До востребования

До востребования

До востребования

До востребования

Междуречье Тигра и Евфрата постоянно завлекало внимание археологов и историков со всего мира. Это не случаем, ведь конкретно тут, как считается, приблизительно 6 тыщ годов назад появилась 1-ая цивилизация: 1-ые городка и 1-ые страны, письменность, керамика и пр. К огорчению, большая часть исторических памятников, свидетельствующих о жизни старых людей в Месопотамии, дошло до наших дней в очень покоробленном состоянии.

Жесточайшая засуха, пылевые бури и зимние дождики сделали свое гибельное дело - городка фактически не сохранились. Но фортуна внезапно улыбнулась русским археологам. В Северной Месопотамии, в равнине сирийской реки Хабур, экспедиция под управлением члена-корреспондента РАН доктора исторических наук Рауфа Мунчаева отыскала необыкновенное поселение, отлично сохранившееся с давнешних времен. Очевидцами открытия стали корреспонденты "Итогов".

 

Безупречная сохранность

Нескончаемая дорога тянется через месопотамскую степь, которую временами пересекают русла высохших рек. Невольно оглядываешься по сторонам, и верится с трудом, что когда-то тут землепашцы обрабатывали злачные поля, собирая по несколько урожаев злаковых в год. Там, где на данный момент находят собственный приют только нетребовательные ящерицы и скорпионы, зеленели луга. На их паслись стада домашних питомцев. И еще кажется наименее возможным, что тут довольно комфортабельно мог жить человек.

О том, что эта земля была когда-то сущим раем на земле, на данный момент напоминают только возвышающиеся над пустыней бугры, ранее представлявшие собой расцветающие городка. Старший научный сотрудник Института археологии РАН доктор исторических наук Шахмардан Амиров ведает, что бугры, либо по-другому телли, формировались тут в протяжении многих сотен лет. Происходило это так: на одном и том же месте люди строили строения из сырцового кирпича, с течением времени старенькые постройки рушились, а на их осколках возводились новые. Один из таких бугров и избрали для исследовательских работ русские археологи. Телль высотой 17 и поперечником 200 метров ученые окрестили Хазна по имени расположенной близ деревушки. Каково же было удивление археологов, когда они нашли изумительную вещь: поселение оказалось фактически не разрушенным, а как будто специально засыпанным до поры до времени. Такая сохранность архитектуры - исключительная уникальность для месопотамской археологии. Древнейшие люди зачем-то сделали потрясающую работу по консервации поселения. Они кропотливо разобрали древесные балки крыш и засыпали все строения землей. Таким макаром, город оказался нетронутым на многие века, никакие природные катаклизмы не могли убить того, что тут было построено. Трепетное отношение старых обитателей к собственному поселению навело археологов на идея о его исключительности. Возможно, оно имело некоторое особое значение для обитателей окрестности.

На старых улицах

Кропотливо раскапывая закоулки старого городка, археологи не переставали изумляться монументальностью его архитектуры. Поселение окружала мощная обводная стенка шириной около 2-ух метров и высотой до 6 метров. То, что это был нестандартный город, ученые сообразили, расчистив больше половины телля - а это приблизительно 5 тыщ квадратных метров. Выяснилось, что поселение состояло в значимой степени из культовых построек.

Планировка Хазны припоминает овал, в который заключены строения, обращенные фасадами на юг. По старой дороге, идущей повдоль русла пересох­шей речки, мы прошли мимо старого же колодца и отлично сохранившейся гончарной печи, потом оказываемся за обводной стенкой. Около нее расположилось некоторое подобие алтаря, в которое был вмонтирован череп быка.

Поднимающаяся по наклонному пандусу дорожка ведет вовнутрь превосходной культовой (молельной) башни - зиккурата. Археологи считают, что это 1-ое посреди схожих сооружений на севере Месопотамии и один из самых старых зиккуратов в мире. От башни вымощенная маленькой галькой дорожка ведет к центральной части храмового комплекса, где, как подразумевают исследователи, могло находиться главное храмовое здание.

Археологи подразумевают, что по главной улице в свое время проходили ритуальные процессии, а некоторые ритуалы совершались в определенном, сложившемся годами порядке.

Хранилища зерна и познаний

Строения храмового комплекса отличает монументальность. Фасады помещений оформлены пилястрами. Так именуемый верхний храм оказался практически доверху засыпан пеплом, посреди которого отыскалось огромное количество расколотых глиняных фигурок баранов и быков. Как считает Шахмардан Амиров, пепел, заполнивший некие культовые строения, хранился в качестве вещественного доказательства, "отчета" перед богами о принесенных им жертвах. Заметим, что землепашцы Месопотамии не приносили в жертву людей, а вот у бродячих семитов первенец предназначался богу.

В обмен на жертвенные приношения высшие силы, по всей видимости, дарили людям зерно, являвшееся основной едой в те времена и считавшееся священным.

О главенствующей, культовой роли злаковых в жизни обитателей Хазны гласит то, что вместе с храмами и культовыми башнями в городке строились огромные зернохранилища, имевшие двоякое значение - хозяйственное и религиозное. Башни сохранились на полную высоту - 8 метров, снутри же их глубина добивается 14 метров. И если на поверхности земли раскаленный летний воздух спаливает все живое, то снутри таковой башни даже в наши деньки зуб на зуб не попадает от холода.

Археологи считают, что в городке сразу проживало всего около 120 человек. Вероятнее всего, в культовом комплексе размещались священнослужители. Исследователи узнали, что к концу IV - началу III тысячелетия до нашей эпохи в Северной Месопотамии созрели условия для появления государственности. Скорее всего, на поселениях типа Хазны зародились некоторые подобия сословий, представители высшего из сословий относились к субартам - малоизвестному народу. Строительством же занимались обыкновенные обитатели из близлежащих селений. О значимости Хазны свидетельствует могущество зданий. Казалось бы, землепашцы, чья жизнь была полна хлопот о пропитании, должны всегда проводить в полях. Но они находили свободные деньки, чтоб не покладая рук трудиться над строительством культового центра. При этом, вероятнее всего, они делали это добровольно, отдавая дань священному хлебу.

Жрецы занимались в Хазне не только лишь исполнением ритуальных обрядов. Судя по находкам, встречающимся в телле фактически на каждом шагу, тут размещался и типичный научный центр. В эру, когда природа и космос обожествлялись, их исследование являлось обязанностью, а поэтому жрец сразу был и хранителем научных познаний, и любознательным исследователем. Развитие технологий достигнуло в Хазне на рубеже IV и III 1000-летий необыкновенных высот. Члены русской экспедиции даже подразумевают, что конкретно тут изобрели 1-ое колесо, а потом и колесницу. Видимо, осознавая значимость открытий, обитатели Хазны в большенном количестве лепили из глины модели собственных ноу-хау, надеясь таким макаром передать неоценимые познания потомкам. Не считая того, конкретно в Хазне, как считают русские археологи, были придуманы керамика и личные печати. Тут же закладывались базы арифметики: с помощью особых табличек люди производили расчеты. О мудрости жителей и основателей Хазны гласит и то, что это самый старый из узнаваемых на сей день городов, построенных по общему строительному плану. Конкретно тут в первый раз стали строить квадратные дома и появилось такое понятие, которое мы сейчас называем эстетикой форм. Если древнейшие ремесленники делали статуэтки дам аморфными, то отысканные в Хазне фигуры уже соответствуют современным понятиям о красе.

В то же время некие потаенны, оставленные жителями городка храмов, пока не разгаданы. К примеру, совсем неясно, почему от центра телля улицы во все стороны расползаются некоторыми лучами, схожими солнечным. Может быть, это зашифрованное послание о строении Вселенной. А вдруг что-то дополнительно зашифровано не только лишь в планировке городка, да и в расположении домов, храмов и стенок?

Всему приходит конец

Как это часто бывало с другими цивилизациями, в один прекрасный момент Хазна опустела. Пару лет засухи истощили припасы зерна, и люди были обязаны переместиться в другие, более применимые для земледелия и жизни места. Это вышло приблизительно сначала третьего тысячелетия до нашей эпохи. Законсервировав священный город, люди ушли на север. Но, что поразительно, история Хазны на этом не завершилась. Через некое время люди попробовали возвратиться к родным очагам. Но на короткий срок. Их существование на позднем шаге жизни поселения, как считают археологи, было намного более небогатым как в духовном плане, так и в вещественном. Они сейчас ютились в маленьких помещениях и, поправ святыни, использовали даже культовые строения. Видимо, такое непочтительное отношение оказалось не по душе богам, дающим зерно, и приблизительно в 2650 году до нашей эпохи снова разразилась засуха, которая принудила городских жителей опять заложить Хазну землей и уйти. Сейчас уже навечно.

Владимир Крючков

Дмитрий Мадуров

Представления

Секреты консервирования

Мухаммед Дандамаев , главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук:

- Вклад обитателей Месопотамии в развитие цивилизации был большущим. Греческая математика, астрономия – все это основано на достижениях месопотамской науки. Рассредотачивание времени по минуткам и часам тоже идет оттуда. Старая Месопотамия уникальна тем, что с ее времен сохранилось более полумиллиона клинописных табличек разной направленности. Это и научные произведения, и административные юридические документы. Их возникновение как раз датируется концом 4-ого тысячелетия.

Геннадий Белорыбкин , археолог, доктор исторических наук:

- Телль Хазна - прекрасно сохранившийся монумент, и вправду, появляется чувство, как будто он был специально законсервирован. Но не все так совершенно точно. Вынудить людей покинуть собственный город и засыпать его землей могло что угодно. К примеру, ужасная эпидемия. Хазну могли замуровать, чтоб зараза не распространилась по окрестностям. В истории есть масса примеров того, как обитатели оставляли свои городка и в протяжении сотен лет страшились в их ворачиваться.

Беттина Деннерлейн , доктор Института Азии и Африки Гамбургского института:

- Телль Хазна выделяется из всех памятников, которые археологи нашли на местности Месопотамии. Пока неясно, почему древнейшие люди, уходя оттуда, так скрупулезно законсервировали город. Может быть, они и желали бросить потомкам какие-то величавые познания, но довольно свидетельств тому пока, как мне понятно, не найдено. Хотя этот телль еще не раскопан до конца, и загадка культового городка может открыться в хоть какой момент.

Владимир Крючков

Добавить в: | | | | | | |

Похожие статьи: