Бурятские шаманы с острова Ольхон.
Источник: fotki.yandex.ru
Не достаточно какое озеро на Земле удостоилось таковой знаменитой славы и внимания, как Байкал. И за беспрецедентную глубину, и за чистоту воды, и за достояние рыбы. Но еще добавляли ему красы и значительности окружающие его горы, утесы, леса. Высочайшие горы, выступы над водой смотрятся что с суши, что с озера в особенности впечатляюще, незабвенно. Да к тому же наименования интригуют.Полуостров Святой Нос со обилием пещер. Арка либо Дыроватый мыс – типичные каменные ворота над водой, другим это сооружение представляется могучим слоном, опустившим в воду хобот. Гора Кобылья Голова. Мыс Бурхан (либо Барагхан) как продолжение Баргузинского хребта, поименованный еще старыми жителями в честь бога Байкала. Гора Дева с очертаниями дамского профиля. Писаный Камень с рельефно высеченным на горе изображением какого-то божества. Шаман-камень – это уже порог у истоков знаменитой «дочери Байкала» – Ангары. (В озеро впадает 336 рек!) Бухта Песочная как будто окружена 2-мя старыми храмами: это горы Большая и Малая Колокольни – под лучами солнца они кажутся осыпанными золотом, и как будто слышишь малиновый гул.
Шаманы не лишены были чувства красы и выбирали для собственных обрядов места повыше да попричудливее. В той же горе Шаманка есть сквозная недоступная пещера, в какой, дескать, витал дух Бурхана. Молвят, что шаманы для общения с этим духом и для собственной «подзарядки», ну и утверждения авторитета на очах соплеменников проникали через сокрытый вход в пещеру и внезапно появлялись с другой стороны. Вроде как проходили через гору. Оттого и испытывали прибайкальские буряты некий суеверный кошмар при виде этой горы. Тут же приносились жертвы Байкалу, при этом так обильные, как ни в одном другом месте побережья. До сего времени неподалеку от пещеры сохранились следы нескольких большенных кострищ с кучами обгоревших и обугленных костей, до полметра длиной.
Посреди местного населения существует целая серия преданий о связи горы Шаманка с некоторой белоснежной дамой, указывающей в непогодицу дорогу рыбакам, но вероятнее всего они все являются позднейшей традицией осмысливания позабытого культа. Вобщем, буряты до сего времени считают сказочную женщину-шаманку Ольхона, выходящую на верхушку утеса в виде белоснежного привидения, полностью реальным лицом. В давнешние времена здесь вправду обитала «весьма остроумная шаманка», представлявшая в собственном лице все духовенство острова. Это была обычная и благодушная бурятка, супруг которой прислуживал ей при жертвоприношениях. Видимо, она оставила добрую и долгую память о для себя
Из 22 незатопляемых островов на Байкале самый выдающийся и самый примечательный – священный Ольхон (в переводе с бурятского – «лесочек»). Это более высочайшая часть Ольхонских гор, укрытых под водой и являющихся ответвлением Приморского хребта. Он сравнимо маленький по площади, длиной в 70 с лишком км. Но была в нем своя привлекательная сила, особенная привлекательность. По словам археологов, тут что ни шаг, то стоянка старого человека либо могильник. Есть на Ольхоне и леса, и степь, и своя высшая точка – гора Жима (820 м). Время от времени именуют ее Ижимей – по мысу Ижен, что по-бурятски означает – владелец, владыка острова.
Гора эта, как и мыс Бурхан, числилась священной. Сюда, как к собственного рода Мекке степняков-шаманистов, добирались на поклонение номады Прибайкалья и Забайкалья. Меж иным, дамам доступ был запрещен, потому что они по вере числились созданиями низшего порядка и могли опоганить святые места. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору (а разрешение необходимо спрашивать у ламы в ближнем дацане), на год устанавливает связь с загадочной силой этого места и становится единым с богом. Только люди, ведущие праведный стиль жизни, могут узреть на склонах большущее изображение Будды.
На привершинном плато находится большое, почитаемое с древних времен «обо» – бугор из камешков, выкладываемых в честь духа этой горы. Чтоб сохранить эти пейзажные красы и охранить от очень ретивых поклонников исторические места, тут скооперировано два огромнейших в Рф государственных парка – Прибайкальский и Забайкальский.
Полуостров Ольхон – очень приметное сакральное место Азии. Ольхонские буряты, населяющие этот район, сохранили религию обычного шаманизма и в отличие от забайкальских бурят не подверглись воздействию буддизма и ламаизма. И ольхонские буряты питают к этим местам суеверный ужас.
Еще в позапрошлом веке В.А.Обручев писал: «…мимо Шаманской горы нельзя проезжать на колесах, а только верхом либо в санях, почему в летнее время сообщение меж западной и восточной частями Ольхона делается только верхом, ну и то в редчайших случаях, потому что буряты вообщем без охоты ездят мимо пещеры; не считая того, в этом случае, если в одном из родов есть мертвец, членам этого рода, другими словами целой половине острова, воспрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени».
Юрий Супруненко - кандидат географических наук.