Выйдя утром во двор, Ольга Бадида, жительница микрорайона Дравцы на окраине Ужгорода, увидела ужасную картину: несколько десятков тушек кроликов, крольчат, кур и больших 10-килограммовых индюков разбросаны по всему двору, деревянные клетки разбиты, дверцы сорваны с металлических петель и валяются на земле. Кровавое побоище не оставит равнодушным даже хладнокровного человека, что уж говорить о хозяйке, которая утром вышла во двор покормить домашнюю живность.
— В нижней клетке было 15 кроликов, — говорит Ольга Бадида. — В соседней, трехъярусной клетке, — десять 2-месячных самок, а над ними — еще одна самка с пятью крольчатами. Все передушены. В нижней клетке сидела взрослая индейка с десятью цыплятами. Вот они валяются на земле…«Кто именно мог такое сделать, не могу сказать, в моей практике раньше ничего подобного не происходило…»
Всего передушено или разорвано, по словам Ольги Бадиды, около 50 кроликов, 10 кур, петух, три индейки. Уцелели только крольчата с верхней клетки — молочные, всего две недели от роду. А также наседка, сидевшая на яйцах в нижней боковой клетке, и одна взрослая индейка. Она ранена, с переломанными костями и скальпированной кожей, поэтому придется ее прирезать…
Еще в полночь Ольга выходила во двор и все было в порядке. У хозяев есть собака — помесь овчарки и колли. Она часто охраняла животных, улегшись под их клетками, однако в ту ночь ее закрыли в доме (у собаки началась течка). Трудно представить, что столь жестокая расправа с кроликами и птицей могла быть бесшумной, тем не менее хозяева ничего не слышали.
Пригород Ужгорода микрорайон Дравцы — бывшее село, здесь только частные хозяйства. За огородами и садами расположено поле, в нескольких километрах — небольшой лесной массив, однако крупные хищники там никогда не водились. А небольшим, к примеру лисе, хорьку или ласке, совершить подобное не под силу.
У клеток, даже расположенных на полутораметровой высоте, дверцы сорваны с железных петель «с корнями», крупные кролики и взрослые индюки вытащены наружу и разорваны. Деревянная дверца одной из клеток изгрызена зубами, а земля вокруг исцарапана когтями. Видно, зверь с остервенением пытался взломать дверцу, а когда металлическая щеколда не поддалась, вырвал в клетке задние доски и добрался до несчастной индейки.
Соседи, у которых тоже много домашней живности, но она не была тронута, предположили, что растерзать животных могли одичавшие собаки. Однако приехавшие на место ветеринары это отрицают.
*Ольга Бадида показывает ветеринару Юрию Шполаричу (слева) разорванную тушку курицы
— Животные погибли или от удушения, или от потери крови, — объяснил начальник Ужгородской ветлечебницы Юрий Шполарич. — Практически у всех кроликов переломаны (прокушены) шейные позвонки, у некоторых полностью скальпирована шкура, раздроблены кости. Несколько животных с оторванными головами. При этом тушки практически не съедены. Если зверь мог разломать клетки на третьем ярусе и вытащить крупных взрослых кролей, значит, он был и высокий, и очень сильный. Кто именно мог такое сделать, не могу сказать, в моей практике раньше ничего подобного не происходило…
— Трехмесячный кролик на базаре стоит от 350 до 450 гривен, — едва не плачет Ольга. — Килограмм крольчатины — 60-65 гривен, а живая самка весит где-то пять килограммов. За цыпленка индейки просят 25 гривен. Здесь, — показывает на окровавленные тушки женщина, — говоря навскидку, лежит около пяти тысяч гривен.
Сельчане рассказывают, что это уже не первый подобный случай в Дравцах. Две недели назад аналогичное побоище произошло и у одной из соседок Ольги Бадиды. Не помогла даже собака, спущенная на ночь с цепи.
«Коричнево-бурый зверь напоминал очень худую крупную собаку»
— У меня было точно так же, — говорит соседка Ольги Галина Синичка, которая, услышав о ЧП, зашла к пострадавшей. — 20 кроликов разорваны или задушены, а клетки с металлическими дверцами разбиты вдребезги. Утром тушки были еще теплые — значит, все произошло перед рассветом. Но мы не использовали мясо, боялись, что животных разорвал кто-то бешеный…
В ту ночь мы крепко спали, зато соседка все слышала. Где-то в три часа ночи начался страшный собачий лай и писк кроликов. Они ведь громко пищат, когда их забивают. Соседка вышла во двор и подумала, что у нас, наверное, кроликов воруют, но почему-то не позвонила нам. Ее собака в страхе забежала в дом и спряталась под диван. А нашу мы утром нашли под крыльцом, не могли ее вытащить, настолько была перепугана…
Потом услышали, что подобные случаи были и в соседних Баранинцах. Там хозяйке, заставшей утром своих животных растерзанными, пришлось вызывать «скорую». Я говорила людям, что нужно бить тревогу, потому что в селе завелось что-то недоброе, а они мне: «Да что там! Не нужно». Вот и дождались…
Слова женщины получили подтверждение буквально через день. В ночь на четверг неизвестный зверь совершил еще один кровавый рейд в соседних Баранинцах — всего в нескольких километрах от Дравца. При этом его хоть и мельком, но увидели люди.
— Где-то в полпятого утра мама услышала плеск воды на заднем дворе, включила свет и вышла из дому, — рассказывает житель Баранинцов Михаил Гаврилец. — И увидела, как со двора в огород и дальше в поле метнулся коричнево-бурый зверь. Высотой он был сантиметров 60, и напоминал очень худую крупную собаку. Зверь бросился под металлическую сетку с такой скоростью, что загремела вся ограда. А во дворе остались восемь загрызенных уток и две курицы.
Птицу на ночь мы держим за металлическим ограждением, закрывающимся на крючок. Калитка была открыта, а крючок из толстой стальной проволоки изогнут. Если бы мама не вышла, думаю, погибли бы все 20 уток и 12 кур. Некоторые раненые птицы были еще живы, хоть и с укусами под левым крылом и на шее. Они сидели на земле без движения, словно парализованные. Ни одна утка не была съедена, просто перебиты. Утром на металлической сетке, под которую прорвался зверь, я обнаружил его шерсть — светло-коричневую, с белыми и черными прожилками, очень жесткую. Часть ее взяли ветеринары.
Около двух недель назад такое же нападение было совершено и на соседей — погибли кролики и куры. На некоторых клетках металлическая сетка была раздвинута, а через образовавшееся отверстие извлечены и загрызены взрослые пятикилограммовые кролики. Растянуть сетку голыми руками не сможет даже человек, для этого нужна очень большая сила. Соседская собака все слышала и лаяла, но это был не агрессивный, а перепуганный лай.
Ольга из Дравцов рассказала: к ней пришли кинологи с собакой, но пес, понюхав одну из мертвых тушек, сразу попятился и сел на хвост. Видно, зверь выделяет что-то такое, что вызывает у животных ужас. И живет он где-то недалеко, ведь с начала года это уже седьмой случай в близлежащих селах!
«Люди, которым удалось зверя увидеть, отмечают его схожесть с кенгуру — короткие передние лапы и длинные задние»
В последних нападениях прослеживается интересная закономерность. Сначала зверь перебил всю живность у Галины Синички в Дравцах, через два дня наведался к соседям Михаила Гаврильца в Баранинцах. Потом на две недели наступило затишье. В начале этой недели — новое нападение, опять в Дравцах, причем по соседству с первым — у Ольги Бадиды. А через два дня — опять Баранинцы, и снова по соседству
— у Михаила Гаврильца. Что же это за зверь, который так тщательно подбирает места своей охоты?
Когда материал уже готовился к печати, стали известны результаты лабораторного исследования ветеринарной медицины.
— Причина смерти домашней живности — кусаные и рваные раны, нанесенные большим зверем, — говорит Юрий Шполарич. — У погибших повреждены практически все внутренние органы, не уцелело ничего. И четко выраженные кусаные раны возле головы, на шее, на спине. Что именно это за зверь, эксперты установить не могут, это не в их компетенции. Осмотревшие тушки криминалисты предположили, что животных загрызла большая собака.
Но мы такое предположение отбрасываем. Ряд обстоятельств указывает: это другое существо. Собаке, чтобы вытащить из клетки кроликов и перекусить им шейные позвонки, понадобилось бы по одной-две минуты на каждую особь, причем сопровождалось бы это с большим шумом. И тогда забой кроликов, к примеру, занял бы несколько часов, или же орудовала целая свора собак. Однако в огороде ничего не вытоптано, а все животные погибли максимум за полчаса.
Значит, этот зверь умеет прыгать, а, возможно, передвигаться не только на четырех, но и на двух лапах. Чтобы забраться на третий ярус клеток и достать забившегося в дальний угол кролика, нужно быть длинным — не менее 1,2 метра без учета хвоста, иметь мощную лапу с выдвижными когтями.
Почему убито так много животных, и ни одно из них даже не пыталось бежать, спасаться? Почему его боялись даже собаки? Потому что запах этого не известного домашним животным зверя вызвал у них панический ужас и оцепенение.
Наконец, характер укусов, отпечатки зубов. Отверстия от них круглые, словно от больших гвоздей, а глубина проникновения — четыре-пять сантиметров. У собаки или волка зубы приплюснуты и изогнуты, как сабля, но есть звери и с круглыми зубами — представители кошачьих или куньих.
Поэтому мы пришли к выводу, что зверь, который с легкостью перепрыгнул через ограду и ничего не вытоптал в огороде, мог быть или большой кошкой, или представителем куньих. Из кошачьих подобные параметры у рыси или экзотических животных — онцелота, каракала (степная рысь), сервала. Правда, три последних обитают в Северной Америке, Африке или Средней Азии. А из куньих это могла быть росомаха — самый сильный из названных хищников, который представляет опасность даже для человека. Кстати, росомаха водилась на Закарпатье до XIX века, но затем была истреблена.
Нападения неизвестного зверя на домашних животных фиксируются в разных регионах Украины. Многие люди, которым удалось его увидеть, отмечают некоторую схожесть с кенгуру — вытянутая морда, короткие передние лапы, длинные задние. Представители куньих выглядят так же, у них задние лапы вдвое длиннее передних. Но чтобы с точностью идентифицировать зверя, необходим комплексный подход с привлечением научных учреждений. Мы отправим образцы шерсти, найденной во время последнего нападения в Баранинцах, в Киев для видовой экспертизы. Увидим, что она покажет…