Главная задача современной философии культуры и культурологии состоит в том, чтобы выявить действительные "образующие" личности как антропологической кон-станты - этого высшего единства человека, сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от собы-тий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происхо-дящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Он идентифицируется не только своим именем, его идентифицирует и закон, по крайней мере, в пределах, в которых он признается от-ветственным за свои поступки. Человека рубежа тысячелетий, времени психоанализа и интернета, недавнего тоталитарного опыта, предельных практик, гендерных револю-ций нельзя считать прежним классическим субъектом европейской антропологии и социологии. Человек изменяется, и притом настолько, что, обсуждая происходящий сдвиг, вспоминается постмодернистская формула: «смерть субъекта». Обнаружилась предельная или беспредельная пластичность и подвижность, изменчивость не каких-то атрибутов и акциденций, а самой природы, натуры человека.
Для обозначения антропологической константы в культурной локалистике перво-начально необходимо определить типы антропологического дискурса. Логика научной рефлексии вокруг антропологической проблематики выявила размежевание областей исследования: естественнонаучная антропология; философская антропология; куль-турная антропология.
В понимании антропологической константы выработаны следующие требования типологического подхода: а. Антропологическая организация константы осуществля-ется по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности (как мотива-ционного системообразующего фактора развития личности) и по основанию социаль-ных отношений, в которые она вступает в процессе своего бытия. б. Мотивации дея-тельности являются в одно и то же время ее этапами или стадиями, последовательно меняющими и обусловливающими друг друга. В своей совокупности эти стадии обра-зуют единый процесс формирования антропологической личностной константы. в. Они же выступают подсистемами самой антропологической культурной константы как динамической и саморазвивающейся целостности. Структурные элементы мотиваци-онной деятельности входят в систему ее социальных отношений не полностью, а лишь частично, опосредуя связи между человеком и культурными локальными образова-ниями и сторонами этих отношений.
Под антропологической константой (A-const) понимается неизменная фундамен-тальная постоянная человека, входящая в законы формирования культуры и являю-щаяся масштабной характеристикой социокультурных процессов и культурных мик-рообъектов. Традиция, культура и цивилизация составляют три уровня, три измерения человеческой практики, причем культура занимает промежуточное, посредническое положение между традицией и цивилизацией. А узловыми моментами генезиса и функционирования культуры выступает антропологическая константа.
Выделены основные антропологические константы культуры: биологические (сознание, самосознание, разум, интеллект, творческие потенции, агрессия) и социо-культурные (стремление к познанию, вера, человеческое (гуманистическое), личность)
Личность является сущностной, центральной характеристикой антропологической констаны в культуре. Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека. Личность - продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной дея-тельности и общения. Формирование личности происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций. Лич-ность - объединенная единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная).
Проблемы исследования личности дифференцируются: а. биологические и соци-альные детерминанты личности, б. степени свободы личности по отношению к при-роде, обществу и самой себе.
Многочисленные существующие типологии и классификации личности имеют разные теоретические основания - нейрофизиологические, психофизиологические, психологические, социально-психологические, социологические, - причём между раз-ными теориями и уровнями исследования большей частью нет логических мостов. Здесь мы подходим к главной методологической проблеме, которая кроется за опре-делением сущностных антропологических категорий.
Структура антропологической константы не сводится ни к богатству связей «че-ловек – культура», ни к степени их иерархизированности, что ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порож-дающих борьбу между ними. Теоретический анализ позволяет выделить, по мень-шей мере, три основных параметра антропологической константы в культуре: широ-ту связей «человек-культура»; степень их иерархизированности; их общую структу-ру. Культурно-типологическая парадигма ведет к новому антропологическому подхо-ду и углу зрения, новому типу антропологии. Этот подход, что назван нами культур-но-типологической антропологией, которая характеризуется двумя определяющими чертами:
1) типологический подход в культуре становится базовой методологической предпосылкой анализа сущности человека в историко-культурном процессе,
2) культурно-типологическая открытость, или наличие культурной антропологи-ческой перспективы.
Основания антропологической константы
1. Первое основание антропологической константы есть богатство связей инди-вида с миром культуры. Мы выражаем эти действительные отношения через поня-тие деятельности, ее смыслообразующих мотивов. Виды культурной деятельности, составляющие основания антропологической константы, включают в себя также и виды теоретические и что в ходе развития круг их способен не только расширяться, но и оскудевать.
2. Другой, важнейший параметр антропологической константы есть степень иерархизированности видов культурной деятельности, их мотивов. Степень эта мо-жет быть очень разнообразной, независимо от того, узко или широко основание лич-ностной антропологической константы, образуемое его связями с окружающим.
Идеальность сущностной антропологической константы может быть достигнута только на синтезе человека-личности, реального в идеальности, личности в человеке.