой-либо ответственной миссии. Затем камень исчезал так же таинственно и неожиданно, как и появлялся. Было много случаев. когда камень исчезал быстрее чем предполагалось, потому что тот деятель, в чьи руки он попадал, оказывался морально неготовым к выполнению своей исторической миссии.
В «Криптограммах Востока», записанных Е.И.Рерих и изданных под псевдонимом Ж. Сент-Илер в Париже в 1929 году, приводятся фрагменты древних легенд и сказаний Востока о камне. Там же содержатся и более близкие нашему времени исторические сведения о Граале и его Хранителях, сообщенные Е.И.Рерих ее наставниками -Учителями Шамбалы. В «Криптограммах» говорится о том, что часто роль хранителя Камня играли женщины. Особенно это касалось тех случаев, когда исторический деятель по уровню сознания был далек до понимания своей миссии и роли камня в ней. Женщина недаром считалась в эзотерической философии Востока олицетворением духовного начала.
В дневниках Елены Рерих «У порога Нового мира» есть следующие строки: «Вы уже знаете, что явление Камня всегда сопряжено с женским началом, Наполеон, по совету злобных сил, сам погасил звезду свою… Камень был принесен Наполеону в Марселе неизвестным лицом, и он его подарил Жозефине. План (имеется в виду особая историческая миссия Наполеона, которая так и не была выполнена) уже был разбит, когда Наполеон безумно устремился на Россию, ибо он не должен был затронуть Азию.
Напомним о другом плане — объединении Азии с Европой, когда Александр Македонский начал дело великое, он тем же путем, отослав возлюбленную Мелиссу, нарушил веление судьбы. Оба — Наполеон и Александр Македонский -имели предсказание о Камне, но человеческая природа затемняет ясность задачи. Правда, они отдавали его (Камень) с лучшим чувством возлюбленным, но потом теряли связь, затемненные звериными вспышками. Его должна носить женщина, которой отдано лучшее чувство».
Возникает вопрос: в чем же могла состоять созидательная миссия Наполеона, покорившего многие страны военной силой? Но в редких случаях даже военная сила может быть использована во благо при особых обстоятельствах. Административное объединение ряда стран под властью Наполеона могло бы в конечном счете способствовать политическому и культурному объединению Европы, и именно этому должен был помочь таинственный талисман, переданный полководцу. Но, увы, мечты о личном могуществе заслонили предсказания, и духовная миссия, ради которой камень пришел к Наполеону, императором выполнена не была. Та же участь постигла в свое время и Александра Македонского.
В книге «Криптограммы Востока» говорится о том, что некогда путь камня пролегал и через русские земли, но правители, в руках которых он оказался, не смогли использовать его силу в полной мере, т.к. не были готовы к этому духовно. «Новгородский богатырь разбился о камень, ибо не верил. Воля Новгорода указывала на владение Сокровищем, но неверие заслонило возможность чуда», — сказано в «Криптограммах» о новгородских странствиях Камня.
Комментируя содержащиеся в «Криптограммах» сведения, Рихард Рудзитис в своей содержащей много интересных сведений работе «Братство Грааля» пишет: «В русских народных традициях часто упоминается Алатырь, белый «опаляющий» камень, камень «белого света», «всем камням отец», который, согласно одному варианту популярной «Голубиной» (Глубинной) книги, Спаситель положил в основание Сионского храма. Под камнем этим «скрыта могучая сила, и сила эта не имеет предела». Из-под этого белого камня Алатыря вытекают родники и речки по всей земле на исцеление, всему миру на пропитание.
По свидетельству «Криптограмм Востока», Новгороду временно принадлежал легендарный камень, но, обретя его, Новгород из-за своего неверия и беспечной жизни, направленной лишь к достижению богатства, не сумел его уберечь, так же как не сумел удержать свое выдающееся положение и культурное первенство среди других городов. Ведь это тот самый драгоценный камень, получив который любой народ переживает истинное возрождение. И такой чудесный культурный расцвет предстоял Новгороду, если б он обрел гармонию тесного и постоянного сотрудничества с Космическим Законом».
В истории не раз были случаи, когда сокровищем Ориона пытались овладеть темные силы и их эмиссары на земном плане, чтобы использовать силу Камня в корыстных целях. Однако эти попытки завершились провалом. «Последователь ночи пытался показать присвоение Камня, но Сокровище всегда было светлым признаком. Лукавые владыки не надолго владели Камнем, не зная, что лишь устремление к добру покоряет огонь Камня».
Таинственная сила, скрытая в Камне, чувствовалась многими его владельцами. «Как к жару и как ко льду привыкнуть надо, так надо привыкнуть и к излучению Камня. Каждый, камень носящий, должен тихо пожить с ним. Дурман лучей невидим, но жар тайный сильнее радия. Елей льется невидимый. Явно же Камень покоится на ткани родины своей», — сказано о древней святыне в «Криптограммах».
Этот же источник оставил нам и описание внешнего вида загадочного дара Ориона: «Злейшая ошибка отрицать Камень. Поистине я видел его — осколок щита мира! Помню величину его, длиною с мой пятый палец, серый отблеск, как сухой плод. Даже знаки помню, но не понял их», — сказано в «Книге Тристана, названного Лунем», отрывок из которой приводят «Криптограммы Востока». В других источниках также говорится, что «Камень, прибывший с Востока, имеет форму расплющенного плода или сердца, удлиненной формы», и что он «подобен сердцу человеческому и в нем заключен кристалл сияющий».
Где же, в какой эпохе теряется след «небесного странника»? В «Криптограммах Востока» среди других интереснейших сведений, изложенных необыкновенно красивым, поэтическим языком, приводится и одно из пророчеств о будущей судьбе Камня. Вот что говорится в этом пророчестве: «Отец Сульпиций имел видение: Белый облачный столб придвинулся и Голос раздался: «Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком «М». Явление будет ясно, когда Я произнесу — путь четверых на Восток, Ничто не убавит Заповедь».
О каком ковчеге из Ротенбурга идет речь? В работах Блаватской говорится о том, что в XI веке жена германского феодала из Ротенбурга укрыла в своем поместье спасающегося от преследования инквизиции алхимика и философа-каббалиста. В благодарность за спасение ученый подарил ей чудесный талисман Востока — Камень, несущий в себе духовную силу. Впоследствии для этого Камня был сделан ларец, обтянутый куском кожи, на которой были вытеснены различные каббалистические знаки и символы: легенда гласила, что некогда этим куском кожи владел царь Соломон. С тех пор камень стал путешествовать по миру, укрытый в этом ларце.
Этот ларец был изображен на картинах великого русского художника Николая Рериха и его младшего сына Святослава, тоже ставшего художником. На портрете Николая Рериха, написанном его сыном, великий художник и мыслитель держит в руках украшенный таинственными знаками ларец. Этот же ларец изображен и на портрете Елены Ивановны Рерих. В XX веке Хранителями Камня стали Елена и Николай Рерихи, выполняющие величайшую духовно-просветительскую миссию, которую доверили им Учителя Шамбалы. Вместе с ними «Огонь носящий» — дар Ориона прошел по дорогам трансгималайской экспедиции Рерихов, побывал в Москве, на Алтае, в Центральной Азии и везде, куда путь странствий привел посланников Шамбалы.
О том, что Рерихи стали Хранителями чудесной реликвии, их современники, конечно же, не знали. В тайну Камня были посвящены лишь несколько особо доверенных сотрудников Николая Константиновича и Елены Ивановны. В числе самых близких друзей и учениц Рерихов была Зинаида Григорьевна Фосдик, сотрудница Нью-Йоркского музея Н.К.Рериха (впоследствии она стала его директором и преданным хранителем части живописного и литературно-философского наследия семьи Рерихов, оставшейся в США).
Все время сотрудничества с семьей Рерихов Зинаида Григорьевна вела дневниковые записи, в которых отмечала наиболее интересные события и сведения, связанные с жизнью и деятельностью Н.К и Е.И Рерихов. В дневниках З.Г.Фосдик были и записи, касающиеся Камня, которым обладали ее Учителя. В частности, Зинаида Григорьевна писала, что хранившийся семьей Рерихов Камень «творил чудеса», обладал способностью самостоятельно передвигаться по поверхности стола, на котором он находился, и излучал тепло. В дневнике З.Г.Фосдик также сообщалось, что Учитель Е.И. и Н.К. Рерихов велел им показать Камень младшему брату Н.К.Рериха, принимавшему участие в их работе — Борису Константиновичу — и рассказать о нем, что и было сделано в присутствии З.Г.Фосдик. . Елена Ивановна рассказала, каким образом он был послан…
«Путь четверых на Восток»
Каким же образом «Огонь Носящий» — посланец Ориона был получен семьей Рерихов?
В одном из своих литературных произведений — очерке «Вехи» -Николай Константинович описал многие реальные события его биографии. Эти события касались и самых загадочных фактов из жизни семьи Рерихов, в том числе и их связи с Учителями Белого Братства. Фактически, «Вехи» представляют собой автобиографический очерк, но так как события, описанные в нем, были в самом деле необычны, то чтобы не создавать ажиотаж вокруг своего имени, Рерих описал все, случившееся с ним самим и членами его семьи так, как если бы это происходило с его друзьями и знакомыми.
В этом очерке нашел отражение и момент получения Рерихами «Блуждающего Камня»; «Было указано, что получится очень ценная посылка. Время шло. Друзья наши как бы забыли об этом обстоятельстве, приехали в Париж. Однажды из банка «Банвертрест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим наиобыкновеннейшим путем была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и так бывает».
«Друзья наши», — это, как уже говорилось, и были сами Рерихи. Уточняя детали этого знаменательного события, биограф семьи Рерихов, П.Ф.Беликов, в своей работе «Рерих, (Опыт духовной биографии)» пишет: «Это произошло 5 октября 1923 года, когда Рерихи съехались в Париже по пути в Индию. Впервые мы находим намек о Камне в стихотворении Рериха 1911 года «Заклятье»:
«Камень знай. Камень храни. Огонь сокрой. Огнем зажгися. Красным смелым. Синим спокойным. Зеленым мудрым. Знай один. Камень храни. Фу, Ло, Хо, Камень несите. Воздайте сильным. Отдайте верным, Иенно Гуйо Дья — прямо иди!»
Возможно, что это было одно из Указаний Владыки, принятое, но далеко не сразу расшифрованное. Говорится в нем не только о Камне, но и четырех Его будущих носителях, которые скрыты под именами, очевидно, прошлых воплощений.
О том, что именно Им суждено быть очередными носителями Камня и «что именно с этим связано, Рерихи получили подробные сведения позже.
В неопубликованных записях, сделанных к «Листам Сада Мории» (первая книга из серии «Агни Йога») имеются следующие строки: «История Ковчега. Когда ковалась возможность получить Сокровище, в Германии приготовлен Ковчег. Для него найден был пергамент с древним изображением магических знаков; по приказанию Голоса и заклинаний — написаны четыре буквы, являющие смысл, лишь теперь понятый. Но справедливо вернуть Ковчег хозяйке, когда путь идет на спасение человечества. Часть кожи принадлежала Соломону и могла заключать заклинание зла. …Часть Камня лежит у Нас; когда Камень соединится, то принесенный осколок завершит победу. Получите часть, блуждающую в мире».
Загадочная фраза о необходимости «вернуть Камень хозяйке» связана со знанием Учителями прошлых воплощений Рерихов: именно Е.И.Рерих в одной из своих прошлых жизней была женой германского феодала из Ротенбурга, укрывшей от преследований инквизиции ученого-алхимика и получившая от него в подарок Ковчег (ларец) с Камнем.
Отслеживая события, связанные с получением Рерихами чудесной реликвии, П.Ф.Беликов продолжает; «В письме Н. Рериха от 2 сентября 1923 года из Парижа Шибаеву есть такое упоминание: «Нам сейчас дается Легенда о Камне». Таким образом, Легенда, в которой содержатся подробности истории появления Камня на Земле, была получена Рерихами незадолго до самого Камня. Впоследствии она вошла в книгу Елены Ивановны «Криптограммы Востока», где Е.И. выступает под псевдонимом Ж. Сент-Илер.
Елена Ивановна, посылая Р. Рудзитису снимок с Камня, писала 1 октября 1935 года: «…прилагаю снимок из одной такой посылки. Вы можете прочесть о ней в «Криптограммах Востока» — Легенда о камне. Так, на снимке Камень покоится в ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись «Сим победим». Храните этот снимок у себя, покажите и расскажите лишь самым ближайшим. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы о Камне, в связи с легендою, если такие появятся у Вас».
В работе П.Ф.Беликова освещается и неизбежный вопрос о дальнейшей судьбе дара Ориона. Биограф и сотрудник семьи Рерихов упоминает о том, что Камень сопровождал Рерихов в их Среднеазиатской экспедиции. Что же стало с этой реликвией потом? Об этом Беликов пишет: «Частичный ответ о Его местонахождении дает послесловие к «Агни Йоге»: «Я утвердил Агни Йогу столбами ступней Моих и в руки принял Камня огонь, Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню. Струи этого Огня запечатлелись на Камне при великом полете перед ликом солнца. Туман искр закрыл вершины Хранительницы Снегов, когда Камень совершил огненный путь с юга на север в Хранимую Долину».
Следовательно, в сужденный момент Камень совершил «полет перед ликом солнца», чтобы оказаться у себя на родине, в Шамбале? Очевидно, это так.
В своей работе П.Ф.Беликов также сообщает, что «Ларец Камня запечатлен Святославом Николаевичем в портретах Елены Ивановны, Николая Константиновича и на отдельной картине. Николай Константинович изобразил Его на полотнах «Сокровище мира», «Чинтамани», «Держательница Мира». В триптихе «Фиат Реке» изображен сам Камень в Руках Владыки.
Имеется фотография открытого Ларца с покоящимся на вышитой ткани Камнем. Она относится к 1923-24 годам. Наличие более поздних снимков автору не известно».
Упоминания о Камне содержатся во многих литературных произведениях Н.К.Рериха. В «Сердце Азии» Рерих пишет: «Великий Тимур, говорится, владел этим камнем. Камень обычно приносится совершенно неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время исчезает. Чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого Камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем. Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом Камне. Говорится также, что царь Соломон и император Акбар владели им. Эти предания невольно напомнили Блуждающий Камень, воспетый знаменитым мейстерзингером Вольфрамом фон Эшенбахом, заключившим свою песню словами: «И этот камень называется Грааль»".
Говоря о величайшей духовной миссии, выполняемой семьей Рерихов, П.Ф.Беликов упоминает и загадочное пророчество, содержащееся в «Криптограммах Востока»: «Явление будет ясно, когда Я произнесу — путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу».
Святыня Шамбалы в России
Семья Рерихов стала мостом, соединившим ушедшие эпохи с современностью, легенду — с действительностью, Восток — с Западом. Оборванные нити тысячелетий вновь наполнились смыслом и затрепетали, готовые передать эстафету связанного знания будущим поколениям. Вместе с семьей Рерихов камень совершил долгий путь по странам Востока и Запада и вновь побывал в России.
В чем состояла миссия камня? Его излучение оказывало особое психофизическое воздействие, очищающее астральное пространство Земли на больших расстояниях. Тайный жар, излучаемый даром Ориона, насыщал пространство страны, в которой он находился, мощной космической энергией, активизирующей сознание множества людей и усиливающей их духовный и творческий потенциал.
В Москве же, куда прибыли Рерихи для встречи с членами советского правительства, у камня была дополнительная миссия. Дело в том, что любые военные столкновения, сопровождающиеся кровопролитием, насыщают пространство отрицательной психической энергией, имеющей свойство сохраняться очень долгое время. После кровавых событий революции и гражданской войны пространство России было перенасыщено отрицательной энергетикой, негативно воздействующей на сознание людей и их духовный уровень. «Разрядить» негативное психоэнергетическое поле административного и политического центра страны мог только «огонь носящий» посланец Ориона. И он выполнил свою миссию.
Конечно, полностью очистить астральное пространство города, тем более, всей страны, от скоплений негативной энергетики невозможно, да это и противоречило бы космическому закону кармы. Но существенно улучшить энергетику городов, где он побывал (в том числе и Москвы) Камень смог. Дар Ориона выполнил и другую свою задачу -он неоднократно спасал семью Рерихов от нападений врагов. Так было и в Москве. Дзержинский, с которым должны были встречаться для беседы Рерихи, отдал приказ об аресте их экспедиции, а на другой день умер, не успев привести свой план в исполнение… Похоже, темным силам было крайне желательно уничтожить экспедицию Рерихов, но, несмотря ни на какие трудности и опасности, вставшие перед ней, она все же выполнила свою миссию.
В чем же состояла духовная миссия Рерихов — посланников Шамбалы? Она была настолько сложна и глобальна по своим масштабам, что ответить на этот вопрос в нескольких словах просто невозможно. Скажем лишь, что одной из их главных задач было распространение в России и западных странах Агни-Йоги, или Живой Этики — величайшего научно-философского учения современности. В этом учении нашла отражение тысячелетняя мудрость Востока, изложенная современным языком, понятным европейцам. Представляя собой квинтэссенцию эзотерической науки и философии Востока, Живая Этика содержит в себе колоссальный духовный потенциал, способный указать не только истинные причины наиболее острых социальных проблем современности, но и практические способы их разрешения.
Последние посланцы Шамбалы в этом мире, носители Камня — Рерихи — ушли из мира живых. Куда исчез после их смерти небесный Камень? Отправился ли к себе на родину, в легендарную гималайскую твердыню Света? Или хранится где-нибудь еще, ожидая нового посланника легендарной страны, которому будет поручено выполнение очередной великой миссии? Мы этого не знаем. Время не скоро раскрывает свои тайны. Но в числе раскрытых тайн — имена тех, кто стали Хранителями Камня и посланниками Шамбалы в XX веке.