В первый раз 16.10.11 В мексиканском штате Веракрус найдена плита, на обработанной вогнутой стороне которой начертаны ранее неведомые письмена доколумбовой Америки. Ориентировочный возраст плиты — самое начало первого тысячелетия до нашей эпохи. Артефакт относится к археологической культуре ольмеков. Уникальная находка была изготовлена случаем, но загадочные иероглифы не поддаются чтению.
В первый раз плита Каскахал — bloque de Cascajal — была найдена в 1999 году посреди строй обломков искусственно возведенного холмика и в предстоящем предназначалась для строительства дороги. Датировку производили по куску керамики, отысканному дорожными рабочими совместно с плитой. Может быть, что возраст плиты по сути несколько больше 3-х тыщ лет, так как в каменоломню она уже откуда-то попала. Достаточно запутанная история с обнаружением данного артефакта и трудности с его датировкой не исключают способности подделки, о чем безустанно напоминают критики.
Габариты плиты с очевидными признаками выветривания 36 на 21 на 13 см, весит она около 12 кг. На одной из обработанных вогнутых сторон находится 62 знака. Иероглифы нанесены горизонтальными рядами, некие из их повторяются. Три из 28 знаков записаны четыре раза, 6 других повторяются четырежды, и 12 знаков — в 2-ух экземплярах. Отдельные знаки похожи на насекомых, другие — на стилизованный кукурузный початок.
«Ольмек» по-ацтекски значит «житель страны каучука» и происходит от слова «Ольман»- «страна каучука», либо «место, где добывают каучук». История возникновения ольмеков в современной науке такая. «В 1902 году один крестьянин-индеец случаем нашел на собственном кукурузном поле роскошную нефритовую фигурку жреца в маске, имевшей форму утиного клюва. Поверхность предмета была испещрена какими-то непонятными знаками и знаками. При ближнем рассмотрении оказалось, что это не что другое, как дата календаря майя, соответственная 162 году нашей эпохи. Форма символов и весь стиль изображения в общих чертах напоминали майяские письмена и статуи, хотя и отличались большей архаичностью», — пишет археолог В.И. Гуляев.
Этим таинственным народом, населявшим в отдаленные времена Веракрус и Табаско, и который изобрел майяскую письменность и календарь намного ранее самих майя, заинтересовался узнаваемый южноамериканский археолог Джордж Вайян. Отлично знавший культуру многих старых народов, таких как ацтеки, тольтеки, тотонаки, сапотеки, майя, ученый вспомнил древнейшую ацтекскую легенду об ольмеках.
Область распространения нефритовых статуэток человека-ягуара полностью совпадала с предполагаемым местом обитания ольмеков — южное побережье Мексиканского залива. Так, в 1932 году в истории отыскались следы еще 1-го исчезнувшего народа.
С 1938-го по 1942 год совместная экспедиция Смитсоновского института и Государственного географического общества США во главе с Мэтью Стирлингом побывала, само мало, в 3-х больших центрах ольмекской культуры: Трес-Сапотесе, Ла-Венте и Серро-де-Лас-Месасе.
Самой увлекательной оказалась находка осколка каменной плиты из Трес-Сапотеса, получившего потом широкую известность под заглавием стелы «Ц». «На лицевой стороне памятника вырезана в низком рельефе маска пользующегося популярностью ольмекского божества — некоторое сочетание ягуара и человека, — так описывал артефакт В. Гуляев. — Другую сторону, обращенную к земле, декорируют непонятные знаки и колонка черточек и точек. Спецы без особенного труда установили, что перед ними дата майяского календаря, соответственная 31 году до нашей эпохи. Ценность ольмеков в изобретении письменности получил, таким макаром, новое суровое подтверждение».
Говоря о дилеммах эпиольмекской письменности (Isthmian Script), исследователь А.В. Табарев пишет: «Недавняя находка глиняного цилиндра-печати в Сан-Андрес (в 5 километрах от Ла-Венты) с изображением птицы, «произносящей» некую фразу, записанную значками-иероглифами, позволяет отнести время существования истинной ольмекской письменности к 650 году до нашей эпохи.
В свете этой находки совсем по-иному можно рассматривать отмеченные спецами знаки на кельтах (ритуальных топориках), масках, фигурах, стелах и других произведениях искусства. Но корпус надписей еще только мал для того, чтоб можно было гласить о способностях чтения этих символов либо целых текстов».
Более десятилетия дешифровкой эпиольмекского письма занимались языковеды Терренс Кауфман и Джон Джастесон. По их воззрению, эпиольмекское письмо отчасти логографическое (семантическое), отчасти фонетическое и принадлежит к языковой семье михе-соке (Mixe-Zoquean), а поточнее, к языку прото-соке (proto-Zoquean).
По полностью беспристрастным причинам, как недочет текстов, отсутствие текстов с билингвой, иконографии, дополняющей тексты и целого ряда других, достоверная дешифровка пока невозможна. Пока не установлено к какому из языков могут относиться письмена на плите Каскахал, шанс на их чтение тоже очень невелик. Но не все так безвыходно. Охото веровать, что совместные усилия ученых различных государств и новые находки позволят осознать таинственный язык.
Игорь Буккер pravda.ru
www