Живьем погребенные: кто они?

26.09.11 На полуострове Пелопоннес после сильных ливней оползень оголил неведомое древнее захоронение. Археологи установили, что это кладбище бронзового века, но люди в нем были похоронены живьем. Все скелеты находятся в ненатуральных позах, и у большинства обширно открыты челюсти, как будто они пробовали выкарабкаться либо позвать на помощь. Кто и за что их так наказал?

В текущее время уже раскопано 26.09.11 На полуострове Пелопоннес после сильных ливней оползень оголил неведомое древнее захоронение. Археологи установили, что это кладбище бронзового века, но люди в нем были похоронены живьем. Все скелеты находятся в ненатуральных позах, и у большинства обширно открыты челюсти, как будто они пробовали выкарабкаться либо позвать на помощь. Кто и за что их так наказал?

В текущее время уже раскопано 5 могил, в каждой из которых захоронены два либо более человек. Посреди находок глиняная посуда для вина, бронзовая фибула — застежка для одежки, и каменные веретена. 14 век до нашей эпохи в истории Старой Греции считается временем расцвета Микенской культуры. О том времени повествуют эпические поэмы, обычно приписываемые Гомеру, — "Илиада" и "Одиссея". Устные поэмы, предшествовавшие эпосу Гомера и Гесиода, до нас не дошли. Упоминавшиеся в гомеровских поэмах эталоны ранешней поэзии неэпического нрава также утрачены.

"Илиада" и "Одиссея" поначалу передавались устно, их исполняли под аккомпанемент рудиментарной лиры форминги либо кифары. Только спустя много лет они были записаны. Когда появились приписываемые Гесиоду из Беотии поэма "Теогония" и "Труды и деньки", представления историков делятся, но их датировку тяжело установить с точностью, так как оба поэта в собственном творчестве быстрее руководствовались художественным воображением, а не следованиям исторической правде.

С чего начать расследование таинственного убийства, к тому же совершенного так издавна, что письменных источников о том времени у нас нет? Хотя в именитом отрывке из VI песни "Илиады" (стих 152-180) можно прочесть, как правитель Тиринфа Прет отправляет собственному тестю, царю Ликии, героя Беллерофонта, к которому приревновал супругу, со типичным рекомендательным письмом, чтоб убить героя. Речь, как считают историки, идет о так именуемом микенском письме.

"В 8-м веке до н. э. греки знали, что сравнимо не так давно укоренившемуся финикийскому алфавиту в Арголиде предшествовало идеографическое либо слоговое письмо, — утверждает французский историк Поль Фор (Paul Faure). — Но ни они, ни их преемники не смогли бы прочесть ни одного знака, разве что это смогли бы сделать на Кипре, где обычная силлабика из 55 символов, по-видимому, сохранялась еще сначала 3-го века до н. э.".

Когда ученым все-же посчастливилось разобрать эти таинственные письмена — оказалось, что из 4500 случаем уцелевших фрагментов, которые имеются в нашем распоряжении, большая часть относится к инвентарным перечням либо скучноватой бухгалтерии. О захоронениях либо казнях в их ничего не сообщается.

Другим источником той эры могут служить археологические данные. Но в протяжении 16-13 веков до нашей эпохи в погребальных ритуалах ни в Марафоне, ни в Арханах на Крите (древнейшие Аканан) не наблюдалось никаких конфигураций. Археологические раскопки свидетельствуют, что гробницы высекались в горах повдоль дороги. Под высочайшими курганами рядом с крепостью находят сводчатые могильники, куда ведет выложенный камнем коридор.

Их именуют толосами либо купольными гробницами. Но за треугольной аркой, облегчающей конструкцию, покоились останки царственных особ либо жрецов, а не обычных смертных, к тому же замученных. О таком захоронении до этого не приходилось слышать. А, может быть, это совсем и не кладбище, а место для экзекуции?

Что мы еще знаем о людях микенской эры? Они много путешествовали. Пастухи Фессалии перегоняли свои стада через Пинд и Парнас до Эпира и Акарнании, отправляясь за 150 км от родного очага. В легендах говорится о том, как молодой бог Гермес украл у собственного брата Аполлона скотин, пасшихся на последнем севере Греции — в горах Пиерии, а упрятал их в пещере Пилоса, на последнем юге Пелопоннеса. Пиратские рейды, разбойничьи набеги, разумеется, войны, которые не достаточно чем отличались от первых 2-ух упомянутых эксцессов, — все это порождало бессчетное количество насильных смертей. Так, может быть, мы имеем дело конкретно с жертвами таких эксцессов?

Но, повторюсь, источники того времени молчат о схожих случаях. Разве что более поздние сограждане поведали нам кое-что. Соберем это по частицам. Отец истории Геродот поведал о том, как персидский правитель Камбис II "повелел без всякой предпосылки схватить двенадцать знатнейших персов и с головой зарыть живыми в землю". Из катастрофы Софокла, нам понятно, что Антигона, нарушившая закон (она похоронила своими руками брата Полиника, тело которого как изменщика должно было быть оставлено на растерзание одичавшим животным), в наказание была живьем погребена.

О том, что греки практиковали схожую казнь можно прочитать, к примеру, у древнеримского историка Саллюстия в "Югуртинской войне": "греки поставили карфагенянам на выбор: или чтоб они они в том месте, где хотят провести границу собственной страны, позволили закопать себя в землю живыми, или чтоб сами греки на тех же критериях направились до того места, которое изберут. Филены согласились и принесли себя и свою жизнь в жертву отечеству — они были живьем зарыты".

Закапывание заживо в землю применялось за нарушение обета целомудрия к жрицам-весталкам. Такое наказание, как пишет Плутарх, производилось около 1-го из 7 римских бугров, у так именуемых Коллинских ворот — porta Collina - ворот городка Рима у Квиринальсеого холмика. Откуда берет начало обычай экзекуции весталок — непонятно. Существует предположение, в древности существовал ритуал инициации женщин по поводу первой менструации, когда их символически погребали живьем. По другой версии, казнь весталок связана с осквернением богини Земли, которая является двойником богини Весты.

Другими словами, никто не ответит на вопрос, кем же были эти злосчастные и за что их погребли живьем. Все произнесенное будет менее чем очередной, более либо наименее увлекательной, но всего только версией.

Игорь Буккер

Похожие статьи: