Коль скоро мы вступаем в год Синей Лошади, не грех вспомнить, что поэт Владимир Маяковский в своем стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» когда-то написал: «…Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь…»
Как знать, может быть, классик был и прав, особенно если иметь в виду, что мифология издревле объединила человека и это благородное животное в единый образ, создав легендарное существо, получившее название «кентавр». Что же мы знаем об этих полулюдях-полуконях?Со времен греческой античности кентавры - мифические существа с туловищем лошади, торсом и головой человека - являются символом двойственности.
Они представляют собой олицетворение низшей природы людей, их животной натуры, соединенной с высокой природой, человеческими достоинствами и способностью мыслить.В греческой мифологии это - дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Кентавры возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало склонность этих существ к пьянству и амурным приключениям.
Существует несколько легенд о происхождении кентавров. В так называемую «доолимпийскую» эпоху, когда Олимпа, который населяли боги, еще не было, появился «справедливейший из кентавров» - Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты лошади и человека. Хирон прославился мудростью, терпением, умением врачевать, он был наставником героев мифологических историй Ясона, Актеона, Ахиллеса. Первых двух Хирон учил благородной охоте, добывая дичи столько, сколько необходимо для пропитания, и не допуская никаких излишеств. Будущего героя Троянской войны Ахиллеса Хирон воспитывал с младенчества, вскармливая его мясом львов и диких кабанов, костным мозгом медведей («Ахилл» — значит «не кормленный грудью»).
Фениксу - мифологической птице, обладающей способностью сжигать себя и затем возрождаться, кентавр Хирон вернул зрение, вылепив искусственные глаза из порошка опала, бирюзы и сапфиров, смешав этот порошок с золотым песком, нектаром и амброзией. Ко всему был добавлен осколочек солнечного луча, и мир яркими красками засиял в новых глазах Феникса.Хирон - единственный из кентавров, обладавших бессмертием, дарованным ему богами. Но и он, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждет умереть.
А случилось вот что. Как-то раз Геракл, направлявшийся за огромным вепрем, заглянул по дороге в гости к кентавру Фолу. И, увидев у того бочку с вином, предназначенным для всех соплеменников Фола, открыл ее. Привлеченные запахом вина, стали сбегаться к пещере другие кентавры. Выпитое вино вскружило голову Гераклу, и он отогнал нежданных визитеров горящими головнями, а потом стал стрелять из лука отравленными ядом стрелами, предназначенными для вепря. Одной из стрел Геракл и попал в своего друга Хирона. Велики были страдания несчастного, но смерть не шла к нему, так как он был бессмертен. И тогда титан Прометей согласился стать бессмертным вместо него.
Бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, Зевс согласился на этот обмен, перенеся Хирона на небо – так появилось созвездие Стрельца (Кентавра).В «олимпийскую» эпоху возникает другой миф о происхождении кентавров. Будто бы фессалийский царь Иксион (Фессалия - исторический регион северо-востока Эллады на побережье Эгейского моря) воспылал любовью к самой владычице богов Гере. Зевс подшутил над ним, подослав вместо богини туманное облако, которому он придал облик Геры. И родился в этом странном браке кентавр; от него и диких кобылиц фессалийских гор и произошло все это буйное племя. Данный миф объясняет эпитет «тучеродные», которым античные авторы обозначали кентавров. Самая популярная из легенд та, где повествуется о битве кентавров с пригласившими их на свадьбу лапифами — мифическим фессалийским племенем. Их вождь Пирифой праздновал свадьбу. Все его соплеменники прибыли со своими подругами, а среди кентавров оказалось много одиноких мужей. И задумали они похитить себе невест из племени лапифов.
Много вина выпили кентавры на свадьбе, помутился их разум. Захмелевшие существа оскорбили невесту и, опрокидывая столы, затеяли знаменитую «кентавромахию»: стали хватать беззащитных дев и крушить лапифов. Но те тоже были могучи и мужественны, к тому же на их стороне сражался герой Тесей. И побежденные кентавры вынуждены были бежать из Фессалии. Этот миф как бы подтверждает известную истину, что пьянство до добра не доводит. В знаменитой «Одиссее» великого грека Гомера описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пейритоона, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши, нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого, в общем и целом, положительного существа.
Греческий кентавр – практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона… Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед… С тех пор продолжается вражда между людьми и кентаврами». И Эвритион был первым, кто ощутил на себе зло пьянства.История другого кентавра – Нессоса – дошла до нас благодаря трагедии Софокла (V век до н.э.). Геракл везет к себе в дом свою невесту Дейанейру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен.
Девушка садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Нессос хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь. Умирая, Нессос советует невесте собрать его кровь и использовать ее в качестве ядовитого зелья в случае, если Геракл когда-нибудь полюбит другую женщину. Дейанейра обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл, в конце концов, изменив ей, надевает эту тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь…Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.) в своих знаменитых «Метаморфозах». В частности, поэт рассказывает о Цилларе – юном, белокуром кентавре и Гилономе – его возлюбленной, девушке-кентавре с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история юного кентавра, его подруги, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра.
Словом, кентавр - необычное, парадоксальное существо, полное страстей и чувств. И - недоразгаданная тайна природы. Именно природы - сейчас специалисты могут утверждать это с абсолютной точностью. В течение долгого времени ученые не располагали более или менее достоверными доказательствами реальности существования кентавра. Ошибочно считалось, что это сугубо мифологический персонаж, которого нет, и никогда не было.
Однако было бы странно, если бы это вымышленное существо так часто упоминалось в различных литературных источниках, так часто изображалось скульпторами и живописцами. Ведь, к примеру, широко известно, что прототипом морских сирен послужили реальные животные с этим же названием, а на острове Комодо сохранились вараны воистину драконовских размеров.Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили неопровержимые доказательства своей правоты. Археологические раскопки близ Эль-Аюма (Западная Сахара) рассеяли все тайны и домыслы - там было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых довольно хорошо сохранились.
Профессор Калифорнийского института естествознания Дж. Эпштейн по этим останкам восстановил внешний вид кентавра. Размеры его оказались отнюдь не гигантскими: в холке - около метра, от передних копыт до макушки - примерно метр восемьдесят. Объем мозга несколько меньше, чем у человека, но больше чем у шимпанзе и гориллы.Ученые полагают, что доисторические предки кентавров, очевидно, обитали в лесах, и были чересчур медлительными. Выглядели протокентавры иначе: конечности были короткие и неуклюжие, передняя часть туловища совсем не напоминала человеческую.
Жили они в берлогах и были всеядны. Однако, в связи с изменением климата, предки кентавров сделались степными животными, что потребовало от них более высокой скорости передвижения. При этом передняя часть тела оторвалась от земли и стала легче, а задняя - наоборот, сделалась более массивной; средние и задние конечности заметно вытянулись. Далее, в процессе эволюции, задняя часть их тела все более напоминала лошадиную, так как условия обитания и образ жизни кентавров были абсолютно такими же, как у диких лошадей. Передняя же часть, став вертикальной, высвободилась для полезного труда, передние конечности постепенно стали напоминать человеческие руки. Остается загадкой, были ли кентавры разумными.
Мифология говорит "да", но наука не обладает достоверными данными на этот счет. К сожалению, загадка эта неразрешима, так как все кентавры давно вымерли. Можно предположить, что повинны в этом именно люди, враждовавшие с ними, как и утверждают мифы. Очевидно, громоздкие и неповоротливые, кентавры не выдержали конкуренции с ловкими и мобильными представителями человеческого племени. Предположительно, уже в первом тысячелетии до нашей эры эти животные были полностью вытеснены с территории Древней Греции и из Европы вообще. Загнанные в пески Сахары, уменьшающиеся группы могли просуществовать до первых веков нашей эры. Как бы там ни было, но эти полулюди-полулошади стали неотъемлемой частью нашего знания о древности. Их «похождения» издревле привлекали поэтов, художников и скульпторов возможностью показать действие грубой необузданной силы.
Эти сюжеты были популярны как в античные времена, так и в последующие эпохи. Интересно, что в христианстве кентавр символизирует чувственность, чрезмерные страсти, излишества, прелюбодеяние, становится воплощением дьявола. Кроме того, этот персонаж служил образом человека, разрывающегося между добром и злом, еретика, который хоть и знает истинное учение, но применяет его неверно. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел своей животной природы, противопоставляется благородному рыцарю, а часто является олицетворением высокомерия.Так это или нет – легенды на то и легенды, чтобы будоражить наше воображение. И в канун года Синей Лошади, быть может, стать еще одним поводом, чтобы задуматься о сложности человеческой натуры, в которой уживаются многие противоположности. Так же, как уживались они в мифическом образе необузданных полулюдей-полуконей…