Крейг Вентер (Craig Venter), глава института имени себя (J. Craig Venter Institute — JCVI), заявил на деньках о намерении сделать первую в мире искусственную форму жизни: клеточку с стопроцентно синтезированным геномом.
Вентер известен как один из самых ярчайших приверженцев синтетической биологии (смотрите также этот материал) — науки, поставившей собственной целью не только лишь научиться разбирать живое по кирпичикам, но собирать из этих кирпичиков новое живое.Под кирпичиками здесь понимаются белки, жиры, разные внутриклеточные механизмы и, главное, ДНК. Из впечатляющих достижений синтетической биологии необходимо подчеркнуть создание искусственной клеточки (геном для которой, вобщем, был взятым у 1-го из организмов) и недавнешнее изготовка клеток со интегрированной генетической "петлёй памяти".
Современные способы синтеза уже позволяют шаг за шагом, основание за основанием, сделать ДНК по заблаговременно намеченному плану. Фактически новое достижение Вентера, точнее, собранной им команды учёных во главе с нобелевским лауреатом Гамильтоном Смитом (Hamilton Smith), заключается в синтезе из лабораторных химикалий некоторой хромосомы, в природе не существовавшей. Так утверждает Guardian.
Крейг Вентер именовал построение синтетического генома "принципиальным философским шагом в истории нашего вида" (фото Evan Hurd/JCVI).
Заключённый в синтетической хромосоме генетический код содержит 381 ген либо 580 тыщ пар нуклеотидных оснований. Это некоторый минимум, достаточный, чтоб клеточка могла жить. Данный код основан на коде одноклеточного Mycoplasma genitalium, из которого учёные убрали значительную часть (по неким данным — 80%), обозвав оставшиеся гены (точнее, гипотетичный новый вид одноклеточного) Mycoplasma laboratorium.
Способность этой новейшей формы жизни копировать себя и усваивать питательные вещества будет зависеть от молекулярных машин клеточки, в которую должен быть имплантирован новый код. В этом смысле Mycoplasma laboratorium не будет стопроцентно синтетической формой жизни. Но её ДНК будет искусственной.
Таким макаром, последующий предполагаемый шаг Вентера, Смита и их коллег по JCVI — встраивание этого генома в клеточку, чтоб обосновать, что этот геном возьмёт под контроль организм и тот сумеет жить без помощи других.
Как реальна подмена всего генома в клеточке? Таковой шаг уже был опробован. Совершенно не так давно там же, в JCVI, была проведена 1-ая трансплантация всего генома меж 2-мя видами. Вентер "на 100% уверен", что та же самая техника будет работать для искусственно сделанной хромосомы.
Но сегодняшний шум в прессе оказался ранним. Не полностью ясно даже — что там было с синтезом ДНК. Не говоря уже о клеточке. Фактически Вентер гласил только о скором (в течение недель) анонсе, в каком будет объяснено — что к чему. Этакое нагнетание обстановки. Ожидайте, дескать, сенсации. Некие восприняли это заявление как уже свершившийся факт сотворения искусственной жизни.
Представительница же JCVI Хизер Ковальски (Heather Kowalski) остужает жаркие головы: "Мы не достигнули того прорыва в разработке синтетической жизни, что нам приписали некие СМИ. Когда мы создадим это — появится научная публикация. Возможно, это произойдёт через месяцы".
Месяцы — тоже хорошо. Можно и подождать, пустяки. Ведь о будущем возникновении искусственной формы жизни "из пробирки" Вентер и Смит заявляли ещё в 2002-м. Но, может, вокруг синтетической клеточки шум поднят не только лишь ранний, но вообщем — напрасный? И да, и нет.
Вентер не является пустозвоном. Он учавствовал в другом проекте по расшифровке генома человека (который шёл параллельно интернациональному) и принёс в науку много мыслях по технологии. А совершенно не так давно Вентер объявил и о записи собственного полного генома (подробности — в пресс-релизе его института). Последнее, вобщем, больше было рассчитано на маркетинговый эффект.
Также спецы из JCVI учавствовали в работе, в процессе которой снутри генома 1-го био вида был найден полный геном другого вида, и проводили исследования по генной модификации вирусов.
Вентер считает, что спроектированные геномы владеют большущим потенциалом. Они могут привести к возникновению других источников энергии (синтез биотоплива), либо к микробам, которые посодействуют удалять излишний углекислый газ из атмосферы.
Расшифровка генетического кода организмов, осознание тонкостей его работы — только шаг к синтезу подходящего кода и встраиванию его в клеточки с целью получения искусственных организмов с данными качествами. А они позволят нам, например, сделать новые источники энергии. Такая цель юный компании Synthetic Genomics. Одним из основоположников этой компании является, вы уже додумались, Крейг Вентер (иллюстрация Synthetic Genomics).
С другой стороны, есть учёные, которые считают претензии Крейга лишне драматизированными и больше рассчитанными на публику. К примеру, доктор Ник Гэй (Nick Gay) из института Кембриджа (University of Cambridge) утверждает, что поставленных Вентером целей (энергия, экология) можно достигнуть и классическими способами генных манипуляций, не прибегая к звучному лейблу "Жизнь 2.0" и синтезированным ДНК.
И всё же мимо планов JCVI нельзя пройти минуя. Во-1-х, а вдруг получится? Во-2-х, хотя бы пусть будет повод побеседовать об оборотной стороне такового потенциального прорыва в биологии.
Пэт Муни (Pat Mooney), директор канадской организации ETC Group, занимающейся вопросами биоэтики и угрозы неких научных достижений для природы и общества, объясняет, что Вентер сделал "шасси", на котором можно выстроить практически всё. "Это может принести пользу для населения земли, такую, как создание новых фармацевтических средств, либо возможно окажется большой опасностью, в виде био орудия", — гласит Муни.
"Практически всё", — это, естественно, преувеличение. Но толика здравого смысла здесь есть. Вентер, практически, хочет получить обычный базисный организм, на котором в предстоящем можно инспектировать работу самых различных искусственных либо взятых генов. Причём в этом универсальном коде находятся куски от различных организмов, подобранные таким макаром, чтоб обеспечивать базисные функции клеточки, включая рост и размножение.
Таковой "малый" организм предоставлял бы безупречные условия для опытов с генами, так как в нём не будет содержаться ничего излишнего.
Группа учёных из JCVI даже оформила южноамериканский патент на "малый бактериальный геном", которого довольно для поддержания жизни одноклеточного организма, и подала заявку на аналогичный интернациональный патент, где перечислены более 100 государств, в каких он должен защищать права института на данный код.
Муни глядит на эти действия с опаской. Пэт гласит, что "Крейг Вентер и его коллеги нарушили социальные границы, и общественность даже не имела способности обсудить далековато идущие социальные, этические и экологические последствия возникновения синтетической жизни". Предполагается и "соперничество с Богом", и очевидное попадание новых организмов в окружающую среду с неясными последствиями для планетки. Муни грезит, чтоб Вентер отозвал патент, а патентные ведомства закрыли бы данные по этому геному, от греха подальше.
Эта позиция, к слову, заходит в противоречие со взорами неких приверженцев синтетической биологии, полагающих, что все новые геномы, выдуманные учёными, должны становиться достоянием всего населения земли и употребляться совсем свободно, без прав некий отдельной группы на данные коды жизни.
"Мы пробуем сделать новейшую систему ценности для жизни. Ведя дело в таком масштабе, вы не сможете ждать, что каждый будет счастливым", — заочно парирует и те, и другие выпады Вентер.