Панамский канал
ПАНАМСКИЙ КАНАЛ, шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Атлантический и Тихий океаны. У атлантического входа в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского – Бальбоа и Панама.
Длина панамского канала от глубочайшей до глубочайшей воды – 81,6 км, малая ширина – 150 м, гарантийная глубина – 12 м, размер камер парных шлюзов – 305 на 33,5 м. Водораздельный участок
ПАНАМСКИЙ КАНАЛ, шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Атлантический и Тихий океаны. У атлантического входа в канал расположены порты Кристобаль и Колон, у тихоокеанского – Бальбоа и Панама.
Длина панамского канала от глубочайшей до глубочайшей воды – 81,6 км, малая ширина – 150 м, гарантийная глубина – 12 м, размер камер парных шлюзов – 305 на 33,5 м. Водораздельный участок канала длиной 51 км лежит на высоте 25,9 м над у.м. Входя со стороны Атлантического океана, суда поднимаются через три ступени шлюзов Гатун в искусственное озеро Гатун, которое образовано плотиной Гатун через реку Чагрес и лежит на высоте 25,9 м над у.м. В 1935 объем водохранилища был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к появлению озера Мадден. Из озера Гатун суда проходят 12-километровую Кулебрскую выемку, через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес (16 м над у.м.), минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив. Среднее время прохождения судов через канал составляет 7–8 часов. Обоестороннее движение нереально только для крупнотоннажных судов на участке Кулебрской выемки.
Первым из европейцев Панамский перешеек пересек в 1513 испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа. В колониальную эру не один раз появлялись так и не реализованные планы строительства трансокеанского канала. Интерес США к идее строительства канала обозначился во время калифорнийской золотой лихорадки 1848. В 1850 США и Великобритания заключили договор Клейтона – Булвера, согласно которому стороны отказались получать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет.
В 1878 Франция получила от Колумбии, куда до 1903 входила Панама, концессию на 99 лет для строительства канала. В 1879 была создана компания под управлением Фердинанда Лессепса, строителя Суэцкого канала, и спустя два года начались работы. Но в 1887 компания разорилась из-за огромных цен, валютных афер и высокой смертности рабочих. В то время США зондировали возможность прокладки трансокеанского канала через местность Никарагуа, и специально изготовленная в 1899 комиссия через три года пришла к выводу, что этот вариант более рационален. Свободу действий США получили в 1901, когда заключили с Великобританией договор Хея – Паунсфорта, аннулировавший предыдущий договор. Французская компания страшилась потерять все капиталовложения в случае строительства канала через Никарагуа и предложила США все права и свою собственность в Панаме за 40 млн. баксов. Североамериканская комиссия рекомендовала принять эти условия, и в 1902 конгресс одобрил проект и начал переговоры с Колумбией.
В 1903 при президенте Рузвельте меж США и Колумбией был подписан договор Хея – Эррана о строительстве канала. Но сенат Колумбии отказался ратифицировать договор. Тогда США стали оказывать поддержку панамским сепаратистам и не позволили колумбийским войскам высадиться на перешейке, чтобы подавить восстание. В конечном итоге 3 ноября 1903 Панама объявила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного страны.
Уже 18 ноября 1903 США и правительство новообразованной республики подписали договор Хея – Бюно-Варильи, согласно которому североамериканцы получали полный контроль над зоной шириной в 10 миль, проходящей полосою через весь перешеек. США заплатили Панаме 10 млн. баксов и обязались выплачивать еще 250 000 баксов раз в год. При всем этом Панама фактически становилась протекторатом США. В 1914 США подписали с Колумбией договор Томпсона – Уррутии, обеспечивший за определенную компенсацию признание Колумбией независимости Панамы. Сенат США отложил ратификацию договора, и только в 1921 Колумбия получила обещанные 25 млн. баксов.
В 1905 назначенный президентом Рузвельтом экспертный совет рекомендовал выстроить безшлюзовый канал, но конгресс принял проект шлюзового канала. Поначалу работы велись под управлением гражданских инженеров, но с 1907 строительство взяло на себя военное министерство. В его ведении находился и докторский контроль над санитарными аспектами и исцелением тропических болезней. Французы, начинавшие строительство, выполнили выемку 23 млн. куб. м земли по маршруту канала; североамериканцам оставалось вынуть еще 208 млн. куб. м. 1-ое судно прошло через панамский перешеек 15 августа 1914, но фактически канал вступил в строй после официального открытия 12 июня 1920. По правительственным источникам, сооружение канала обошлось в 380 млн. баксов.
Зона Панамского канала. Договор Хея – Бюно-Варильи 1903 отдавал во владение США в общей трудности 1432 кв. км панамской местности, включая озера Гатун и Алахуэла, позже переименованное в озеро Мадден. Вплоть до 1979 управление зоной канала было тесно связано с администрацией самого канала. Губернатором зоны был генерал инженерного корпуса армии США, а в зоне функционировали собственные полицейские и пожарные части, суд, почта, мед учреждения и школы с преподаванием на английском языке.
Панамский канал в международных отношениях. В дипломатических отношениях Панамы и США на передний план всегда выходили трудности, связанные с зоной канала. Панама стремилась расширить свое роль в управлении каналом, прирастить свою долю прибыли, протестовала против дискриминации работавших в зоне панамцев. По договору Хьюлла – Альфаро 1936 были отменены и пересмотрены некоторые кабальные положения договора 1903. А конкретно, США отказались от права военного вмешательства во внутренние дела Панамы и от монополии на коммуникации через перешеек, предоставляли панамцам право торговли в зоне канала и прирастили ежегодные выплаты до 430 тыс. баксов.
Договор Эйзенхауэра – Ремона 1955 передавал Панаме собственность США вне зоны канала ценой в 24 млн. баксов, увеличивал ежегодную арендную плату до 1 млн. 930 тыс. баксов, обязывал США выстроить мост через канал (завершен в 1962) и сделать водоснабжение городов Колон и Панама, лишал ряда льгот североамериканских предпринимателей, ограничил дискриминацию панамцев, занятых в зоне канала, предоставил правительству Панамы право взимать налоги со собственных людей, работающих в зоне, и с иностранцев (не считая янки), работающих вне зоны.
В 1959 в зоне канала произошли стычки панамцев с милицией США. После переговоров 1960 США согласились вывесить на границе зоны флаги 2-ух государств – США и Панамы. По грядущим договоренностям 1962 США позволили проносить панамский флаг через зону и согласились продолжить дискуссии по другим вопросам, в том числе о равной оплате труда в зоне канала для янки и панамцев. В январе 1964, после того как американские студенты отказались нести панамский флаг вместе со своим флагом, произошли новые беспорядки, которые привели к разрыву дипломатических отношений. Панама вновь потребовала пересмотреть условия договора 1903. В апреле 1964 дипломатические дела были восстановлены.
В 1967 был разработан проект договора о суверенитете Панамы над зоной канала и разработке объединенного управления каналом, но в 1970 Панама отвергла этот проект. Переговоры, возобновившиеся в 1971, привели к подписанию в 1977 2-ух соглашений, согласно которым 1 октября 1979 зона канала переходила под юриспунденцию Панамы, а к 2000 США обязались передать Панаме сам канал. Вобщем, североамериканцы оставили за собой право военного вмешательства при необходимости защиты канала и сохранения его нейтралитета. Согласно договоренностям, для эксплуатации канала создана комиссия Панамского канала. До 1990 во главе Комиссии стоял гражданин США, назначаемый президентом США, после 1990 и вплоть до передачи канала в декабре 1999 ее возглавлял гражданин Панамы, также назначавшийся президентом США.
Оставить комментарий