Что такое британский стиль, каждый представляет себе по-своему, причем это, как правило, абсолютно противоположные представления. Или что-то крайне консервативное с викторианским оттенком, или, напротив, что-то невероятное, на грани приличий. И те и другие правы, потому что без единства и борьбы этих противоположностей не было феномена британского стиля.
Все в курсе, что родом из Лондона такие революционные вещи, как мини-юбка, массовая уличная мода в целом, панк-стиль и мода на секонд-хенд и многое другое. Все это возникло уже во второй половине ХХ века, и вовсе не из-за того, что были забыты традиции «старой, доброй Англии». В британских традициях, если разобраться, заложена и тяга к эксперименту, и обычай заботиться о своем гардеробе при любых обстоятельствах, и стремление выглядеть безупречно в любой ситуации.
Британские денди в начале XIX столетия буквально за пару десятилетий сломали канон мужской элегантности, складывавшийся в Европе веками. Они перевернули все вверх ногами, отменив мужской силуэт, считавшийся эталоном. А эталоном была приземистая грушеобразная фигура, с узким плечевым поясом, широкими бедрами и короткими ногами, что достигалось с помощью кроя сюртука с зауженными плечами и расходящимися фалдами. Под сюртук надевались пышные панталоны с поясом, подвязывавшимся под живот, который и был центром композиции, чулки с подвязками под колено зрительно укорачивали ноги.
Английские денди во главе с великолепным Джорджем Браммеллом выбросили этот костюм на свалку истории, создав современный мужской силуэт с широкими плечами, узкими бедрами и длинными ногами, который с тех пор не изменился. Британцы заложили основы современного мужского костюма, более того, они сформулировали современное понимание мужской сексуальности: тренированное, ловкое и чистое тело, ухоженные кожа и волосы, простая одежда, которая подчеркивает все достоинства фигуры, и минимум аксессуаров, то есть «заметная незаметность».
Понятие мужской брутальности тоже пришло из эстетики дендизма. Непроницаемое лицо, пренебрежение к опасностям, едкий юмор, умение устроить эффектный скандал и безукоризненный костюм — все это черты гангстерского стиля, который, безусловно, вырос из британского дендизма. Знаменитый гангстер Диллинджер, «погоревший» из-за пальто, истинный денди криминального мира.
Излюбленный денди минимализм, под знаком которого и развивался мужской костюм до начала ХХ столетия, приглянулся и великой Коко Шанель, создавшей из «дендистского конструктора» новый тип женской элегантности, совершенно лишенной легкомысленности и кокетства, но при этом сексуальный. Оказалось, что классический костюм — эффектная оправа и для женской красоты, а эстетика дендизма практически универсальна.
Для британца любого пола абсолютно естественно ставить знак равенства между такими понятиями, как хороший костюм и цивилизация. Этим принципом руководствовалось британское правительство в 1941 году, когда в блокированной фашистами Великобритании был принят особый план «Утилити». Этот план предусматривал введение талонов на одежду и лимиты на расход тканей и пуговиц.
Помимо правительственных чиновников в проекте участвовали и ведущие британские модельеры, которые создали для легкой промышленности модели, требующие минимальных расходов тканей и упрощенной технологической обработки. Всего были отобраны 32 классические модели, принятые к производству. Благодаря «Утилити» британцы в тяжелые военные годы чувствовали себя людьми. Более того, рядовые граждане с точки зрения стиля во время войны были одеты лучше, чем до войны. Как раз аккуратный твидовый костюм с минимум фурнитуры, родившийся на дымящихся руинах Лондона, и стал символом британского стиля на долгие годы. И в этом, простом, на первый взгляд, костюме революционных идей заложено больше, чем в любой другой авангардной вещи.
Как только в 1949 году отменили талоны на одежду, в Лондоне родилась первая уличная субкультура, взявшая на вооружение принципы дендизма. Молодые люди с рабочей окраины Южного Лондона, называвшие себя «тедди-бойз» или «тедами», в честь короля-денди Эдуарда VII, носили вызывающе элегантные, неподобающие людям их социального слоя костюмы. Бархатные пиджаки, узкие брюки-дудочки, набриолиненные коки «тедов» в 1957 году благодаря Международному фестивалю молодежи и студентов появились в Москве. Советские стиляги — тоже, в конечном счете, адепты британского стиля.
Во второй половине ХХ и в ХХI веке Лондон не сдавал и не собирается сдавать своих позиций в моде. В 1960-е возникли «моды», любившие элегантные костюмы хорошего качества, джаз и французское кино. Потом Лондон стал «свингующим», появились мини-юбки, затем возникли хиппи, а после — панки, начала творить бабушка английского панка Вивьен Вествуд. Наконец, выпускники британских модных школ возглавили ведущие мировые Дома моды. И все это время английские создатели моды руководствовались принципами британского стиля. Это значит, что даже самый революционный замысел должен быть безукоризненно исполнен, нужен хороший крой и удобство. При этом не стоит забывать и коммерческую составляющую — вещи должны продаваться.
Главный же принцип современного британского стиля заключается в умении творчески использовать абсолютно все, что есть в истории и культуре страны. Колониальное прошлое, викторианство, свойственные британцам индивидуализм и консервативность и, наконец, истинно английская традиция нарушать традиции.