Фигуры дам были обнаружены в неолитическом поселении, расположенном в равнине на юге нынешней Сербии. «Молодые дамы отлично одевались. Как и нынешние девицы, они носили недлинные топы и мини-юбки, а на руках - браслеты», - ведает археолог Джалка Кузманович-Цветкович. По ее словам, неведомое племя, жившее в 5400-4700 годах до н.э. на местности 120 гектаров, где сейчас размещено село Плочник, отлично разбиралось в торговле, ремеслах, искусстве и металлургии. Неподалеку от поселения находился термальный источник, который мог быть древним европейским «спа-курортом».
«Эти люди ценили красоту. Мы отыскали более 60 разных видов прелестной глиняной посуды и фигурок, при этом это не только лишь изображения богов, да и фигуры, сделанные просто для развлечения», - гласит Кузманович.
Медный век наступил ранее
Судя по находкам, у этого народа существовали точное разделение труда и строгая организация. В домах были печи и особые ямы для мусора. Погибших хоронили в особенных некрополях. Люди спали на шерстяных и меховых настилах, изготовляли одежку из шерсти, льна и кожи и разводили животных.
Огромное внимание обитатели поселения уделяли детям. Посреди отысканных реликвий - игрушки в форме животных, глиняные погремушки, также маленькие, грубо изготовленные горшочки, которые были бы сделаны детками.
Одна из более увлекательных находок археологов - трудно устроенная мастерская для производства металлических изделий, где были печь и разные инструменты, в том числе медный резец для рыхления земли, молоток с 2-мя головками и топор. «Это может означать, что медный век в Европе начался само мало на 500 лет ранее, чем мы полагали», - представила Кузманович. На данный момент считается, что на юго-востоке Европы медный век начался примерно в IV тысячелетии до н.э.
Культура Винча, получившая свое заглавие от одноименной деревушки, расположенной в 10 км к востоку от Белграда на берегу Дуная, - древная индоевропейская культура, воздействие которой распространялось по всей юго-восточной Европе. Ее охарактеризовывают высочайшее развитие архитектуры, прикладного искусства и строгая классовая иерархия. Расцвет культуры Винча приходится на период меж серединой VI тысячелетия и V тысячелетием до н.э. Некие ученые считают регион, окутанный культурой Винча, одним из древних очагов цивилизации вместе с Месопотамией, долинами Нила и Инда.
Сначала XX века в Винче были проведены раскопки, в процессе которых были найдены остатки 9 деревень эры неолита.
Обнаружение древнего в Европе рудника в округах реки Млава наткнуло ученых на идея о том, что культура Винча может быть первой европейской культурой, знакомой с металлом. Новые данные раскопок в Плочнике подтверждают эту догадку. «Люди тех пор умели добывать минералы, перевозить их и делать из их инструменты», - гласит археолог Душан Слживар из Сербского государственного музея.
Мастерская по производству металла в Плочнике представляет собой помещение площадью приблизительно 25 квадратных метров, стенки которого изготовлены из дерева и покрыты глиной. Печь, построенная за пределами мастерской, вооружена трубчатыми вентиляционными отверстиями. Не считая того, у печки было что-то вроде трубы, что позволяло воздуху попадать в печь и раздувать огнь, а дыму - свободно выходить наружу. «В Болгарии и на Кипре также были обнаружены подобные печи, но у их не было труб. Дым от огня выводился при помощи соломинок, и из-за этого люди задыхались от жары и углекислого газа», - добавил Слживар.
По словам ученого, похоже, что доисторические спецы по металлам проводили опыты с минералами - голубым азуритом, бирюзовым малахитом, красноватым купритом. А именно, куски малахита были обнаружены на внутренней стороне 1-го из горшков.
Долгие сборы археологов
Поселение, раскопки которого ведут на данный момент археологи, в первой половине V тысячелетия до н.э. было разрушено сильным пожаром. О его существовании в первый раз стало понятно в 1927 году, когда власти Царства сербов, хорватов и словенцев решили выстроить металлическую дорогу, соединяющую южный город Нис с провинцией Косово. Сообщения о неких находках были размещены уже тогда, но война, нехватка финансирования и недовольство местных сельских обитателей помешали исследованиям.
Раскопки начались исключительно в 1996 году. «Самое грустное для нас - это всегда момент окончания работы, когда мы осознаем, что все опять покроется землей, - сетует Кузманович. - Для страны это самый обычный вариант. Сохранение раскопа стоит очень недешево, и позже, крестьяне желают опять работать на собственной земле». Но, добавила она, все есть же некая надежда на то, что зона раскопок будут сохранена: очень велика их научная значимость. «Мы мечтаем в один прекрасный момент откопать целый город, тогда и мы сможем узреть жизнь доисторических людей во всей ее полноте», - произнесла Кузманович.
ЕКАТЕРИНА ЯКОВЛЕВА