Здесь чудью пахнет

Тут чудью пахнет

Существует огромное количество легенд о подземных городках, в каких люди по той либо другой причине укрывались от белоснежного света. Самое известное предание в этом ряду - о Китеж-граде, ушедшем или под землю, или под воду прямо на очах хана Батыя. А еще российские историки издавна спорят о загадочном народе, именуемом чудью, типо проживавшем до XIV века кое-где или на Урале, или в Прииртышье. В "Сибирских летописях" говорится, как будто чудь обитала под землей, только временами выходя на поверхность. Было это либо не было, точно сказать не представляется вероятным за неимением вещественных доказательств.

Тут чудью пахнет

Тут чудью пахнет

Подземный город Саван по версии историков держался как минимум еще 100 лет после взятия кочевниками

примыкающего селения Мохша

Фотограф: Андрей Замахин

Подземные поселения как таковые в прин­ципе науке известны - это разные пещерные комплексы и городка, но появлялись они в главном в районах с подходящим климатом - в Центральной Азии, на Ближнем Востоке либо в Средиземноморье, другими словами далековато от наших рубежей. Но и в центральной части Рф, как оказалось, есть уникальный подземный город, исследования которого в первый раз дали в руки историков уникальный материал. Он свидетельствует о былом существовании некоторой социальной группы, может быть, очень бессчетной, которая предпочла вести подземный стиль жизни. А вдруг это частица того самого народа, что некогда именовался чудью? Корреспонденты "Итогов" направились изучить подземелья.

На горе и под горой

На границе Пензенской области и Мордовии, в округах города Наровчат, который от Москвы отделяют полтысячи км, высится Саранская гора. Гора как гора. На 1-ый взор ничего такого особенного. Очень трудно поверить, что некогда в ней жили люди. Но это так. Краеведам точно понятно, что в подземных полостях в XVIII веке осели отшельники из размещенного недалеко Троице-Сканового мужского монастыря. В поисках уединения монахи жили тут прямо до 1933 года.

Тут чудью пахнет

В пещерах сохранились комнаты

Фотограф: Андрей Замахин

Понятно, что послушники фактически не проводили никаких работ под землей, а воспользовались тем, что уже было кем-то сотворено до их. Но кем? Природой? Не исключено. Гора состоит из мергеля - неплотной породы, и подземные воды за тыщи лет просто могли помыть бессчетные ходы. А может быть, потрудилась тут не только лишь природа, да и человек, обработавший стенки и своды образовавшихся залов и коридоров?

Еще сначала 80-х годов прошедшего века подземные сооружения завлекли внимание археолога Анны Алиховой. Изучив пещеры и ее округи, она пришла к воззрению, что снутри Саранской горы размещался некоторый населенный пункт. Краевед Владимир Поляков, увлеченный сейчас этой темой, знакомит нас с местностью: "Бугры вокруг были, по-видимому, частью крепостного вала. Он облегал гору, что делало подземный город труднодоступным для номадов, совершавших свои набеги. Это традиционный, исходя из убеждений археологов, вариант защитного вала. Под ним размещена 2-ая линия обороны - ров, который в моменты угрозы наполнялся водой. Со стороны оврагов с севера и юга ров оканчивался искусственными насыпями, не позволявшими воде уходить. А на месте сегодняшней дороги при подъезде к горе, возможно, размещался подъемный мост".

Под горой протекает река Ошля, заглавие которой переводится на российский язык с мордовского как… "городская река". При этом имя свое она получила очень издавна. По последней мере о ней есть записи, сохранившиеся со времен татаро-монгольского ига, стан татар с 1237 года находился недалеко, всего в 4,5 километра от горы. "Других обстоятельств именовать речку городской, не считая того, что рядом посреди непролазных болот и лесов было большое поселение, я не вижу", - гласит Владимир Поляков.

Исследователь считает, что в пещерах размещался людный город. На огромное количество населения указывают результаты раскопок. Поляков, лично принимавший в их роль, указывает нам отысканные у подножия горы ремесленные слободки, остатки кухни и иных надземных строений. Вход в подземную часть размещен на верхушке горы. Считается, что ходы в пещерах делятся на три яруса, по которым можно полностью свободно пройти. Есть типо к тому же 4-ый, но на данный момент проход к нему заблокирован. "Протяженность исследованных ходов к истинному моменту составляет 670 метров, - гласит Владимир Поляков. - Многие ходы завалены и до сего времени толком не исследованы. Полностью может быть, что пещеры распространяются на большей площади, ежели подразумевается".

Но молвят, что сначала ХХ века на 4-ый ярус спускались люди и сохранились их мемуары о подземном озере, окруженном каменными лавками. Подземное озеро как будто никогда не пересыхало. И воду из него обитатели городка использовали как для бытовых нужд, так и для наполнения оборонительного рва. Рядом со лавками типо стояли нефритовые статуэтки. Одна из этих статуэток попала в руки местного краеведа Маргариты Любчиной.

Тут чудью пахнет

Лестницы для перехода по этажам-ярусам

Фотограф: Андрей Замахин

Спелеологам и археологам удалось отыскать в подземном городке изумительные вещи. К примеру, на самом нижнем, 3-ем ярусе, расчистив завал, исследователи нашли достаточно просторное помещение. В нем находилось огромное количество непонятных пробирок с неведомыми субстанциями. Такое чувство, как будто тут размещалось некоторое подобие аптеки. Изучив странноватые воды, ученые так до конца и не узнали их параметров и представили, что это были неведомые сейчас лекарства. Тут же отыскали в пузырьках стойкие краски и ампулы с благовониями. Одну из ампул случаем разбили на поверхности горы, после этого над поляной еще длительно витал устойчивый приятный запах.

В пещерах на каждом ярусе размещены жилые помещения, напоминающие кельи. В маленьких комнатушках обустроены каменные лежанки. Спальные места есть и в самих проходах - это выступы в стенках. На их с легкостью мог уместиться человек.

Тут чудью пахнет

И захоронения монахов в замурованных кельях

На втором ярусе в породе выдолблено очередное огромное помещение. Его назначение осознать пока не удалось. Предположительно, в нем устраивали собрания городского населения.

Сотрудник Наровчатского музея-заповедника Наталья Сивцова поведала "Итогам", что в пещерах имелся очередной уровень ходов. Его размеры не позволяли проходить по нему людям, и вероятнее всего он служил для вентиляции. Возможно, частично проходы выводили и дым от печей, где готовилась еда, и обогревающих костров. Все-же под землей держится достаточно неуютная температура - от 7 до 10 градусов зависимо от яруса. Все же воздух в пещере чистейший - в другом не стали бы жить летучие мыши, в богатстве заселяющие местные подземные ходы.

Питание пещерные обитатели, естественно, добывали на поверхности. Возможно, на их столы попадали мед с пасеки, находившейся у подножия горы, и плоды деревьев, возрастающих на склонах. Гору покрывали богатые сады. При этом плодоносящие культуры были высажены не случаем. Во-1-х, они не такие густые, как обыденный лес, что позволяло свободно следить за округами и впору узнавать о приближающихся номадах. Во-2-х, в отличие от лиственничных и хвойных деревьев садовые культуры не пускают свои корешки глубоко в землю и не способны повредить каменные своды пещер.

Как и хоть какое общество, население подземного городка делилось на сословия. О социальной неоднородности обитателей может свидетельствовать то, что жилые помещения оборудованы с различной степенью комфорта. В неких из их были даже туалеты. Не считая того, была тут и типичная система подслушивания: стенки пронизывают тонкие глиняние трубки. Они позволяют на очень дальнем расстоянии услышать разговор, произносимый даже шепотом.

Когда же жили тут люди, а главное - кто они были?

Жили-были

О том, сколько просуществовал подземный город, можно только строить догадки. У Владимира Полякова две версии. Согласно первой город был основан посреди первого тысячелетия. На это указывают отысканные под землей предметы, свидетельствующие о связях с Парфянским королевством. Подразумевается даже, парфянцы после его падения их государст­венности в 224 году в поисках приюта пришли конкретно сюда и прорыли пещеры, которые стали центром отлично укрепленного подземного городка. На связи городка с старым восточным государством показывает и не так давно отысканный тут наконечник скифской стрелы. А ведь скифы были ираноязычными кочевниками.

Есть и другая версия. Может быть, это был встречающийся в легендах город под заглавием Саван, жителями которого являлись буртасы - племя, этнический состав которого до сего времени точно не установлен. По одной из версий они были потомками ираноязычных сарматов. Как знать, может быть, конкретно этих людей, пришедших с Востока, и окрестили тем словом "чудь" за расчудесное познание секретов обустройства пещер под землей, в каких было удобнее всего скрываться от противников. Народам, жившим в то время по соседству, вправду могло показаться необыкновенным и дивным свойство людей то уходить навечно под землю, то вновь ворачиваться на свет.

Вообщем буртасы в первый раз упоминаются арабскими создателями в Х веке, и поэтому город был, может быть, построен в X-XI веках. А закат его, по всей вероятности, наступил в XIV веке. Это означает, что окруженный непролазными болотами он существовал более сотки лет после того, как эту местность заняли монголо-татарские племена под предводительством хана Узбека. Тогда появляется очередное совпадение: в легенде о Китеж-граде люди уходили под землю на очах татаро-монгольского войска. В исторических документах краеведы отыскали также информацию о том, что в XIV веке город был все-же взят кочевниками и они отрезали у всех плененных и убитых правые уши. Таких набралось порядка 4 тыщ.

Может быть, предстоящее исследование загадочного подземного городка позволит археологам прочесть неведомые странички его истории.

Владимир Крючков

Прописка

Люд с загадкой

Ольга Зеленцова , кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Института археологии РАН:

- Буртасы - это таинственный люд, узнаваемый только по письменным источникам. Потому нужно осторожно подходить к утверждению о существовании буртасского городка вообщем. Также нельзя совершенно точно утверждать, что рядом с Наровчатом был большой подземный город. Быстрее это комплекс пещер, в каких могли жить монахи-отшельники.

Дмитрий Мадуров , кандидат искусствоведения, археолог, историк:

- Представляется странноватым, что на этой местности, населенной в те времена мордвой и булгарами, мог существовать другой люд. Неясно, как буртасы сюда вклинились. У их было свое княжество со столицей на реке Суре. Когда Золотая Орда под предводительством предводителя Бату-хана захватила их городка, то вырезали весь люд. Так буртасы и пропали.

Александр Сохряков , директор Наровчатского музея-заповедника:

- Буртасский город Саван полностью мог размещаться в этих пещерах. Судя по археологическим раскопкам, это очень древнее поселение. Прямо на склоне горы и под землей находят керамику периода XIII века, наконечники стрел, различное орудие. Это все совершенно точно гласит о том, что пещеры были жилыми за длительное время до того, как в их поселились монахи.

Похожие статьи: