Подземный город Саван по версии историков держался как минимум еще 100 лет после взятия кочевниками
примыкающего селения Мохша
Фотограф: Андрей Замахин
Подземные поселения как таковые в принципе науке известны - это разные пещерные комплексы и городка, но появлялись они в главном в районах с подходящим климатом - в Центральной Азии, на Ближнем Востоке либо в Средиземноморье, другими словами далековато от наших рубежей. Но и в центральной части Рф, как оказалось, есть уникальный подземный город, исследования которого в первый раз дали в руки историков уникальный материал. Он свидетельствует о былом существовании некоторой социальной группы, может быть, очень бессчетной, которая предпочла вести подземный стиль жизни. А вдруг это частица того самого народа, что некогда именовался чудью? Корреспонденты "Итогов" направились изучить подземелья.
На горе и под горой
На границе Пензенской области и Мордовии, в округах города Наровчат, который от Москвы отделяют полтысячи км, высится Саранская гора. Гора как гора. На 1-ый взор ничего такого особенного. Очень трудно поверить, что некогда в ней жили люди. Но это так. Краеведам точно понятно, что в подземных полостях в XVIII веке осели отшельники из размещенного недалеко Троице-Сканового мужского монастыря. В поисках уединения монахи жили тут прямо до 1933 года.
В пещерах сохранились комнаты
Фотограф: Андрей Замахин
Понятно, что послушники фактически не проводили никаких работ под землей, а воспользовались тем, что уже было кем-то сотворено до их. Но кем? Природой? Не исключено. Гора состоит из мергеля - неплотной породы, и подземные воды за тыщи лет просто могли помыть бессчетные ходы. А может быть, потрудилась тут не только лишь природа, да и человек, обработавший стенки и своды образовавшихся залов и коридоров?
Еще сначала 80-х годов прошедшего века подземные сооружения завлекли внимание археолога Анны Алиховой. Изучив пещеры и ее округи, она пришла к воззрению, что снутри Саранской горы размещался некоторый населенный пункт. Краевед Владимир Поляков, увлеченный сейчас этой темой, знакомит нас с местностью: "Бугры вокруг были, по-видимому, частью крепостного вала. Он облегал гору, что делало подземный город труднодоступным для номадов, совершавших свои набеги. Это традиционный, исходя из убеждений археологов, вариант защитного вала. Под ним размещена 2-ая линия обороны - ров, который в моменты угрозы наполнялся водой. Со стороны оврагов с севера и юга ров оканчивался искусственными насыпями, не позволявшими воде уходить. А на месте сегодняшней дороги при подъезде к горе, возможно, размещался подъемный мост".
Под горой протекает река Ошля, заглавие которой переводится на российский язык с мордовского как… "городская река". При этом имя свое она получила очень издавна. По последней мере о ней есть записи, сохранившиеся со времен татаро-монгольского ига, стан татар с 1237 года находился недалеко, всего в 4,5 километра от горы. "Других обстоятельств именовать речку городской, не считая того, что рядом посреди непролазных болот и лесов было большое поселение, я не вижу", - гласит Владимир Поляков.
Исследователь считает, что в пещерах размещался людный город. На огромное количество населения указывают результаты раскопок. Поляков, лично принимавший в их роль, указывает нам отысканные у подножия горы ремесленные слободки, остатки кухни и иных надземных строений. Вход в подземную часть размещен на верхушке горы. Считается, что ходы в пещерах делятся на три яруса, по которым можно полностью свободно пройти. Есть типо к тому же 4-ый, но на данный момент проход к нему заблокирован. "Протяженность исследованных ходов к истинному моменту составляет 670 метров, - гласит Владимир Поляков. - Многие ходы завалены и до сего времени толком не исследованы. Полностью может быть, что пещеры распространяются на большей площади, ежели подразумевается".
Но молвят, что сначала ХХ века на 4-ый ярус спускались люди и сохранились их мемуары о подземном озере, окруженном каменными лавками. Подземное озеро как будто никогда не пересыхало. И воду из него обитатели городка использовали как для бытовых нужд, так и для наполнения оборонительного рва. Рядом со лавками типо стояли нефритовые статуэтки. Одна из этих статуэток попала в руки местного краеведа Маргариты Любчиной.
Лестницы для перехода по этажам-ярусам
Фотограф: Андрей Замахин
Спелеологам и археологам удалось отыскать в подземном городке изумительные вещи. К примеру, на самом нижнем, 3-ем ярусе, расчистив завал, исследователи нашли достаточно просторное помещение. В нем находилось огромное количество непонятных пробирок с неведомыми субстанциями. Такое чувство, как будто тут размещалось некоторое подобие аптеки. Изучив странноватые воды, ученые так до конца и не узнали их параметров и представили, что это были неведомые сейчас лекарства. Тут же отыскали в пузырьках стойкие краски и ампулы с благовониями. Одну из ампул случаем разбили на поверхности горы, после этого над поляной еще длительно витал устойчивый приятный запах.
В пещерах на каждом ярусе размещены жилые помещения, напоминающие кельи. В маленьких комнатушках обустроены каменные лежанки. Спальные места есть и в самих проходах - это выступы в стенках. На их с легкостью мог уместиться человек.
И захоронения монахов в замурованных кельях
На втором ярусе в породе выдолблено очередное огромное помещение. Его назначение осознать пока не удалось. Предположительно, в нем устраивали собрания городского населения.
Сотрудник Наровчатского музея-заповедника Наталья Сивцова поведала "Итогам", что в пещерах имелся очередной уровень ходов. Его размеры не позволяли проходить по нему людям, и вероятнее всего он служил для вентиляции. Возможно, частично проходы выводили и дым от печей, где готовилась еда, и обогревающих костров. Все-же под землей держится достаточно неуютная температура - от 7 до 10 градусов зависимо от яруса. Все же воздух в пещере чистейший - в другом не стали бы жить летучие мыши, в богатстве заселяющие местные подземные ходы.
Питание пещерные обитатели, естественно, добывали на поверхности. Возможно, на их столы попадали мед с пасеки, находившейся у подножия горы, и плоды деревьев, возрастающих на склонах. Гору покрывали богатые сады. При этом плодоносящие культуры были высажены не случаем. Во-1-х, они не такие густые, как обыденный лес, что позволяло свободно следить за округами и впору узнавать о приближающихся номадах. Во-2-х, в отличие от лиственничных и хвойных деревьев садовые культуры не пускают свои корешки глубоко в землю и не способны повредить каменные своды пещер.
Как и хоть какое общество, население подземного городка делилось на сословия. О социальной неоднородности обитателей может свидетельствовать то, что жилые помещения оборудованы с различной степенью комфорта. В неких из их были даже туалеты. Не считая того, была тут и типичная система подслушивания: стенки пронизывают тонкие глиняние трубки. Они позволяют на очень дальнем расстоянии услышать разговор, произносимый даже шепотом.
Когда же жили тут люди, а главное - кто они были?
Жили-были
О том, сколько просуществовал подземный город, можно только строить догадки. У Владимира Полякова две версии. Согласно первой город был основан посреди первого тысячелетия. На это указывают отысканные под землей предметы, свидетельствующие о связях с Парфянским королевством. Подразумевается даже, парфянцы после его падения их государственности в 224 году в поисках приюта пришли конкретно сюда и прорыли пещеры, которые стали центром отлично укрепленного подземного городка. На связи городка с старым восточным государством показывает и не так давно отысканный тут наконечник скифской стрелы. А ведь скифы были ираноязычными кочевниками.
Есть и другая версия. Может быть, это был встречающийся в легендах город под заглавием Саван, жителями которого являлись буртасы - племя, этнический состав которого до сего времени точно не установлен. По одной из версий они были потомками ираноязычных сарматов. Как знать, может быть, конкретно этих людей, пришедших с Востока, и окрестили тем словом "чудь" за расчудесное познание секретов обустройства пещер под землей, в каких было удобнее всего скрываться от противников. Народам, жившим в то время по соседству, вправду могло показаться необыкновенным и дивным свойство людей то уходить навечно под землю, то вновь ворачиваться на свет.
Вообщем буртасы в первый раз упоминаются арабскими создателями в Х веке, и поэтому город был, может быть, построен в X-XI веках. А закат его, по всей вероятности, наступил в XIV веке. Это означает, что окруженный непролазными болотами он существовал более сотки лет после того, как эту местность заняли монголо-татарские племена под предводительством хана Узбека. Тогда появляется очередное совпадение: в легенде о Китеж-граде люди уходили под землю на очах татаро-монгольского войска. В исторических документах краеведы отыскали также информацию о том, что в XIV веке город был все-же взят кочевниками и они отрезали у всех плененных и убитых правые уши. Таких набралось порядка 4 тыщ.
Может быть, предстоящее исследование загадочного подземного городка позволит археологам прочесть неведомые странички его истории.
Владимир Крючков
Прописка
Люд с загадкой
Ольга Зеленцова , кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Института археологии РАН:
- Буртасы - это таинственный люд, узнаваемый только по письменным источникам. Потому нужно осторожно подходить к утверждению о существовании буртасского городка вообщем. Также нельзя совершенно точно утверждать, что рядом с Наровчатом был большой подземный город. Быстрее это комплекс пещер, в каких могли жить монахи-отшельники.
Дмитрий Мадуров , кандидат искусствоведения, археолог, историк:
- Представляется странноватым, что на этой местности, населенной в те времена мордвой и булгарами, мог существовать другой люд. Неясно, как буртасы сюда вклинились. У их было свое княжество со столицей на реке Суре. Когда Золотая Орда под предводительством предводителя Бату-хана захватила их городка, то вырезали весь люд. Так буртасы и пропали.
Александр Сохряков , директор Наровчатского музея-заповедника:
- Буртасский город Саван полностью мог размещаться в этих пещерах. Судя по археологическим раскопкам, это очень древнее поселение. Прямо на склоне горы и под землей находят керамику периода XIII века, наконечники стрел, различное орудие. Это все совершенно точно гласит о том, что пещеры были жилыми за длительное время до того, как в их поселились монахи.