Бусинки «Дзи» – одни из более загадочных бусинок, узнаваемых нам сейчас. Неопознаны четкое время происхождения, производства и даже период, в протяжении которого они являлись принципиальной частью тибетской культуры. Понятно только, что эти солнечные каменные бусинки, испещренные магическими узорами (глазки, полосы, мастика битумная), в текущее время являются более оберегаемыми бусинками
Бусинки «Дзи» – одни из более загадочных бусинок, узнаваемых нам сейчас. Неопознаны четкое время происхождения, производства и даже период, в протяжении которого они являлись принципиальной частью тибетской культуры. Понятно только, что эти солнечные каменные бусинки, испещренные магическими узорами (глазки, полосы, мастика битумная), в текущее время являются более оберегаемыми бусинками в мире.
Значение слова «Дзи» в Тибете соответствует значению слов «сияние, яркость, четкость, сияние”. Земля, с которой они связаны – Тибет, сама по для себя закутана нимбом таинственности. И драгоценностям там всегда присваивали большущее значение: они использовались как метод показать статус обладателя, также имели огромное религиозное значение. Даже самые бедные семьи хранили некие виды бусинок в качестве амулетов.
Грозный ландшафт вносил чувство, что зло в жизни тибетцев вызвано нехорошим воздействием среды. Потому драгоценности использовались как защита. Особо в этом плане почитались бирюза и коралл, обладавшие, по воззрению тибетцев, особенными защитными качествами. Не считая того, бусинки «Дзи» помещали вовнутрь религиозных статуй, для того чтоб усилить их воздействие. Сами бусинки зависимо от цвета соответствовали определенным стихиям: красноватый коралл символизировал кровь, огнь и свет, бусинки из бирюзы – воду, небо и воздух, янтарь – землю.
Драгоценности обитателей Тибета были довольно большенными, чтоб без труда можно было найти соц статус их обладателя, также достаточно крепкими, чтоб выдержать нередкие перемещения. Для их характерен декоративный дизайн поверхности, смелая обработка драгоценных и полудрагоценных камешков, либеральное внедрение кораллов, янтаря и бирюзы. Тибетские бусинки ординарны и пропорциональны. Яркая раскраска и непростой набросок делают их схожими на бусинки, отысканные в Индии и Китае. Сами колье имеют определенную ценность исходя не из цены драгоценных и полудрагоценных камешков, из которых они изготовлены (потому что очень нередко это были стеклянные имитаторы реальных камешков) а из интенсивности цвета, веса оправы, размера кораллов и того, что это истинные бусинки «Дзи». Ценность определялась и тем, как отлично смотрелось колье. Но следует увидеть, что бусинки «Дзи» не только добавлялись в колье, да и вплетались в волосы тибетских дам. В ранешней тибетской литературе также встречаются упоминания о шкатулках, усеянных бусинками «Дзи».
Хотя сейчас на тибетских землях всераспространен буддизм, считается, что бусинки «Дзи» появились во времена, когда была религия, нареченная Bon – верой. Это следует из странноватых рисунков на бусинках, которые наводят на размышления о шаманстве и реальном чернокнижничестве. Тяжело сказать чего-нибудть наверное о «Дзи», так как тибетская культура воспрещает какие-либо археологические экспедиции на ее земле. Понятно только, что они использовались как амулеты, увеличивающие силу.
Происхождение бусинок «Дзи» окружено обилием легенд. Бусинка «Дзи» – часть «семейства» бусинок, узнаваемых как гравированные бусинки. Этот старый процесс декорации халцедона (собственного рода кварц) методом хим обработки, изменяющей поверхностный состав, появился в цивилизации Равнины Инд, а позднее распространился на местности Ирана.
Определение посреди бусинок «Дзи» «чистых» «Дзи», другими словами таких, которые обитатели Тибета сочли бы реальным экземпляром этого типа, – не всегда легкая задачка. Зависимо от региона Тибета специфичность «чистых» «Дзи» изменяется. Но в целом можно сказать, что бусинка «Дзи» является гравированным агатом либо халцедоном с нанесенным на нее определенным рисунком: глаз, круг, квадрат, двойная волна и отдельные полосы и волны. Более ценной считается бусинка с очами, в особенности девятиглазая бусинка «Дзи», так как число 9 числилось священным во времена Bon – веры, хотя в буддизме ему не придается такое принципиальное значение.
Бусинки в большинстве случаев были трубчатыми, 1-2 дюйма длиной (время от времени длиннее), и вроде бы светились, что связано с неплохим «Дзи».
Одним из увлекательных видов, не являющихся обычным «Дзи», но считающийся в их семействе амулетом фортуны, является так именуемый «глаз овцы». Это плоская бусинка с кругами, напоминающими глаза либо луну с одной либо обеих сторон. Такая бусина – очень мощная защита от «злого глаза». «Дзи», в особенности отысканные, стоят очень недешево и их очень тяжело достать. Большая часть обитателей Тибета дорожат «Дзи», т.к. это обеспечивает их защиту и может привести к беде в случае утраты. Древнее происхождение и запрет на археологические раскопки на местности Тибета привели к большому спросу на истинные бусинки «Дзи», во много раз превосходящему предложение.
Тяжело сказать чего-нибудть наверное о «Дзи». Ученые беседуют о их в протяжении многих лет из-за недочета документальных свидетельств. Но это просто наслаждение рассматривать прекрасные драгоценности обитателей Тибета и окружающих гималайских государств и созидать магическую бусинку, несущую внутри себя такую сильную энергетику. «Дзи» – гравированные бусинки.
Более достоверное время производства первых бусинок из халцедона – 2700 лет до н.э. В главном они были найдены в месопотамском и Инд участке цивилизации Lothal и Chanhu Daro. Другой период производства этих бусинок – от 550 года до н.э до 200 года нашей эпохи. Такие бусинки были найдены приемущественно на индийских участках Субконтинента. Заключительный период производства – с 224 до 643 года нашей эпохи, и происходило это в Иране. Но данный вид искусства не пропал – бусинки как гравированные изделия, хотя не непременно увенчанные бисером, выполнялись и в ХХ столетии. Четкий способ производства «настоящих» бусинок все еще неизвестен. Истории о бусинках «Дзи» Обитатели Тибета считают, что «Дзи» – драгоценности сверхъестественного происхождения. Понятно много разных историй и легенд, окружающих «Дзи». Их появление связывают с старыми периодически, когда полубоги носили их как декорации. Каждый раз, когда «Дзи» малость портилась, её выкидывали. Это разъясняет, почему бусинки никогда не находили в превосходном состоянии. Как они падали на землю, сходу преобразовывались в насекомых. Есть несколько историй относительно «Дзи» как насекомых. В их рассказывается, что когда-то «Дзи» были насекомыми, которые жили, подобно червякам, в земле, но преобразовывались в камень при контакте с людской рукою. Одна история ведает о человеке, который увидел такое насекомое высоко в горах и накинул на него шапку, чтоб изловить. Когда он снял шапку, насекомое перевоплотился в камень. Время от времени насекомых «Дзи» находили в какашках рогатого скота либо рогах убитых животных. Теория о насекомых обширно всераспространена и нередко употребляется, чтоб разъяснить, почему нередко «Дзи» находят совместно, они сформировывают собственного рода «гнездо». Существует также легенда, что даже после того, как бусинки раскопаны, они некое время продолжают двигаться.
Еще в одной легенде от Ngari (Западный Тибет) говорится о том, что «Дзи» произошли из горы около Rudok. В древнейшие времена они стекали вниз по её склонам потоками. В один прекрасный момент злая дама бросила взор на гору, и поток здесь же тормознул. Отсюда соответствующие черно-белые полосы на «Дзи».
Известна и одна из современных историй о «Дзи», ставшая собственного рода «городской легендой». В итоге авто катастрофы в Тайбэе все пассажиры погибли бы, если б у 1-го из их не оказалась при для себя бусинка «Дзи».
Все эти истории подтверждают верования, что «Дзи» являются магическими и способны защитить их хозяев от проблем, заболеваний и отвратительного настроения. «Дзи» имеют и фармацевтическую ценность. Обычная медицина в Тибете для исцеления эпилепсии употребляет порошок, приобретенный из ненарушенного (несломанного) «Дзи», в консистенции с другими магическими субстанциями, из которых делают таблетку для мученика. Очень принципиально использовать конкретно ненарушенный «Дзи», так как если «Дзи» сломан, означает его мощь была израсходована для защиты.
Вопросы о «Дзи» Остается еще сильно много вопросов о «Дзи», а конкретно:
Как точно они изготавливались, какое место занимают в тибетской культуре, откуда практически произошли и из чего вначале были изготовлены. Эти вопросы остаются предметом для обсуждений меж изучающими бусинки в течение многих лет. Археологические исследования пролили некий свет на ситуацию, но несущественный из-за ограничений на раскопки в Тибете. В текущее время какие-либо выводы можно сделать только исходя из исследовательских работ в других областях науки и литературы.
Большая часть исследователей соглашаются с тем, что эти бусинки старого происхождения, и, по последней мере, из тибетского региона, если не из Тибета конкретно. Но известен один озадачивающий факт. Невзирая на бессчетные легенды, связанные с «Дзи», и доказанное историческое значение их в жизни тибетцев, в книжке, написанной братом далай-ламы о тибетской культуре, которая содержала много иллюстраций разных драгоценностей, бусинки «Дзи» не упоминаются, хотя они изображены на неких иллюстрациях. Есть также некие противоречивые данные о том, что свидетельства существования «Дзи» в ранешней литературе развращены. Некие из описаний, которые за ранее были даны как описания «Дзи», повторно исследуются. Но пока есть «Дзи», найдутся люди, пытающиеся выяснить правду о их.