Массовые находки

Правила учета массовых находок иные, чем индивидуальных. Массовые находки отличаются тем, что они не всегда наносятся на чертеж пласта и не получают номера. Таким образом, их название не всегда отражает их количество. Например, в каком-нибудь пласте древнерусского города может быть найдено 3 черепка и 20 шиферных пряслиц; при этом пряслица не будут считаться массовой находкой, а черепки будут.

Для некоторых объектов массовыми находками являются ракушки, а иногда даже камни. В большинстве случаев массовыми являются находки черепков и костей. Их собирают с каждого квадрата в особый лоток.

привинченных к раме шурупами . Перед тем как произвести вырезку, дно и крышку ящика отвинчивают от рамы.

Объект, предназначенный для вырезки, должен образовать «стол» высотой 1,5 м, вокруг которого выкапывают на ту же глубину траншею шириной 1 м. На объект надевается рама ящика, высота стенок которой соответствует желаемой высоте вырезки. Рама надевается очень плотно, без зазора между ней и стенками «стола». Потом с одной из сторон под раму делается подкоп на ширину 15—20 см и к раме привинчивается доска днища. Под нее подводится толстая доска, оба конца которой подпирают столбиками, опирающимися на подложенные под них доски . После этого подрезают почву с другого конца вырезки и также подпирают столбиками. Затем небольшими участками подрезают оставшийся грунт, привинчивая доски дна ящика. В результате вырезка оказывается стоящей на четырех столбах.

Далее открытый ящик вынимают, заполняют его верх мокрой глиной и завинчивают доски крышки. Это делается после извлечения вырезки наверх, чтобы не увеличивать ее веса до подъема . Потом ящик переворачивают, отвинчивают дно, заполняют мокрой глиной и снова завинчивают; причем дно дополнительно крепится двумя продольными планками.

Подобная вырезка хорошо переносит транспортировку.

Труднее делать вырезки в песчаном грунте. В этом случае грунт можно смочить водой, так как сырой песок менее сыпуч. Поверхность сыпучего грунта может быть смочена клеем БФ-4 , который уменьшает сыпучесть и замедляет высыхание монолита.

Таким же образом делают вырезки погребений; при этом погребения должны быть совсем не расчищены, а их положение приходится определять вслепую по черепу.

Фрески. На стенах Пенджикента, Афрасиаба, городов Хорезма послевоенными исследованиями открыта живопись, имеющая большую историко-культурную ценность. После расчистки, зарисовки и фотографирования эту живопись нельзя оставлять на незащищенных стенах здания. Ее нужно сохранить и сделать доступной изучению, перевезя в один из музеев.

Методика ее вырезки и транспортировки крайне сложна и ответственна и может производиться только специалистами. Фрески Пенджикента и фрески Смоленска снимались реставраторами Госэрмитажа.

Эстампажи. При раскопках, а в особенности при археологических разведках, встречаются углубленные рисунки или надписи на камне. С этих изображений можно сделать эстампаж , по которому затем легко изготовить гипсовую копию. Для этого на снимаемую поверхность кладут не слишком плотную влажную бумагу и притирают ее щеткой, на этот лист кладут другой и с ним проделывают ту же операцию, потом — следующий, и так до 6—10 листов. Первые листы должны быть чистые; для этого используется газетная бумага , для последующих слоев можно употреблять и газеты. Этому бумажному покрытию дают высохнуть, а затем оно легко отделяется от камня. На снятой бумажной массе получается зеркальный отпечаток изображения, который можно залить гипсом и получить копию оригинала. Если эстампаж должен храниться, то его лучше свернуть в трубку и поместить в тубус для хранения чертежей. В случае если нужно получить более жесткий эс-

тампаж, в воду для пропитывания бумаги можно добавить жидкого канцелярского клея .

Однако бумага не всегда дает четкое изображение рельефа, поэтому иногда следует делать не бумажный эстампаж, а иловую форму для отливки гипсового слепка. Для этого изображение заливается жидким илом, а когда он застывает, его отделяют, высушивают и используют как форму для заливки гипсом.

Для слабо процарапанных небольших рельефов на монументальных сооружениях можно сделать эстампаж из фольги или же, если рельеф достаточно прочен, про рись через бумагу, протирая ее обратной стороной карандаша. Эстампаж, сделанный из фольги, для перевозки и хранения должен быть помещен в коробку.

Похожие статьи: