В укреплении Дунадд в Аргайле, Шотландия, найден вот таковой камень-следовик. Этот след будто бы оставлен обутой людской ногой. Фото (Creative Commons license): Terry A. McDonald
В древние времена, когда на земле жили богатыри и колдуны, люди понимали язык животных, а животные — язык людей; и не было так заведено, чтоб человек мог оскорбить даже самую малую птаху, а зверек причинить вред несмышленому ребенку, — итак вот, в те давние-давние времена камешки были мягенькими, как будто сырая глина.
Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. Но они разделили меж собой земли, поставив на границах межевые камешки. Волки и медведи, зайцы и лисы приложили к камням свои лапы, оставив на мягенькой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неизвестные дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот тут богатырка оттолкнулась ногой от огромного сероватого камня, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босоногий ноги. А тут колдун шел по камням, не хотя марать остроносые туфли. Сходу после чего окаменели мягенькие камни, навечно сохранив следы тех, кто их коснулся.
Камешки с ложбинками, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) либо животного (зооморфные), известны фактически на всех материках — Европе и Азии, Африке и Америке. Обычно следы уходят в камень на несколько см. Иногда их контуры кажутся размытыми, а иногда они такие точные, что видны мельчайшие неровности и впадины стопы. В большинстве случаев на камне находится один след, но известны камни, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги либо лапы. Если гласить об антропоморфных отпечатках, то, обычно, это следы босоногих ног, но время от времени кажется, как будто на камень «ступил» человек в обуви. Большая часть следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узенькая женская ступня либо ножка малыша), но встречаются и очень огромные.
И везде камешки со следами закутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой определенной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот, предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе собственных «Историй» написал, что на горе в равнине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные обитатели проявили ему «одну диковинку» — практически метровый отпечаток ступни Геракла. А современный сотрудник Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии, поведал создателю этой статьи о собственных поисках камня с отпечатками 2-ух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и малыша, которые, как гласили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». Другими словами и в том, и другом случае идет речь об уже обсужденных нами персонажах: героях и колдунах, из чего ясно, что пред нами предания с отголосками языческой религии.
«Следы Будды» в токийском храме Кийомизу. Фото (Creative Commons license): Aaron Logan
В то же время о камнях-следовиках (так их принято именовать в научном мире) сложены и поболее поздние, уже буддистских и христианских времен, легенды. Сущность таких легенд сводится к последующему: следы на камне оставлены Буддой, Христом, Девой Марией, ангелами либо святыми, к примеру, Ильей Пророком, которые или спускались с небес, или возносились, и камешки расплавлялись под их ногами. Сразу есть следовики, отпечатки стоп на которых, согласно местным преданиям, оставил бес либо черт. Противоречий тут нет — новенькая религия кое-где схватила языческие культы и «освятила» камешки, а кое-где смогла побороть языческое наследство, заклеймив следовики как дьявольские и нечистые. Такое же разделение на божью и дьявольскую, святую и окаянную распространялось и на воду, которая накапливалась во время дождика в следообразных ложбинках на камне. 1-ая по преданиям числилась живой, целебной, ею промывали глаза, окропляли тела нездоровых, прыскали на малышей. 2-ая называлась мертвой, и воспользоваться ею — значило наносить для себя вред.
Таковы легенды. А что молвят ученые? Кто по сути оставил следы на камне? Рукотворные они либо, может быть, природные?
Для того чтоб ответить на эти вопросы, углубимся… в камень. Его состав не всегда однороден. Нередко камни содержат внутри себя включения, которые отличаются цветом и структурой. Эти посторонние включения по-иному поддаются выветриванию, образуя естественные выемки на камне. Стоит их немножко подправить, придавая углублениям форму стопы, и пред нами камень-следовик. Но кому пригодилось «исправлять» выемки? К тому же известны камешки, следы на которых признаны полностью рукотворными. С какой целью это было изготовлено? Зададимся параллельно вопросом — только ли оттиски стоп оставили нам неизвестные каменотесы?
Разумеется, чтоб осознать предназначение камней-следовиков, нужно рассматривать все наскальные знаки, известные на сегодня. Это отпечатки ладоней на камнях (встречаются еще пореже, чем камни-следовики), уже упомянутые нами отпечатки лап животных и птиц, выбитые на камнях изображения крестов, кругов, подков, стрелок и, в конце концов, углубления в виде трапециевидных, треугольных либо неверной формы воронок либо чашек (камни-чашечники). Любопытно, что с камнями-чашечниками связаны те же предания о целебной (живой) воде, что и с камнями-следовиками. Это позволяет представить, что оба вида камешков были частью 1-го и такого же культа. Сразу все камешки со знаками нужно считать не отдельными монументами волшебных обрядов языческих времен, а элементами одного культа — в особенности если учитывать, что многие из их найдены в составе старых святилищ.
Отпечаток людской руки на юго-западе штата Миннесота. По оценкам археологов, этим следам приблизительно 5 тыщ лет. Фото (Creative Commons license): Ben Schaffhausen
Число культовых камешков, узнаваемых на местности Рф, исчисляется несколькими сотками (числа повсевременно уточняются), в примыкающей Белоруссии их более двухсотен (эту цифру приводят спецы Института геологии АН Беларуси, создатели Экспериментальной базы по исследованию ледниковых валунов), и открытия длятся. Священные камешки отлично известны в Прибалтике, Польше и Германии.
Можно очертить географию распространения культовых камешков другим образом, не указывая определенные страны: почитание камешков было обширно всераспространено там, где тысячелетия вспять властвовал Величавый ледник. Это он бороздил по горам, срывая каменные породы, он подхватывал их и уносил за собой в земли, где огромные и малые камешки отыскали новейшую родину, где на их были нанесены особенные знаки и где «пришельцы» стали частью истории — священными знаками религии.
Окончательная реконструкция культа священных камешков — дело грядущего. Сейчас можно гласить о версиях, которых несколько, ведь в протяжении долгой «каменной жизни» какие-то детали культа видоизменялись, а самим камням приходилось делать различные функции. Так, камешки с выбитыми на их знаками были бы межевыми, обозначающими границы владений племен либо княжеств. Их могли ставить в качестве указателей пути: к примеру, отпечаток ступни нацелен на север и задает направление. В тоже время зооморфные оттиски могли указывать на почитаемое животное — тотем племени. Вобщем, оттиск тотема — это уже не только лишь многофункциональная, да и обрядовая деталь.
Когда же сложился культ камешков? Согласно сложившейся в науке точке зрения, обожествление камешков берет свое начало в неолите и бронзовом веке. Тогда камни служили алтарями в языческих капищах. Скорее всего, роль алтаря делали камешки, напоминающие чашечники, но с воронкой большего размера, куда попадала кровь животных (мед, молоко, пиво), когда языческим богам приносились жертвы, совершались моления об успешной охоте (а позже — об урожае, предотвращении падежа скота). В то же время стоит сказать, что и камешки с зооморфными следами были бы объектом поклонения охотников, а позже скотоводов.
Камни-следовики принято связывать с древним культом поклонения Солнцу. Светило дает жизнь всему живому, путешествуя по миру и оставляя «следы» на камнях. Сразу существует теория, связывающая следовики с культом протцов, погибших людей. Этнографами и краеведами (на работы К. Тишкевича и П. Тарасенко ссылается геолог, полевой исследователь, создатель восхитительной книжки о прошедшем, реальном и возможном будущем ледниковых валунов «Молчаливые очевидцы прошлого» Эдуард Левков) не раз фиксировался последующий обычай, всераспространенный в Белоруссии и Литве в прошедших веках: после погибели кого-нибудь из членов семьи на камне выбивался след его ноги. После чего камень кидали в воду. Местные обитатели разъясняли этот обычай поверьем о том, что погибший не должен вновь ворачиваться домой — место мертвых на небесах, и поэтому пусть мертвец без промедлений идет в рай. Вероятней всего, культ Солнца существовал во времена расцвета языческой религии, а культ протцов сложился позже, получил обширное распространение в Средние века и в виде отголосков дошел до наших дней.
Голубий либо Синь-камень около Плещеева озера в Ярославской области. Фото: Виктор Симаков
Пролить свет на потаенны почитаемых камешков помогают и их имена. Камни с выбитыми на сероватых боках знаками либо полностью гладкие, но поражающие своими размерами, часто отлично известны современным жителям сел и деревень, даже если находятся под покровом леса в нескольких километрах от населенного пт. Старожилы, рассказывая исследователям поверья, связанные с местным камнем, обычно именуют его по имени — Святой камень, Князь-камень, Марья (Макошь) либо Перун, Даждьбог, Велесов камень. Последние имена — это уже прямое указание на былую принадлежность камешков к языческим капищам.
Отголоски ранешнего и позднего язычества, магические верования, также поэтичный вымысел, кутают камни плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Непременно одно: культ священных камешков пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал воздействие на новейшую, пришедшую на замену идолопоклонству, религию. Поверженные и позабытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не пропали безо всяких следов. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его монумент, обернись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется на данный момент у дороги, тысячелетие вспять лицезрели «скотьего бога» Велеса, а в примыкающее болото когда-то был брошен Перун.
Светлана Смирнова