Антропологическая реконструкция

Скифы (греч. Σκύθαι) — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к некоторым племенам и народам, обитавшим в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов. 

В наше время под скифами обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Южной России, Казахстана и части Сибири.

Информация о скифах происходит преимущественно из «Истории» Геродота и археологических раскопок в степях Украины и России. Скифо-сарматский язык (или языки) входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях. 

Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией, слово «скифы» часто использовалось по отношению ко многим другим народам евразийских степей. В источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются готы. Византийские источники часто называют скифами русь. Сколоты — самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил его в следующем контексте: 

По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. 

Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. 

Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами 

Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII веку до н. э.. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, изгнав киммерийцев, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии. 

Другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры. 

Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.

Археолог Наталья Данилко показывает реконструкцию — предполагаемый вид женского головного убора скифов, калафа, из кургана Веселовского. Калаф надет на скульптуру головы скифянки, внешность которой восстановлена по черепу согласно методу антрополога М. М. Герасимова

Антропологическая реконструкция Золотого воина выполненная в московском музее-лаборатории имени М. Герасимова. II–III вв, Актау предположительно гунн.

Актау - Скульптурная реконструкция по черепу женщины из скифского кургана на плоскогорье Укок, Южный Алтай, V в. до н. э. — «Алтайская леди».

Скиф

Гумаровский курган. Скиф (?).

Скифы

Килур — царь скифов, IIв.д.н.э.

Сарматы.

Сарматы (греч. Σαρμάται, лат.Sarmatae), также савроматы, — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги и др.), известны с VII века до н.э., родственны скифам Причерноморья и сакам Средней Азии. Их прародина — южное Приуралье и западный Казахстан. На рубеже III и II веков до н.э. сарматы разгромили скифов и продвинулись на запад, заняв территорию от Тобола до Дуная. Памятниками сарматской культуры являются курганные погребения с богатым погребальным инвентарем. Некоторые из них по своей грандиозности и богатству ни в чем не уступают скифским. Найденные в них украшения из бронзы и золота сделаны в скифо-сарматском «зверином» стиле. У сармат долго сохранялись элементы матриархата. Женщины участвовали в военных походах и нередко занимали главенствующее положение в обществе. Известны богатые захоронения женщин-вождей в полном воинском вооружении.

Геродот пишет, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», — заключает историк.

Регионом формирования сарматов считаются поволжско-приуральские степи.

Сармат из Старо-Лыбаевского могильника.

Курганный могильник Старо-Лыбаевский находится в лесостепи в 75 км к югу от Тюмени (Западная Сибирь). Раскопки проводились в 1998-2001 году археологами Института проблем освоения Севера СО РАН. Курганы имеют диаметр до 30 м. В них, помимо одиночных, найдены и коллективные погребения мужчин и женщин с воинским вооружением. Рядом с захоронениями людей в курганах найдены скелеты лошадей и фрагменты конской сбруи. Многие могилы разграблены еще в древности.

Реконструкция 30-40-летнего мужчины сделана по останкам из погребения в кургане № 33. Его антропологический тип – европеоидный, с возможной незначительной монголоидной примесью, короткоголовый и широколицый, со слегка уплощенным лицом, но с высоким переносьем и сильно выступающим носом

В могиле были обнаружены роговые накладки на лук, колчан, стрелы с костяными и железными наконечниками, фрагменты железного кинжала. Несомненно, похороненный был воином. Поэтому на реконструкции он показан одетым в кожаный шлем и в панцирь из костяных пластин, фрагменты которого найдены в погребении из соседнего кургана. Время захоронения — I век н.э.

Реконструкция внешности сарматской жрицы

Некоторые другие реконструкции:

Господин "Ак-кюн". Рекострукция древнего тюрка. Алтай.

Пластическая реконструкция по черепу женщины из погребения XIII в. Казахстан, городище Бозок. Золотая Орда.

Инжу — монголка в возрасте 50 лет. Выглядит мужественно, сурово, и когда антрополог рассматривала кости, то удивилась тому, что кости черепной коробки чрезвычайно толстые. Зато если посмотреть на лицо, типично монголоидное, то у нее аккуратный носик. Она сочетает в себе черты как европеоидной, так и монголоидной расы. И, может быть, она не кажется красавицей с точки зрения современных представлений о красоте, но для своего времени это была величественная женщина высокого роста. Она носила железную пику, что говорит о ее силе.

Тимур (Тамерлан) – средневековый завоеватель. XIV век.

Шахрух – сын Тимура. XV век.

Жители античной Мессены

Неандерталоидно-негроидный мужчина ок. 25 лет связан и втиснут в тесную могильную яму без инвентаря. Похоже на ритуальное жертвоприношение чужака.

Один из вариантов позднего Homo neanderthalensis.

Реконструкциия Лондонского университета головы норвежца из Йорка 10-11 век.

Похожие статьи: