Тактильные чувства человека влияют на суждения
В процессе развития мышления у малыша многие абстрактные понятия формируются на базе обыденных телесных эмоций, при всем этом связь меж ними остается и у взрослых. Опыты, проведенные американскими психологами, показали, что чувство тяжести активирует идеи «важности» и «серьезности», а ощупывание шершавых поверхностей наводит на мысли о трудностях в человеческих отношениях. Не считая того, люди, сидящие
В процессе развития мышления у малыша многие абстрактные понятия формируются на базе обыденных телесных эмоций, при всем этом связь меж ними остается и у взрослых. Опыты, проведенные американскими психологами, показали, что чувство тяжести активирует идеи «важности» и «серьезности», а ощупывание шершавых поверхностей наводит на мысли о трудностях в человеческих отношениях. Не считая того, люди, сидящие на жестком стуле, неподатливы в переговорах и склонны считать других более упрямыми, тогда как мягкое сиденье способствует более мягкой стратегии поведения.
Человеческое мышление не похоже на работу бесстрастного компьютера. Часто (может быть, даже очень часто) наши суждения основаны не на логике, а на странных метафорических ассоциациях меж совершенно не связанными меж собой объектами, идеями и эмоциями. Например, психологические опыты показали, что мытье рук порождает в нашем сознании обобщенную идею освобождения от уз прошедшего («начало с незапятнанного листа»), что ведет к снижению беспокойства по поводу былых грехов или неправильного выбора (см.: Незапятнанные руки — залог объективности, «Элементы», 13.05.2010). Было также увидено, что чувство холода тесно связано с идеей одиночества и отверженности.
В новой статье на эту тему, размещенной в журнале Science, американские психологи произнесли о 6 опытах, показывающих роль тактильных (осязательных) эмоций в формировании наших суждений и в выборе стратегии поведения. Создатели сосредоточились на осязании, потому что это 1-ое чувство, формирующееся в личном развитии человека, и ранее было получено много данных, указывающих на то, что многие абстрактные понятия в процессе развития мышления как бы «вырастают» из этих первичных физических эмоций.
Исследовали три осязательных «измерения»: тяжесть/легкость, шершавость/гладкость и твердость/мягкость. О связи этих эмоций с абстрактными понятиями свидетельствуют надлежащие слова и идиомы, распространенные во многих языках. Например, тяжесть ассоциируется с значимостью, что видно из таких слов, как «весомый» и «легковесный». Другие ассоциации тоже стопроцентно очевидны. Шершавость метафорически связана с грубостью и трениями в отношениях, гладкость — с отсутствием затруднений. Твердость ассоциируется со стойкостью, неуступчивостью или упрямством.
«Подопытными кроликами» в опытах служили прохожие в окрестностях университетского кампуса. Экспериментаторы, просившие прохожих выполнить то или другое обыденное задание, сами не знали, какая гипотеза проверяется в процессе данного опыта, другими словами опыты проводились «слепым» методом.
В первом опыте прохожих просили оценить резюме 1-го из создателей статьи. Испытуемым говорили, что это нужно для сравнения оценок, даваемых спецами и случайными людьми. Половине прохожих резюме подавали в легкой, 340-граммовой папке, половине — в тяжеленной, набитой бумагами (2 кг 40 г). Знакомиться с резюме нужно было стоя (те участники, которые всё-таки присели на лавочку, были исключены из рассмотрения). В полном согласовании с ожиданиями создателей те люди, которым пришлось держать тяжелую папку, оценили «претендента на рабочее место» как человека с жестокими намерениями, который будет трепетно относиться к своим обязанностям. Испытуемые, которым досталась легкая папка, охарактеризовали «соискателя» как более легковесную личность. Но на оценку других параметров соискателя, не имеющих метафорической связи с тяжестью, вес папки не повлиял.
2-ой опыт тоже был нацелен на выявление связи меж чувством тяжести и идеями серьезности и значимости. Прохожим предлагали список соц заморочек, среди которых были «важные» (экономическое развитие, борьба с загрязнением воздуха, финансирование образования) и «второстепенные» (такие как увеличение зарплаты почтовых работников или разработка 1-го образца электрических розеток). Испытуемые должны были указать трудности, на которые государству следует выделить больше средств. В данном случае принципиальная корреляция меж весом папки и принятыми решениями нашлась только у юношей: с легкой папкой в руках они выделяли больше средств на «второстепенные» трудности. Что касается дам, то они в обоих случаях фактически все средства направили на «важные» дела.
Эти опыты показали, что чувство тяжести активизирует в нашем мышлении идею «важности» и «серьезности» и сдвигает наши суждения и принимаемые решения в соответствующюю сторону. Данная закономерность была независимо открыта голландскими психологами, которые выпустили свои результаты в прошедшем году (Jostmann et al., 2009. Weight as an Embodiment of Importance). Но создатели обсуждаемой статьи молвят, что провели свои опыты еще до появления этой публикации.
В опытах №3 и 4 изучалось воздействие гладкости и шершавости. Сначала всех испытуемых просили собрать обыденный пазл, типо для проверки сообразительности. При всем этом половине участников дали обыденный пазл с гладкими детальками, а другим достались детальки, обклеенные наждачной бумагой. После этого в 3-ем опыте участников просили прочесть и оценить небольшой текст, в каком был описан разговор 2-ух человек. Эту сцену можно было воспринять по-разному: и как дружелюбную беседу (герои обменивались шуточками), и как брутальную перепалку (было произнесено несколько грубых слов). В согласовании с ожиданиями исследователей, участники, собиравшие шершавый пазл, нашли дела героев более напряженными.
В четвертом опыте после собирания пазла участники должны были сыграть в экономическую игру. Одному из испытуемых давали 10 лотерейных билетиков, часть из которых он мог дать второму игроку. Тот, в свою очередь, мог принять предложенное, и тогда каждый забирал свои билеты себе, а мог отрешиться (например, обидевшись, что ему предложили очень не довольно), и тогда все билеты у их отбирали, и оба оставались ни с чем. Создатели предполагали, что контакт с шершавыми предметами активизирует в сознании испытуемого представление о сложностях человеческих отношений, и поэтому он не рискнет предлагать партнеру очень не довольно билетов. Так и вышло: люди, собиравшие шершавый пазл, предлагали партнеру в среднем больше билетов, чем те, кто имел дело с гладкими детальками.
Таким образом, чувство грубой, неровной поверхности активизирует представление о трениях и «шероховатостях» в человеческих отношениях, что сказывается и на наших суждениях, и на поступках.
В опытах №5 и 6 испытуемым предлагалось ощупать жесткий или мягкий объект. В 5-ом опыте прохожему говорили, что сейчас ему покажут фокус, а он должен будет разгадать секрет. Поначалу ему предлагали ощупать предмет, с которым сейчас произойдет «чудо», и убедиться, что это совершенно обычная мягкая тряпка (для первой половины испытуемых) или жесткий древесный кубик (для 2-ой половины). После этого фокус откладывали (надолго), а испытуемого просили прочесть такой же текст, как и в 3-ем опыте. На данный момент надо было оценить личные характеристики 1-го из героев. Как и ожидалось, люди, трогавшие жесткий кубик, охарактеризовали героя как более сурового, упрямого и неподатливого, чем те, кто трогал мягкую тряпку. На оценки других параметров, не имеющих метафорической связи с твердостью, тактильные чувства не повлияли.
В шестом опыте проверялось, может ли чувство твердости/мягкости влиять на принимаемые решения. Человека сажали на стул с жестким или мягким сиденьем и просили вообразить, что он собрался брать автомобиль, который стоит примерно 16,5 тысяч баксов, но есть возможность поторговаться. Испытуемым задавали два вопроса: 1) Какую цена вы предложите торговцу с самого начала? 2) Если торговец не примет ваше 1-ое предложение, какую новейшую цена вы назовете?
Результаты и на данный момент полностью подтвердили ожидания создателей. Жесткое сиденье не сделало людей более бережливыми (начальная цена не зависела от того, на чём человек сидел), но сделало их неподатливыми, другими словами «жесткими». Разница меж первой и 2-ой ценой у тех, кто сидел на жестком, оказалась достоверно меньше, чем у сидевших на мягеньком. В особенности сильной эта разница оказалась у тех испытуемых, которые взаправду собирались в течение ближайшего года брать автомобиль. 6-ой опыт показал, что наши мысли и поступки зависят от тактильных эмоций, получаемых не только руками (нашим главным «органом осязания»), ну и другими частями тела.
Разумеется, обретенные результаты не являются стопроцентно новыми: ученые только подтвердили суровыми методами то, о чём многие давно догадывались. О том, что осязание играет важную роль в принятии решений, даже если тактильные чувства не имеют никакого касательства к существу дела, отлично знают торговцы. Например, понятно, что клиент чувствует больше уверенности в качестве того продукта, который ему удалось потрогать, даже если поверхность упаковки не несет никакой объективной инфы о качестве продукта. Понятно также, что людям кажется более смачной вода из жесткой бутылки, чем из мягкой. Новые открытия американских психологов могут, естественно, быть использованы для манипуляции людьми — но их же можно использовать и для предотвращения таких манипуляций. Главное, что в итоге мы будем немножко лучше обдумывать сами себя.
Александр Марков
Оставить комментарий