Русский север. Гиперборея

«Людей, как гласит одно древнегреческое изречение
мучают не сами вещи, а представления,
которые они создали себе о них».
Монтень

Гиперборея как один из древних очагов развития человечества! Каким заманчивым и интересным кажется все, касающееся этой легендарной цивилизации. Со времен античности и до наших дней она была тайной, но в отличие от Атлантиды, Гиперборея никогда не вызывала ажиотажного интереса, вероятно, из-за ее предполагаемого расположения на Севере «дикой» России и большой удаленности от «просвещенной» и теплой Европы.

Тем не менее, возникший в XX веке, казалось бы, на пустом месте интерес к проблеме реального существования Арктической или Северной цивилизации уверенно возрастает. Внимание к ней время от времени подогревается очередным новым изданием, статьей или книгой, в которой приводятся аргументы в пользу ее существования или бескомпромиссная критика. Слабая искорка интереса выросла в пламя, которое, судя по всему, уже не угаснет. Гиперборея или Арктика будет порождать все новые и новые споры, статьи, книги и фильмы, независимо от того, была ли она на самом деле. В них будут причудливо сочетаться и истина научных открытий, и подтасовки псевдоученых, и выдумки журналистов. Незаметно для всех родилось новое явление, связанное с изучением Гипербореи; «гипербология» или более правильно «Арктическая» или «Северная традиция», основной задачей которой становится отстаивание гипотезы о существовании в доисторическое время на приполярных широтах Евразии Северной Прародины человечества и поиск материальных следов этой древней цивилизации. Ей, как и любой другой теории, свойственно стремиться к центру всеобщего внимания, ибо она уже живет своей собственной жизнью, а жизнь это и есть способ существования информации. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели».

Поиски Гипербореи в России.

В 1901 году организованная под эгидой Русского Географического Общества экспедиция барона Э.В. Толя своей целью ставит нахождение загадочной Земли Санникова (Гипербореи). Яхта «Заря» достигла района её предполагаемого местонахождения, однако, пробиться в район таинственных северных земель мешали льды. Весной1902 года Толь с 3-мя спутниками пешком по льду отправился на поиски земли, лежавшей как им казалось севернее острова Беннета. К сожалению, никто из этой группы не вернулся назад, все ее участники бесследно исчезли на просторах Арктики. Спасательной экспедиции 1903 года удалось найти лагерь, откуда вышел Толь на поиски неизвестной земли. Его экспедицию много и безрезультатно искали, и лишь в конце XX-го века удалось напасть на следы последнего из лагерей отважных полярников.


Карта Ловозерских тундр

В 1922 году на Кольский полуостров в Ловозерье из Санкт-Петербурга отправилась странная экспедиция А.В. Барченко, искавшая, как полагают многие, Гиперборею. Об этой экспедиции за последние десять лет много писалось в периодике и книгах, поэтому нет особой необходимости повторять достаточно известные факты. Однако авторам этих строк, после анализа всего доступного материала, связанного с деятельностью Барченко, в том числе учитывая его работу у академика Бехтерева в институте мозга и Спецотделе ОГПУ, не без основания кажется, что он искал отнюдь не Гиперборею, а особые психофизические феномены, используемые в древней саамской магии.

Известно, что ОГПУ, в лице его Спецотдела, активно интересовалось феноменами, связанными с воздействием на массовое сознание людей. Саамские колдуны-нойды во времена средневековья весьма ценились в Европе и их зачастую выписывали к себе августейшие особы. Древнее колдовство напрямую связано с магическими камнями: идолами — сейдами — менгирами, поэтому экспедиция Барченко занималась заодно и описанием встречаемых мегалитических культовых объектов. В документах экспедиции часто упоминается описание «Старика»


Изображение Куйвы на горе Куйвчорр

«Куйвы», 70-ти метрового наскального изображения «человека» раскинувшего руки крестом на обрыве горы Куйвчоррр. (Рис 1.10). После возвращения, чтобы отвлечь любопытных от истинных целей экспедиции, и была выдумана история с нахождением в Ловозерских тундрах Гипербореи, а в качестве доказательств представлены описанные мегалитические артефакты. Выдумка удалась и как дымовой завесой надолго прикрыла все, связанное с деятельностью А.В. Барченко, одновременно «прописав» Гиперборею в окрестностях Сейдозера.

Тем не менее, научные работы в направлении определения ареалов Северной Прародины продолжались. Исследуя древний эпос индоевропейских народов, античные мифы и предания славян, опираясь на данные археологии, академик Б.А. Рыбаков независимо от своих коллег в СССР и за рубежом обработав и обобщив все известные на тот момент историко-географические данные о Гиперборее, поместил ее на северо-востоке Евразии.


Главный водораздел северных и южных рек Восточной Европы

В наше время, существенный вклад в дальнейшее определение местонахождения Северной прародины внесла, проработавшая долгое время на Вологодчине историк и этнолог, к.и.н. С.В Жарникова. На основе анализа собранного этнографического и исторического материала, изучения античного, арийско-славянского и древнеиндийского эпоса, сопоставления современной топонимики Северо-Запада России с топонимикой старинных преданий и древних картографов, Жарникова локализовала Гиперборею, как Прародину индоарийских народов, в пространстве, ограниченном с севера и юга Белым Морем и Северными Увалами, а с востока и запада Уральскими горами и Скандинавским полуостровом.

Согласно логике российских учёных, на рубеже III-IV тысячелетий до н. э. после очередного изменения климата жители Гипербореи – Арктиды эмигрировали в тёплые края

Питерские учёные нашли следы мифологической Гипербореи. Во время экспедиций на необитаемые острова Белого моря обнаружены святилища жрецов и пирамиды древнее египетских

«Рай» совсем близко. На Русском Севере процветала загадочная Гиперборея

Большую работу по изучению природного, культурного и исторического наследия Севера вот уже в течение второго десятилетия проводит, под руководством П.В. Боярского,

Морская Арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культуры. Не взирая на официальное отсутствие задач, связанных с Гипербореей, её вклад в изучение культурного наследия северных островов трудно переоценить. Отчеты экспедиционных работ и книги МАКЭ несут в себе огромное количество информации, так или иначе свидетельствующей о давней заселенности Севера. Эти сведения могут быть исключительно полезными при поиске следов «Северной Прародины».


Находки со святилища Сиртя Сале

Что найдено за последнее время?

В 1996 году доктор философии В.Н. Дёмин взял за основу поисков Гипербореи путь, пройденный в Ловозерских тундрах А.В. Барченко, и попытался найти описанные им артефакты. Экспедиция Дёмина подтвердила наличие части мегалитических объектов, изложенных в докладе Барченко по его возвращении в 1922 году из экспедиции. В частности, это известное с незапамятных времен 70-ти метровое изображение Куйвы — «человека», раскинувшего в порыве руки крестом, расположенное на обрыве горы Куйвчорр, и мощеная каменными плитами дорога, проложенная по перешейку между Ловозером и Сейдозером. Других артефактов, описанных экспедицией Барченко, (желтой колоны и пр.) экспедиции Демина найти не удалось.

Руины предполагаемой обсерватории наг

Однако нельзя забывать о том, что с тех пор, по долинам Ловозерских тундр прошла многолетняя тотальная геологоразведка с применением взрывных работ и буровой техники. И теперь, остатки святилищ, если они не были уничтожены или засыпаны, соседствуют со следами деятельности буровиков и бульдозеристов

В 1997 г. И. Боевым, членом второй экспедиции Демина, на склоне горы Нинчурт был обнаружен предполагаемый «мегалитический комплекс: каменные кладки подобие фундаментов, геометрически правильно обработанные плиты с «руническими» знаками, и остатки сооружения, идентифицированного как древняя обсерватория».

Вполне вероятно, что это части Святилищ Северного народа, которые, как и многие другие места поклонения древних, находились под открытым небом и органичным образом включали в себя природные антропоморфные и зооморфные образования, а также уникальные особенности ландшафта. Главной особенностью этих Святилищ является наличие сооружений из больших камней — мегалитов, называемых иногда в соответствии с Саамской традицией сейдами. Не вызывает сомнения тот факт, что камни этих сооружений каким-то образом обрабатывались и транспортировались на большие расстояния и высоты.

Мегалитический комплекс на горе Нинчур. Рис. Е. Лазарева

В 1998 году третья экспедиция Демина выявила изображения треугольников и других геометрических фигур на дне Сейдозера. Несомненно, район этого озера издревле считался Сакральным местом, служил культовым целям, и, возможно, являлся своеобразным доисторическим «монастырем», где проживали и отправляли свои ритуалы жрецы — нойды, шаманы далекого пошлого.

Именно благодаря публикациям В.Н. Демина, пламя интереса к Гиперборее ярко вспыхнуло и, судя по всему, уже никогда не угаснет.

По легендам народа Саами, изначально эти места на Севере принадлежали загадочному народу Сиртя, жившему задолго до появления Саами в этих местах. Сиртя, в результате проигрыша длительной, тяжелой и непонятной войны ушли под землю, в таинственные пещеры. Места их проживания» по наследству» перешли к Лопарям — Саами, которые, несомненно, использовали часть древних святилищ Сиртя для отправления своих культов. Вероятно, одним из наследий Сиртя являются дошедшие до наших дней огромные культовые камни, называемые саами летучими камнями сейдами, встречающиеся в различных местах Кольского полуострова. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что легенды народа Саами не дают однозначного понимания причин появления этих мегалитов — сейдов. Возможно, Сиртя были последними уцелевшими после природной катастрофы автохтонными представителями Гипербореи, или это были самые упорные ее представители, не ушедшие с большей частью населения в теплые края после изменения климата.

Белое море и Соловецкий архипелаг

«Всякое имя нечто значит. Я утверждаю, что сила имени
в теперешней жизни, несмотря на ее полное удаление от религии,
нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить
чудеса, но мы не перестали силою имени завоевывать умы и сердца,
объединять ради определенных идей тех, кто раньше им
сопротивлялся, и это ничуть не меньшая магия, чем та, о которой
читают теперь только в учебниках»
А.Ф. Лосев. «Философия имени»

Как ни парадоксально, но Соловецкий Архипелаг все время стоял в наших планах поиска «Гипербореи» на первом месте. Однако, по совершенно разным причинам, связанным с непростыми проблемами смутного времени «перестройки», он долго ускользал от исследований. Когда же мы, наконец, в 2000 году «добрались» до Соловков, то сразу же убедились в правильности наших поисков, в основе которых известнейший принцип: «Свято место пусто не бывает».

Фрагмент карты местоположения Кеми и Соловецкого архипелага

В мире не так много уголков, в полной мере отвечающих критерию «Сакральности», один из них без — это Соловки. Они соответствуют этому критерию более чем достаточно без всякой рекламы, просто в силу её наличия, не требующей доказательств.

Несомненно, эту сакральность, как божественное предопределение, осознали первые Православные миссионеры XV века, Савватий и Герман, с именами которых связано новое религиозное возрождение этих мест.


Карта-схема Соловецкого архипелага

Всякий человек, очутившись на Соловках, сразу почувствует их необычность, которую в еще большей мере ощущали в доисторические времена древние люди, отметившие свое присутствие на Соловках каменными пирамидами — курганами, многочисленными могильниками, «лабиринтами», и другими, не имеющими сейчас ясного толкования. Эту особую сакральность Соловков ощущали все члены нашей экспедиции, а поскольку, мы склонны доверять своим ощущениям, то и отнеслись с повышенным вниманием ко всем проявлениям и взаимосвязям христианского и предшествовавшего мира. Изучая на местах известные памятники древности Соловков, их особенности, на которые другими исследователями ранее не обращалось внимания и, находя новые артефакты, мы пришли к выводу, что эти осколки неизвестной древней культуры самым непосредственным образом связаны с таинственной Северной цивилизацией, называемой в научном и публицистическом мире Арктидой, Арктогеей, Арьявартой, Туле, Гипербореей и пр.

Первое, на что мы обратили внимание, оказавшись на Соловках, были совсем не загадочные лабиринты и бесчисленные каменные могильники, тут и там сосредоточенные по вершинам и склонам острова. Нас поразили совершенно ровные, как будто проложенные бульдозером террасы гор Сигнальная и Сопка находящиеся на Большом Заяцком острове. Многие из этих террас покрыты галереями каменных могильников, другие поросли травой и стлаником, некоторые зачем-то покрыты камнями примерно одного размера. Эти террасы, на наш взгляд, искусственного происхождения и созданы они были исключительно для культовых целей, которым служил весь этот островной храмовый комплекс. Осматривая лабиринты Большого Заяцкого острова, мы испытали огромное волнение. При всей простоте магических каменных выкладок древности в них ощутимо величие сил природы, могущество и особая тревожащая целой гаммой чувств, значимость. Это проникнутое тайной времени величие и послужило вероятнее всего для лабиринтов «охранной» грамотой. Сильнейшее впечатление на нас произвела гора Секирная Большого Соловецкого острова, с ее непонятной симметрией и выдержанной крутизной склонов ориентированных по сторонам света, обособленно стоящая четко очерченным массивом на ровном низменном рельефе. Не оставила равнодушными нас и «тихая» Большая Муксалма.


Лабиринты Большого Заяцкого острова

А вот до острова Анзер в тот первый год добраться не удалось.

Соловки активизировали нас, дав мощный творческий импульс и обострив мировосприятие. Прощаясь с ними в первый раз, мы уже знали, что это и есть осколок той самой Гипербореи, на поиски которой мы потратили так много усилий. Заряд творческой энергии, полученный на Соловках в 2000 году, способствовал возникновению качественно нового видения мира и принес в том же году первое значимое открытие: находку на высочайшем плато Хибин мегалитического святилища посвященного вероятнее всего «Богу Солнца», центральный элемент которого, за счет своей схожести с Омфалом в храме Аполлона в Дельфах назван нами «Северным» или «Кольским Омфалом».

Похожие статьи: