Как естествоиспытатели антропологи собирают документальные данные, делают всевозможные замеры, систематизируют данные, строят таблицы и корреляции, основываясь на многочисленных и независимых источниках. Если им приходится иметь дело с большими массами людей, например крупной народностью, этническими беженцами или сексуальным меньшинством в современном мегаполисе, охватить которые исследователь не в состоянии, то он прибегает к выборочным опросам и наблюдениям, использует статистику и математические процедуры. Однако часто антропологу приходится иметь дело с немногочисленной общностью – вымирающим этносом, небольшим племенем, несколькими стариками и старушками, сохранившими фольклорное наследие своей деревни. В таких случаях им приходится применять субъективные методы.
Основные черты использования методов полевого исследования в этнографии и антропологии выражаются в следующем:
- Непосредственное наблюдение повседневного поведения людей методом участвующего наблюдения (participant observation) и получение данных из первых рук.
- Непринужденная беседа с теми, кто больше всех осведомлен о повседневной жизни племени, с целью заручиться их согласием на проведение в дальнейшем научного интервью, которое может носить как неструктурированный, так и структурированный вид.
- Подготовка программы интервью для получения полноценной научной информации, которая может послужить к дальнейшему углублению исследования данной общности.
- Генеалогический метод.
- Детальная работа с хорошо осведомленными информантами (well-informed informants) о тех или иных сторонах социальной жизни общины.
- Глубинное интервью (In-depth interviewing), которое нередко завершается составлением коллекции историй жизни (life histories) конкретных людей.
- Эмическое (Emic), ориентированное на ценности на местных жителей, исследование (actor-oriented), преследующее целью понять верования и взгляды аборигенного населения.
- Этическое (Etic), ориентированное на ценности и задачи самого ученого, исследование (observer-oriented), позволяющее интерпретировать материал в соответствии с понятиями и теориями этнографической науки.
- Проблемно ориентированное исследование самого разного толка.
- Лонгитюдное исследование – продолжительное изучение одного объекта либо одного явления[6].
Антропология отличается от других наук, изучающих человека, своей
- а) компаративностью (сравнительный анализ культур)
- б) холистичностью (охват всех сторон общества или жизни человека),
- в) глобальностью (ей доступны все культуры и все страны во все эпохи)[7].
В этнографии и антропологии полевым исследованием называется невключенное изучение аборигенной группы, ее культуры и образа жизни, поведенческих ритуалов и социальных практик, с выездом на место ее проживания (часто в отдаленные уголки Земли), где люди находятся в реальных жизненных ситуациях.
Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения и о материальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино- и фотоаппаратуры, аудио- и видеосредств) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы материальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний[8].