Бусинки «Дзи» – одни из наиболее таинственных бусинок, известных нам сегодня. Неизвестны точное время происхождения, изготовления и даже период, на протяжении которого они являлись важной частью тибетской культуры. Известно лишь, что эти солнечные каменные бусинки, испещренные мистическими узорами (глазки, полосы, мастика битумная), в настоящее время являются наиболее оберегаемыми бусинками в мире.
Значение слова «Дзи» в Тибете соответствует значению слов «сияние, яркость, четкость, блеск”. Земля, с которой они связаны – Тибет, сама по себе окутана ореолом таинственности. И драгоценностям там всегда придавали огромное значение: они использовались как способ показать статус владельца, а также имели большое религиозное значение. Даже самые бедные семьи хранили некоторые виды бусинок в качестве амулетов.
Суровый ландшафт вносил ощущение, что зло в жизни тибетцев вызвано негативным влиянием окружающей среды. Поэтому драгоценности использовались как защита. Особо в этом плане почитались бирюза и коралл, обладавшие, по мнению тибетцев, особыми защитными свойствами. Кроме того, бусинки «Дзи» помещали внутрь религиозных статуй, для того чтобы усилить их влияние. Сами бусинки в зависимости от цвета соответствовали определенным стихиям: красный коралл символизировал кровь, огонь и свет, бусинки из бирюзы – воду, небо и воздух, янтарь – землю.
Драгоценности жителей Тибета были достаточно большими, чтобы без труда можно было определить социальный статус их владельца, а также довольно прочными, чтобы выдержать частые перемещения. Для них характерен декоративный дизайн поверхности, смелая обработка драгоценных и полудрагоценных камней, либеральное использование кораллов, янтаря и бирюзы. Тибетские бусинки просты и пропорциональны. Красочная раскраска и сложный рисунок делают их похожими на бусинки, найденные в Индии и Китае. Сами ожерелья имеют определенную ценность исходя не из стоимости драгоценных и полудрагоценных камней, из которых они сделаны (так как очень часто это были стеклянные имитаторы настоящих камней) а из интенсивности цвета, веса оправы, размера кораллов и того, что это настоящие бусинки «Дзи». Ценность определялась и тем, насколько хорошо смотрелось ожерелье. Однако следует заметить, что бусинки «Дзи» не только добавлялись в ожерелья, но и вплетались в волосы тибетских женщин. В ранней тибетской литературе также встречаются упоминания о шкатулках, усеянных бусинками «Дзи».
Хотя ныне на тибетских землях распространен буддизм, считается, что бусинки «Дзи» появились во времена, когда существовала религия, названная Bon – верой. Это следует из странных рисунков на бусинках, которые наводят на размышления о шаманстве и настоящем колдовстве. Трудно сказать что-нибудь наверняка о «Дзи», поскольку тибетская культура запрещает какие-либо археологические экспедиции на ее земле. Известно лишь, что они использовались как амулеты, увеличивающие силу.
Происхождение бусинок «Дзи» окружено множеством мифов. Бусинка «Дзи» – часть «семейства» бусинок, известных как гравированные бусинки. Этот древний процесс украшения халцедона (своего рода кварц) путем химической обработки, изменяющей поверхностный состав, возник в цивилизации Долины Инд, а позже распространился на территории Ирана.
Определение среди бусинок «Дзи» «чистых» «Дзи», то есть таких, которые жители Тибета сочли бы настоящим экземпляром этого типа, – не всегда легкая задача. В зависимости от региона Тибета специфика «чистых» «Дзи» меняется. Однако в целом можно сказать, что бусинка «Дзи» является гравированным агатом или халцедоном с нанесенным на нее определенным рисунком: глаз, круг, квадрат, двойная волна и отдельные полосы и волны. Наиболее ценной считается бусинка с глазами, особенно девятиглазая бусинка «Дзи», поскольку число 9 считалось священным во времена Bon – веры, хотя в буддизме ему не придается такое важное значение.
Бусинки чаще всего были трубчатыми, 1-2 дюйма длиной (иногда длиннее), и как бы сияли, что связано с хорошим «Дзи».
Одним из интересных видов, не являющихся типичным «Дзи», но считающийся в их семействе амулетом удачи, является так называемый «глаз овцы». Это плоская бусинка с кругами, напоминающими глаза или луну с одной или обеих сторон. Такая бусина – очень мощная защита от «злого глаза». «Дзи», особенно найденные, стоят очень дорого и их очень трудно достать. Большинство жителей Тибета дорожат «Дзи», т.к. это обеспечивает их защиту и может привести к неудаче в случае потери. Древнее происхождение и запрет на археологические раскопки на территории Тибета привели к огромному спросу на настоящие бусинки «Дзи», во много раз превышающему предложение.
Трудно сказать что-нибудь наверняка о «Дзи». Ученые дискутируют о них на протяжении многих лет из-за недостатка документальных свидетельств. Однако это просто удовольствие рассматривать красивые драгоценности жителей Тибета и окружающих гималайских стран и видеть мистическую бусинку, несущую в себе такую сильную энергетику.
«Дзи» – гравированные бусинки.
Наиболее достоверное время изготовления первых бусинок из халцедона – 2700 лет до н.э. В основном они были найдены в месопотамском и Инд участке цивилизации Lothal и Chanhu Daro. Другой период изготовления этих бусинок – от 550 года до н.э до 200 года нашей эры. Такие бусинки были найдены главным образом на индийских участках Субконтинента. Заключительный период изготовления – с 224 до 643 года нашей эры, и происходило это в Иране. Однако данный вид искусства не исчез – бусинки как гравированные изделия, хотя не обязательно украшенные бисером, производились и в ХХ столетии. Точный метод изготовления «настоящих» бусинок все еще неизвестен.
Истории о бусинках «Дзи»
Жители Тибета полагают, что «Дзи» – драгоценности сверхъестественного происхождения. Известно много различных историй и легенд, окружающих «Дзи». Их возникновение связывают с древними временами, когда полубоги носили их как украшения. Всякий раз, когда «Дзи» немного портилась, её выбрасывали. Это объясняет, почему бусинки никогда не находили в отличном состоянии. Как только они падали на землю, сразу превращались в насекомых. Есть несколько историй относительно «Дзи» как насекомых. В них рассказывается, что когда-то «Дзи» были насекомыми, которые жили, подобно червям, в земле, но превращались в камень при контакте с человеческой рукой. Одна история рассказывает о человеке, который увидел такое насекомое высоко в горах и набросил на него шляпу, чтобы поймать. Когда он снял шляпу, насекомое превратилось в камень. Иногда насекомых «Дзи» находили в экскрементах рогатого скота или рогах убитых животных. Теория о насекомых широко распространена и часто используется, чтобы объяснить, почему часто «Дзи» находят вместе, они формируют своего рода «гнездо». Существует также легенда, что даже после того, как бусинки раскопаны, они некоторое время продолжают двигаться.
Еще в одной легенде от Ngari (Западный Тибет) говорится о том, что «Дзи» произошли из горы около Rudok. В древние времена они стекали вниз по её склонам потоками. Однажды злая женщина бросила взгляд на гору, и поток тут же остановился. Отсюда характерные черно-белые полосы на «Дзи».
Известна и одна из современных историй о «Дзи», ставшая своего рода «городской легендой». В результате автомобильной катастрофы в Тайбэе все пассажиры погибли бы, если бы у одного из них не оказалась при себе бусинка «Дзи».
Все эти истории подтверждают верования, что «Дзи» являются волшебными и способны защитить их владельцев от неприятностей, болезней и плохого настроения. «Дзи» имеют и лекарственную ценность. Традиционная медицина в Тибете для лечения эпилепсии использует порошок, полученный из ненарушенного (несломанного) «Дзи», в смеси с другими волшебными веществами, из которых делают пилюлю для страдальца. Очень важно использовать именно ненарушенный «Дзи», потому что если «Дзи» сломан, значит его мощь была израсходована для защиты.
Вопросы о «Дзи»
Остается еще очень много вопросов о «Дзи», а именно:
Как точно они изготавливались, какое место занимают в тибетской культуре, откуда фактически произошли и из чего изначально были сделаны. Эти вопросы остаются предметом для дискуссий между изучающими бусинки в течение многих лет. Археологические исследования пролили некоторый свет на ситуацию, однако несущественный из-за ограничений на раскопки в Тибете. В настоящее время какие-либо выводы можно сделать лишь исходя из исследований в других областях науки и литературы.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что эти бусинки древнего происхождения, и, по крайней мере, из тибетского региона, если не из Тибета непосредственно. Однако известен один озадачивающий факт. Несмотря на многочисленные легенды, связанные с «Дзи», и доказанное историческое значение их в жизни тибетцев, в книге, написанной братом далай-ламы о тибетской культуре, которая содержала много иллюстраций различных драгоценностей, бусинки «Дзи» не упоминаются, хотя они изображены на некоторых иллюстрациях. Есть также некоторые противоречивые данные о том, что свидетельства существования «Дзи» в ранней литературе извращены. Некоторые из описаний, которые предварительно были даны как описания «Дзи», повторно исследуются. Однако пока есть «Дзи», найдутся люди, пытающиеся узнать правду о них.